Конфликты в условиях конкуренции
Новым явлением, связанным со становлением рыночных отношений в российской практике, стала конкуренция. Конкуренция-это соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенных областях деятельности. Конкуренция характерна для различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов. Переход от конкуренции за ресурсы и товары к конкуренции за потребителей и ужесточение отношений в этой сфере стали мощным фактором, усиливающим конфликтные составляющие в деятельности организаций. Вместе с тем конкуренцию характеризует наличие правил (норм), в соответствии с которыми происходит взаимодействие субъектов. Контроль соблюдения этих правил осуществляет третье лицо. Если происходит нарушение принятых правил, то возникает ужесточение конкурентной борьбы, развиваются конфликты различных видов. Например, прием в институт, как ситуация конкуренции, всегда сопровождается конфликтами, но если введенные правила приема в вуз соблюдаются, то разнообразие конфликтов здесь ограничивается внутриличностными конфликтами для студентов, которые переживают свои неудачи на экзаменах. Если же происходит нарушение установленных правил приема (или одной из сторон кажется, что происходит такое нарушение), то происходит эскалация внутриличностного конфликта, его разрастание в межличностный или другой вид конфликта. Люди ведут борьбу за ресурсы, работу, за предоставление всевозможных льгот, за товары и услуги и др. Конкуренция осуществляется на различных уровнях:
государственном, т.е. конкурируют самостоятельные государства за территории, приоритеты в направлениях развития, сырье, рынки сбыта своей продукции;
организационном, т.е. фирмы, организации конкурируют между собой, отстаивая свои экономические интересы (увеличение объемов продаж, долю продукции на рынке; выпуск новой продукции, привлечение новых клиентов);
личностном, т.е. отдельные личности вступают в борьбу друг с другом за власть, рабочие места, ресурсы и пр.
В управленческой деятельности конкуренция происходит на уровне работников (за лучшее выполнение работы и признание заслуг); на уровне руководителей структурных подразделений (за ресурсы для своего подразделения); на уровне руководителей организации (за долю рынка, за клиентов). Таким образом, субъекты конкуренции и конфликта совпадают, так же как в некоторых случаях совпадают объекты (ресурсы, должности, квалификация). Рассматривая объект конкуренции, можно сделать вывод, что в качестве объекта выступают преимущественно всевозможные ресурсы (материальные, информационные, временные), хотя внешне это может выглядеть и по-другому. В дальнейшем будем рассматривать конкуренцию как конфликтную ситуацию, постоянно существующую между участниками конкурентной борьбы и при определенных условиях перерастающую в конфликт. Понятия "конфликт" и "конкуренция" имеют как общие свойства, так и различия. Общее между конкуренцией и конфликтом заключается в следующем:
борьба за свои интересы;
активные взаимонаправленные действия субъектов;
противоположность целей участников взаимодействия (реализация целей одной из сторон полностью лишает оппонента возможности реализовать свои цели);
нарушение стабильности "Я-образа" у участников в результате вступления в борьбу.
Отличия конкуренции от конфликта:
конкуренция предполагает достаточно часто опосредованные, а не прямые воздействия, как при конфликте, т.е. оппоненты выбирают способы косвенного воздействия: снижение цены на свой продукт, увеличение объема продаж своей продукции, повышение качества свой продукции;
в условиях конкуренции затрагиваются преимущественно экономические интересы субъектов взаимодействия;
перечень объектов конкуренции представляется более узким, чем объектов конфликта: объекты конкуренции входят в объект конфликта, но конфликт может разразиться и без конкурентной борьбы со своим объектом;
наличие правил ведения конкурентной борьбы: законодательство, положения, регламентирующие акты в организациях, этические нормы, кодексы и т.д.; нарушение этих правил и приводит к конфликтам;
частое участие третьей стороны при разрешении спора между конкурентами: арбитры, посредники, руководители. При решении конфликта к помощи посредника прибегают, но не слишком часто, в зависимости от характера конфликта.
Конкуренция, происходящая на любом уровне, определяет высокий уровень мотивации. Находясь в состоянии сравнения своих личных качеств и профессиональных возможностей, индивиды вынуждены, защищая свой Я-образ, работать интенсивнее. Конкурентная борьба заставляет каждую из сторон доказывать свое преимущество, свое превосходство перед другой стороной. Именно поэтому конкуренция является движущей силой рыночной экономики. Следует отметить, что с точки зрения особенностей поведения индивида в условиях конкуренции у него возникает необходимость доказывать свое преимущество в различных областях деятельности по сравнению с оппонентом. Такое положение приводит к усилению действия психологических механизмов защиты, реализации позитивных функций конфликтов (стимулирование к развитию, изменениям). Конкуренция используется руководителем для активизации деятельности своих сотрудников, для повышения их отдачи в работе, для переключения внимания с одних проблем на другие, повышения эффективности функционирования подразделений.
Контрольные вопросы: Типы конфликтных ситуаций. Приведите примеры. Этапы развития конфликта. Всякий ли конфликт имеет все этапы? Как изменяются возможности разрешения конфликта по мере его развития и перехода на следующие этапы? В чем проявляется цикличность в развитии конфликта? Какую роль в разрешении конфликтов играют партнерские взаимоотношения? В чем состоит взаимосвязь таких социальных явлений как конкуренция и конфликт? В чем сходство и различие конкуренции и конфликта?
Какие конфликты вызывает и обостряет конкуренция? Как может быть использована конкуренция для более полной реализации конструктивной функции конфликта?