Освоение телесного пространства

Формирование пространственных представлений связано с ис­пользованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически бо­лее ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено-солома»), ко­торые заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помо­щью тряпочки, часов и т.п. Можно прикрепить значок у сердца. Та­ким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших ма­нипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращает­ся в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, бо­тинки, трава).

Базовое упражнение на формирование пространственных пред­ставлений заключается в том, что каждое из направлений связывает­ся (закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторо­ну; вниз — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с психо­логом, который и поясняет (означивает) каждое направление. Боль­шую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняется упраж­нение.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а так­же переход от совместного к самостоятельному выполнению, из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок перехо­дит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем — только взором.

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 159

30. Ходьба и прыжки:

а) с поворотом на 90° и 180° в обе стороны;

б) через предмет (вправо — влево, вперед — назад), лежащий на
полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом,
боком, спиной;

в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастичес­
кую палку: с продвижением на разные расстояния от какого-то ори­
ентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным дви­
жением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно
линии и т.д.).

31.Ребенок и психолог встают рядом лицом к зеркалу и с прого-
вариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же дей­
ствия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на
груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.

32. «Выше — ниже». Стоя перед зеркалом, они вместе анализиру­
ют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с
точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находим,
показываем и называем то, что «выше всего» (голова, макушка); что
«ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». После ос­
воения данного этапа повторяем это без зеркала, а затем — с закры­
тыми глазами.

Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; соб­ственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, коле­но, голень, стопа) относительно друг друга.

33. «Спереди — сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спе­
реди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сза­
ди (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по
инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) по­
верхности своего тела и называет соответствующие его части.

34. «Дальше — ближе». Ребенку предлагается назвать у себя (от­
носительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе,
чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».

35. «Право — лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не
является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. на­
ходятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо
привести путем специальных упражнений по соотнесению частей
тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме:

Освоение телесного пространства - student2.ru

160 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), за­тем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (на­пример, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занима­тельным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний па­лец левой руки и т.д.».

36. «Путаница». Психолог намеренно показывает не те движения
или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить
ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения
становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взросло­
му, ребенку) и контролирует их выполнение.

Наши рекомендации