Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем
несколько поз), в создании которой участвует все тело.
2. «Хастш. Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных
поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех
циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность
на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в
день 5—7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что
и на рисунке 7.
Рис. 7
Хотелось бы добавить, что мы вообще недостаточно уделяем внимания традиционным методам коррекции, базирующимся на позно-жестовой (общетелесной и особенно — мануальной) компоненте. Читатели могут убедиться в их необычайной эффективности, используя литературу (в частности, приведенную в настоящем издании) по йоге, даоским лечебным жестам, танцевальной терапии, цигуну и т.п.
3. «Угадай часть тела и запомни ее название».Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ре-
152 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
бенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2—3 точками.
После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.
4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ре
бенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом
фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед
зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «те
лесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновре
менно.
5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем
на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг,
квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если
он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную,
наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бу
маги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке,
«рисуя» на обеих сторонах кисти.
При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите,
назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной
фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие,
мягкие и т.п.). После этого предложите ему ощупать вслепую мате
риал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал
или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем —
другой.
7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном
домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждач
ная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бу
мага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку»,
слева — гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открыты-
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 153
ми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой или левой рукой.
Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.
8. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек
разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми
глазами разложит их на однородные кучки.
9. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непроз
рачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, мо
нету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь
угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупы
вать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по
очереди.
Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.
10. «Доски Сегена». Используется модифицированный вариант
этого известного теста. Он проводится в 4 этапа: 1) выполняется в
свободном режиме; 2) выполняется только одной рукой (правой,
потом левой); 3) левая рука работает с фигурами, а правая опознает
гнезда; 4) правая рука работает с фигурами, а левая — с гнездами.
Глаза ребенка при этом закрыты.
11. «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархат
ной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку,
кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и малень
кие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.
Попросите ребенка:
— на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;
- с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза,
указать на нее в ряду нарисованных;
- одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе
или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
12. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки со
ставьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно
ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант,
когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, на
звать и запомнить, а затем составить из них слово.
Глава 2. Зрительный гнозис
13. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения,
целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по гори
зонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде по
лос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает
разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количе
ство фрагментов должно соответствовать его актуальным возможнос
тям. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по кон
фигурации.
14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагает
ся картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометричес
кий рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и
набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фраг
мент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких
фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую
часть.
15. «Чего здесь не хватает?» Внимательно посмотрев на изоб
ражение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и
исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему
показывают правильное изображение предмета и проводят срав
нение.
16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным
количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в
о |
Рис. 8
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 155
заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.
17. «Загадочныерисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчи
тать изображенные на рисунке предметы (рис. 8).
18. «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (нало
женных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных
предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, фор
ме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от
возраста и возможностей ребенка.
19. «Что перепутал художник?» В изображениях любых предме
тов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не
свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.
20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный мате
риал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расстав
ленные точки или значки любой конфигурации; различные пересека
ющиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагает
ся различить на таком «фоне» «фигуры», то есть найти, показать и
назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предме
ты, буквы, цифры и т.д.).
Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 9.
Рис. 9 |
21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты»
в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, ко
ридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание
156 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
(«У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.
Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.) и специальных геометрических форм и предложить ребенку пройти по нему. Потом на бумаге: дать задание ребенку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом и лишь потом прослеживать путь исключительно глазами.
Рис. 10 |
22. «Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором враз
брос нарисовано большое количество различных простых предметов,
геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычерк
нуть все изображения одного вида.
23. «Тест Виткина». Здесь надо найти в нижних фигурах одну из
«спрятанных» в них эталонных (изображенных вверху) (рис. 10).
24. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, циф
рами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повер
нутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения
25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в раз
личных вариантах) букву, цифру (слово). Попросите его определить,
что за буква (слово) не дорисована, и дописать ее.
26. «На что похожа буква?» Спросите, на что похожа та или иная
буква. Попросите дорисовать ее так, чтобы получился этот предмет.
В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.
27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком
различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опоз
нать и назвать.
На следующем этапе в воздухе прописываются их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма: пропуске букв, их заменах (например, ребенок путает строчные и прописные буквы, бн д, « и /п и др.), «зеркальном» написании и других ошибках. Далее ребенок выполняет необходимые движения вместе с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх перед школьной доской или тетрадью.
28. «Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного
рода ошибки в тексте: отсутствующие или лишние штрихи в буквах,
лишняя буква или пропуск ее в словах; написание всех слов в пред
ложении с большой или с маленькой буквы; разные высота, шири
на, цвет или шрифт букв и т.п.
29. «Рамка с окошком». Рамка представляет собой прямоугольный
кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко
равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рам
ка может быть п- или г-образной формы (рис. 11). Введение рамки ус
траняет страх перед объемом текста, позволяет ребенку не терять сло
во, не перескакивать с одной строки на другую и благодаря этому
автоматизировать навык чтения.
Рис. 11
158 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Глава 3. Пространственные