Предмет: Психология. Возраст: 8-9 лет (III класс)
Кто Я. Мои силы, мои возможности.
Дети осознают свои личностные особенности, делают выводы о своих способностях и возможностях.
Я расту, изменяюсь.
Дети осознают изменения в своем психическом развитии, намечают пути дальнейшего самосовершенствования.
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем.
Дети обсуждают варианты будущего, осознают свое идеальное «Я».
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно.
Дети исследуют понятие «интеллигентный человек», делают вывод о необходимости благородства, чести, совести для счастливой и успешной жизни.
Хочу вырасти свободным человеком: для чего это нужно.
Дети осознают, что все люди имеют права и обязанности. Свободный человек - уважающий свои права и права другого.
Содержание | Что необходимо изучить | Как лучше обучить (примеры деятельности) | Как оценить | Заметки учителя | ||||||||
Дети должны: | Примерные вопросы: | |||||||||||
Кто Я. Мои силы, мои возможности | осознать понятие «способности», исследовать свои способности, | Какой ты, чем отличаешься от остальных? Что ты можешь делать? Что ты можешь делать, но не делаешь? | ролевые игры, психотехнические игры, терапевтические метафоры, | Составление карты моих возможностей | ||||||||
Я расту, изменяюсь | осознать изменения в своем психическом развитии, наметить пути самоизменений | Меняется ли твой характер? Меняется ли твое отношение к школе? Что хотел бы изменить в себе? | рассматривание детских фотографий, рисование на тему «Моя любимая игрушка», психотехнические игры, ролевые игры | Заполнение индивидуальных «Линий времени» | ||||||||
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем | обсудить возможные варианты будущего, исходя из намеченного, определить, что необходимо делать в настоящем, обсудить понятие «жизненный выбор», понять, что выборы человека определяют его будущее, | Каким бы ты хотел видеть себя через 10 лет, 20 лет? Какую семью хотел бы иметь? Где и кем хотел бы работать? Какие качества и умения для этого нужны? Что нужно менять в себе прямо сейчас? | элементы психодрамы, тематическое рисование «Я в будущем», «Моя будущая семья», терапевтические метафоры, | Составление карты жизненных дорог («Направо пойдешь...») | ||||||||
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно | осознать понятие «интеллигентный человек», составить набор качеств интеллигентного человека, понять необходимость интеллигентности для счастливой и успешной жизни | Какого человека можно назвать интеллигентным? Докажите, что интеллигентные люди более счастливы, чем остальные. Кого из знакомых вам людей можно назвать интеллигентным человеком? | психотехнические игры, игра « Иллюстрирование книг», терапевтические метафоры | Сочинение «Человек, на которого я хотел бы походить» | |
Хочу вырасти свободным человеком: для чего это нужно | осознать, что свобода предполагает наличие обязанностей, понять, что все люди имеют права и обязанности, осознать, что свободный человек - это человек, уважающий права других людей | Какие права (обязанности) имеет третьеклассник в школе, дома, на улице? Почему все люди имеют обязанности, нельзя ли без них? Что значит уважать права других? | ролевые игры, психотехнические игры, терапевтические метафоры | Коллективное составление билля о правах ученика и учителя в школе «Премьер» |
Рис. 1. Кривая удовлетворенности жизнью у женщины 55 лет с низким уровнем личностной тревожности
Рис. 2. Кривая удовлетворенности жизнью у женщины 65 лет с высоким уровнем личностной тревожности
Рис. 3. Кривая удовлетворенности жизнью у женщины 60 лет с высоким уровнем личностной тревожности
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3
Глава I ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ......................................................... 5
1. Объект, предмет и задачи курса «Основы психологического консультирования и психологической коррекции»....................................................................... 5
2. Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений........ 7
3. Факторы риска нарушения психологического здоровья..................... 14
4. Психолого-педагогические условия становления психологически здоровой личности........................................................................................................ 23
Глава II ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ДЕТСТВЕ (ДОШКОЛЬНЫЙ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)....................................................... 31
1. Структура психологической поддержки дошкольников и младших школьников......................................................................................................................... 31
2. Групповая психопрофилактика нарушений психологического здоровья детей 34
3. Индивидуальная коррекционная работа............................................... 56
5. Консультирование родителей................................................................. 80
Глава III ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКОВ...... 86
1. Специфика трудностей подростков........................................................ 86
2. Групповая профилактика нарушений психологического здоровья.. 91
Глава IV ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВЗРОСЛЫХ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА....................................................................................................... 110
1. Роль кризисов в жизни человека........................................................... 110
2. Психологическая поддержка в юности............................................... 111
3. Кризис «середины жизни» и особенности психологической поддержки 124
4. Кризис «встречи со старостью» и особенности психологической поддержки....................................................................................................................... 131
Глава V ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВЗРОСЛЫХ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ.................................................................................................. 145
1. Трудная ситуация в контексте судьбы человека................................ 145
2. Трудная ситуация и депрессия............................................................. 157
3. Трудная ситуация для консультанта................................................... 160
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................ 165