Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий

На формирование одновременных и реципрокных координации ока­зывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения пра­вой и левой половин тела.

Упражнения лежа на спине

139. Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и пере­
крещены Х-образно; одновременно оттягивается вверх мысок (пятка)
правой ноги и кисть левой руки, расслабление, то же — для левой
ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги.

140. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки
вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна
— вверх, другая — вниз) таким образом, что одна рука оказывается
вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова на­
клоняется в сторону верхней руки, а колени — в сторону нижней
руки, и наоборот.

141.Модифицированный вариант «велосипеда» — ребенок ими­
тирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладо­
нью) противоположного колена; одноименного колена; затем снова
противоположного колена.

142. Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются од­
новременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо,
влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, пере­
крест рук и перекрест ног).

143. Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище.
Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног:
вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжа­
тые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

144.Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с на­
пряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются
одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, впра­
во, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, пе­
рекрест рук и перекрест ног).

145.Фиксированы туловище и руки — руки прижаты к груди в
положении тройного сгибания (в плечевых, локтевых и лучезапяст-

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 143

ных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и ног (так же, как в 144).

146.Фиксированы туловище и ноги в положении тройного сги­
бания (в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах). Выпол­
няются одновременные движения головы, глаз, языка и рук (так же,
как в 144 и 145).

147.Фиксированы глаза, руки и ноги, то есть те части тела, ко­
торые обеспечивают пространственно-координационную функцию
тела. Ребенок выполняет повороты туловища: сначала медленные по­
вороты в одну, затем в другую сторону при фиксированных голове и
взгляде, сцепленных руках и ногах. Затем в движение вместе с туло­
вищем вовлекается голова. После этого отрабатываются вертикальные
осевые движения (ось «голова — копчик») с поднятием тазового по­
яса; плечевого пояса; одновременно тазового и плечевого поясов.

Затем все перечисленные упражнения выполняются разнонап­равленно во всех вариантах.

Упражнения сидя

Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук сначала вы­полняется в свободном темпе, а затем — под хлопки взрослого, рит­мичную музыку и т.п.

148.Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые че­
люсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый
рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные
движения рук и глаз:

а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно
то правая рука ударяет по правому колену, то левая — по левому,
одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную,
затем в противоположную от руки сторону;

б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то пра­
вая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновре­
менно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой,
а затем в противоположную от руки сторону.

149.Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются со­
четанные движения языка и рук аналогично описанным в упраж­
нении 148.

150.Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки рас­
полагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещива­
ются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом
глаза и язык двигаются следующим образом:

144 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

а) глаза вместе с языком сначала за ладонью, затем от нее;

б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за
ладонью, от нее;

в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений,
двигаются глаза — за ладонью, от нее;

г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;

д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.

151.Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в
стороны), большие пальцы вверх. Движения руками выполняются од-
нонаправленно и разнонаправленно с глазами и языком. Это же уп­
ражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянуты­
ми вперед или в стороны руками.

Упражнения стоя на четвереньках

152.Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кис­
тях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги,
затем противоположных руки и ноги. При этом руки вначале распо­
лагаются параллельно друг другу, затем перекрещиваются, то есть
при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, за­
тем левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг
другу-

153. Сочетанные движения глаз, языка, рук и ног, ползая на чет­
вереньках (вперед, назад, вправо, влево). Руки и ноги двигаются в
последовательности, приведенной в упражнении 152, при этом глаза
и язык совершают следующие движения:

а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем
от нее;

б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за
ладонью, от нее;

в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений,
двигаются глаза — за ладонью, от нее;

г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;

д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.

Упражнения стоя

154.«Перекрестные и односторонние движения». На первом эта­
пе ребенок медленно шагает, попеременно дотрагиваясь то правой,
то левой рукой до противоположного колена (перекрестные дви­
жения). Психолог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 145

в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на чет­вертом — односторонние.

Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение пе­рекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное уп­ражнение под счет психолога, можно предложить ему вести счет са­мостоятельно — считая и контролируя последовательность и пере­ключение с движения на движение. Более сложный вариант этого уп­ражнения — нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает психолог, или когда ре­бенок переводит глаза по словесной инструкции.

155. «Цыганочка». И.п. — поставить ноги на ширине плеч, руки
опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вер­
нуться в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки
(согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п.
Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой
руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.

156. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждой ру­
кой, а затем одновременно обеими. Образцы графических паттернов
представлены на рис. 6. Чрезвычайно важно, чтобы синхронно дви­
гались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу
друг другу и т.д. Сначала ребенок рисует (обводит нарисованный об­
разец) прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные;
затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных
положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой поло­
винах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям лис­
та); одно симметрично расположенное изображение; законченный
сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каж­
дого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом
двуручно.

Потом это же задание можно перенести на горизонтальную плос­кость — выполняя те же (и более сложные) рисунки на листе бумаги, сидя за столом.

157. «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте
любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть снача­
ла в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — нога­
ми. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», попок, хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается

146 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий - student2.ru

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 147

Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий - student2.ru

Рис. 6. Образцы для обведения

148 Часть П. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

число движений за счет соединения классического и данного вариан­тов. Аналогично — ногами;

б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями
друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар
другой ладони о кулак. Играя в паре, после хлопка удар «кулак-ла­
донь» ребенок делает с вами. В еще более сложном варианте «кулак-
ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то
левая, то правая рука);

в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в
котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь
ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга
ребрами);

г) после собственного хлопка ребенок «здоровается» с партне­
ром, как в классическом варианте, соприкасаясь с партнером стопа­
ми, коленями, бедрами, локтями, плечами.

158.Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене
на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены на 3—5 метров
вправо, а затем влево. Сначала двигаются одноименные, а затем про­
тивоположные рука и нога:

а) руки и ноги параллельны;

б) руки перекрещены, ноги параллельны;

в) ноги перекрещены, руки параллельны;

г) руки перекрещены, ноги перекрещены.

В более сложном варианте это упражнение выполняется с вытя­нутыми вверх руками; ребенок при этом смотрит прямо перед собой или закрывает глаза.

159. Прыжки на месте на двух ногах:

а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч,
лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у
носков, то у пяток ног);

б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочеред­
но правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая
палка, лежит между стопами ног).

Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторо­ну, что и ноги, затем — в противоположную.

160.Прыжки с продвижением, в качестве ориентира использует­
ся линия на полу между стопами ног:

а) чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно (поочеред­но впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным дви­жением рук, вытянутых прямо перед собой — сверху рука, одноимен­ная (противоположная) стоящей впереди ноге;

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 149

б) чередование прыжков: ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.

Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторо­ну, что и ноги, затем — в противоположную.

161.Беговые упражнения с прямым и перекрестным перешагива­
нием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг дру­
гу, под углом — в виде ломаной линии; по ориентирам (меловая раз­
метка, кольца и т.д.).

Следующий блок упражнений может выполняться лежа, сидя или стоя. Необходимо каждое из них делать в три этапа: 1) руки пря­мые (опущены, подняты или вытянуты); 2) кисти фиксированы на плечах, локти свободны; 3) руки прижаты к груди, кисти свободны.

162. «Птенчики». Рот широко открывается так, чтобы тянулись
уголки рта, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладо­
ни на уровне плеч, разжимать и сжимать кулаки, одновременно от­
крывая и закрывая рот, и наоборот: сжимая кулак, открывать рот.
Удерживать рот открытым (2—3 сек.), согласовывая это с движением
рук.

163. «Жало змеи». Ребенок изображает языком жало змеи, резко
выкидывая язык вперед с силой (до боли). Затем одновременно с язы­
ком жало змеи имитируют руки (согнутые в локтях руки выбрасыва­
ются вперед и возвращаются в исходное положение). Затем руки и
язык двигаются разнонаправленно.

164. «Обезьянка». Ребенок изображает обезьянку, которая гри­
масничает перед зеркалом:

а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же с одновремен­
ным движением рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются
разнонаправленно;

б) двигает челюсть вправо-влево; то же с перемещением рук в ту
же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные
стороны;

в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные сто­
роны;

г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а
затем в разные стороны.

165. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы «трубочкой» вперед, а
затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется:

а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает «трубочку», и приведением ладоней к плечам во время выпол-



Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация



нения «улыбки»; затем наоборот: «трубочка» — руки к плечам (гру­ди), «улыбка» — руки вверх (вперед) и т.д.;

б) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево; то же — с одно­
временным перемещением рук в ту же сторону, что и губы, а затем —
с движением рук в противоположную сторону (например, губы впра­
во, руки влево);

в) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновремен­
ным движением языка в ту же сторону, затем в противоположную;

г) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновремен­
ными движениями глаз в ту же, а затем в противоположную сторону;

д) вытянутые «трубочкой» губы вращать по кругу (направо, за­
тем налево).

166. «Качели». Ребенок изображает языком движение качелей:
поднимать язык вверх, опускать его вниз; то же — с одновременным
движением рук сначала в ту же, что и язык, а затем в противополож­
ную ему сторону. Те же движения языка сочетать с движениями глаз.

167. «Часы». Движение языка к уголкам рта направо и налево, то
же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и
язык, а затем в противоположную ему сторону. Сочетать движения
языка с движениями глаз.

168. «Хомяк». Ребенок изображает хомяка, который идет по лесу.
Вот какой он сытый (облизаться, надуть обе щеки, развести руки), а
такой — голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя).
Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать
щеки в такт с руками). Влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить
кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть). Это за­
дание необходимо дополнить любыми выразительными движениями
рук, ног, всего тела.

Раздел 2

Наши рекомендации