Предмет труда школьного психолога - нормы и способы регуляции активности у школьника в социуме.

Нормы регуляции активности – это исторически сложившиеся формы взаимозависимости и зависимости людей и властных отношений в процессе жизнедеятельности общества и общественном производстве.

Важнейшей социальной функцией социальных норм является обеспечение сочетания внеличностных требований, условий и задач общества с поведением и проявлением личности.

Нормы бывают ограничивающие, регулирующие, направляющие и т.д.

Пример норм ограничивающих:

Нельзя переносить свои чувства на клиента, то есть считать, что клиент чувствует то же самое, что и ты. Потому что ты не почувствуешь переживание другого – то есть клиента.

Нельзя советовать. Потому что ты предлагаешь действие "для себя", а не для другого. Ты прочувствовал, пережил будущую ситуацию, но этого нет у другого.

Нельзя за клиента решать проблему, потому что он не получит опыт использования собственного способа решения проблемы, или не поймет, что такого способа у него нет, и зафиксируется в негативных переживаниях.

Пример норм регулирующих:

Нужно выражать свои чувства по поводу проблем клиента. Потому что ты "нормальный" человек, который переживает действия в воображении и относится к ним. Не переживает не человек, тупой, безразличный и т.п., с которым нельзя общаться человеку, даже имеющему проблемы (психологические).

Нужно быть внимательным к клиенту, потому что невнимание психолога усиливает опыт негативных переживаний от общения с другими у клиента, а внимание дает информацию о состояниях клиента и его реакциях на действия психолога.

Пример норм направляющих:

Личность важнее проблемы. Нужно внимание уделять не столько содержанию проблемы, сколько возможностям человека по её решению.

Настоящее важнее прошлого. Нужно акцентировать внимание клиента на том, что в настоящем он уже перешел к продуктивным действиям по преодолению прошлых негативных переживаний и состояний.

Самостановление важнее целенаправленного влияния и формирования поведенческого или учебного навыка. Важно акцентировать внимание клиента на его способности самому научиться делать то, что он считает важным для себя.

Способы регуляции активности – это динамическая последовательность использования психологических механизмов для изменения активности с целью получения желаемого результата. Желаемый результат можно достичь, используя различные психологические механизмы, которые приведут к различным затратам психической и физической энергии. Чтобы побудить другого человека совершить определенное действие, можно накричать на него, запугать его (используется механизм эмоционально-энергетического подчинения), а можно убедить его в необходимости данного действия для него самого (используется механизм коммуникативно-рационального взаимодействия с человеком). Использование разных механизмов изменения активности человека является разными способами регуляции активности.

Отсутствие изменений в предмете труда, то есть в нормах и способах регуляции собственной активности у школьника, свидетельствует о неэффективности деятельности школьного психолога, как бы внешне ни выглядела благополучной его активность по отношению к школьникам. Предмет труда школьного психолога, как развивающиеся психические характеристики другого человека (группы людей) и психологические характеристики образовательного процесса, непосредственно не соотносятся с конкретными личностными качествами и особенностями психолога, но требуют обязательного присутствия в профессиональном самосознании, что может быть достигнуто в процессе обучения.

2.2.Характеристика возможного (предлагаемого в литературе) предмета труда (профессиональной деятельности) школьного психолога и социального педагога.

Данная характеристика является важным элементом профессиограммы. А.К.Маркова отмечает, что "правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму" (1996. С. 27). Определение предмета труда школьного психолога возможно на основе анализа современных подходов к психологической службе образования.

На уровне максимального обобщения - предмет труда психолога - психика другого человека, ее факты, механизмы и закономерности. Используя закономерности и механизмы работы психики в своих воздействиях, психолог меняет психические факты - состояния и поведение человека. Рассматривая направления деятельности практического психолога, можно использовать метакатегории и базовые психологические категории - личность, деятельность, общение (сознание), образ, действие, мотив, отношение, переживание (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1998), так как воздействия практического психолога направлены именно на эти явления. Все средства труда психолога - методы, методики, техники, технологии - содержат в себе воздействия на другого человека с целью изменения данных психических явлений. Таким образом, явления, обозначаемые психологическими категориями, составляют инвариантную часть предмета деятельности практического и школьного психолога. Дополняется данный предмет специфическими условиями существования субъекта воздействия школьного психолога - развитие и образовательный процесс. В этом случае получается, что:

Предмет труда школьного психолога - развивающиеся психические характеристики другого человека (группы людей) и психологические характеристики образовательного процесса.

Осознание данной особенности профессиональной деятельности школьного психолога является необходимым условием акмеологического процесса подготовки специалиста в условиях системы высшего образования. Осознание предмета труда и специфических условий его представленности субъекту труда является важным условием эффективного протекания процесса профессионализации школьного психолога в вузе, так как формирует профессиональное самосознание школьного психолога. Для того, чтобы это произошло на уровне профессионального самосознания студента, такое осознание должно произойти на уровне сознания преподавателей вуза, которые обеспечивают освоение студентами способов воздействия на предмет труда. Элиминирование, скрытие предмета труда практического психолога преподавателями происходит неосознаваемо. Предполагается, что осознание предмета труда психолога, само собой разумеется. На самом деле, в обучающих воздействиях преподавателя опускается один из уровней в общем смысле воздействия психолога на другого человека - уровень предмета воздействия. Преподаватель достаточно обстоятельно представляет студенту цель воздействия и способ воздействия. Менее подробно представлен результат воздействия, который рассматривается как более или менее эффективное воплощение цели воздействия. Предмет труда психолога кажется очевидным - психологические особенности другого человека. При этом, свойство развития, изменения индивида, личности и субъекта деятельности рассматривается как необходимое условие представления другого человека, особенно - ребенка и школьника. И те характеристики, которые подвергаются воздействию психолога, в явном виде не представлены студенту в образовательном процессе. Акцентируются цели, или результат деятельности школьного психолога. Данное положение подтверждается определениями предмета труда школьного психолога, который в явном или скрытом виде представлен в научных, методических и практических разработках современных отечественных психологов.

В тексте квалификационной характеристики "Педагога-психолога" в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) предмет труда обозначен следующим образом: психологическое обеспечение образовательного процесса; личностное и социальное развитие обучающихся; социализации и общая культура личности, осознанный выбор и освоение образовательных программ; охрана прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; психологическая культура обучающихся, педагогических работников и родителей.

М.Р.Битянова (1998) определяет целью труда школьного психолога "сопровождение школьников", как деятельность по созданию системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию школьника в конкретной школьной среде. В качестве предмета труда школьного психолога она выделяет систему психологических характеристик школьника, определяющих его социально-психологический статус. Параметры, входящие в систему М.Р.Битянова разделяет на две группы.

"Первую группу составляют особенности школьника. Прежде всего, особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношения к миру и другое. Их нужно знать и учитывать при построении процесса обучения и взаимодействия. Вторую составляют различные проблемы или трудности, возникающие у ученика в различных сферах его школьной жизни и внутреннем психологическом самочувствии в школьных ситуациях. Их надо находить и корректировать (развивать, компенсировать). И те, и другие нужно выявлять в процессе работы для определения оптимальных форм сопровождения" (Там же. С.26).

Р.В.Овчарова (1996) к предмету труда школьного психолога относит:

1.Психологический статус ребенка: особенности развития психических функций, склад его личности, характер, темперамент. Предлагает проводить диагностику по "Школьному Тесту Умственного Развития" (Гуревич К.М. и др.1987) и методике сформированности учебной деятельности П.Я.Гальперина (1966).

2.Дети "группы риска" у которых имеются: нарушения развития, эмоционально-поведенческие расстройства, склонность к аутоагрессии, бродяжничеству, наркомании, правонарушениям и другим формам асоциального поведения.

И.В.Дубровина (1991): предмет труда школьного психолога -

1)творческий и нравственный потенциал, активность, инициатива и способности;

2)психологическая готовность к школе, психическое развитие соответственно возрастному этапу, неуспеваемость и недисциплинированность, интеллектуальное, личностное и эмоциональное развитие, нарушения межличностных отношений, консультирование родителей и учителей по проблемам обучения и воспитания, консультирование школьников по проблемам обучения, воспитания, самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений, профориентация;

3)возрастные возможности и резервы психики, индивидуальные особенности (интересы, склонности, способности, самосознание), благоприятный психологические климат в школе.

По работам Л.И.Божович (1968) можно экстраполировать предмет труда психолога, как психические новообразования, их диагностика и коррекция.

Данное понимание предмета труда школьного психолога приводит к выводу, что имеется единая, инвариантная часть психики человека и ребенка, которая подвергается воздействию в процессе профессиональной работы практического психолога. Именно этот предмет воздействия необходимо осваивать студенту в процессе профессионализации и осознавать в процессе формирования профессионального сознания.

Отсутствие ясного осознавания предмета труда школьного психолога приводит к получению такого результата труда, который не ожидается студентом, и, в итоге, пугает его. Кроме того, неожиданный результат профессиональной деятельности школьного психолога может сформировать демотивированность психологической деятельности. Такой результат образовательной деятельности вуза достаточно часто наблюдается при существующих условиях профессионализации.

Наполненность образовательного процесса различными подходами к предмету деятельности практического психолога ещё более затрудняет формирование профессионального самосознания школьного психолога в процессе подготовки в вузе. Изучение истории психологии формирует представление у студента о том, что предметом труда могут быть: 1)когнитивные особенности субъекта (особенности восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и т.п.), эмоциональные особенности индивида (экспрессивность, отрицательные переживания и т.п.), поведенческие особенности личности (степень регуляции действий по отношению к кому-либо), особенности общения (общительность, замкнутость, содержательность и т.п.) (советская психология); 2)соотношения осознанного и неосознанного в психике отдельной личности (психоанализ, фрейдизм); 3)целостность или разорванность образа мира (гештальт, гештальтпсихология); 4)интенсивность или ослабление подкрепления положительных или отрицательных переживаний (бихевиоризм); 5)содержание открытых и скрытых интеракций (интеракционизм); 6)образ мира, образ "Я", смысл (Б.С.Братусь); и т.д.

Применение данного разнообразия к психике ребенка в школе, может вызвать массу неожиданных реакций не только у самого школьника, но и у школьного психолога. Тем более что освоенные студентом способы воздействия школьного психолога принадлежат всегда какому-то из теоретических подходов, противоречащих по своим основаниям друг другу. И если студент не осознал предмет профессиональной деятельности, то и использование освоенных средств труда не может быть эффективным, оно становится стихийным и дает случайный результат.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью осознания предмета труда школьного психолога и несогласованностью предмета труда в способах воздействия на другого человека в различных теоретических подходах.

Вывод: для акмеологичного осуществления процесса профессиональной подготовки школьного психолога необходимо создать возможность осознания студентом непротиворечивого предмета труда в процессе профессиональной подготовки.

3. Характеристика средств труда школьного психолога.

3.1.Характеристика реальных средств труда (профессиональной деятельности) школьного психолога и социального педагога.

По характеру содержания средства труда школьного психолога разделяются на средства воздействия и способы воздействия. Анализ средств труда школьного психолога позволяет выделить следующие средства и способы воздействия.

Наши рекомендации