Психотерапия и психокоррекция неврозов: двуединая задача

Будучи психологическими по своей природе, пато­генетические механизмы неврозов детского возраста требуют психологических методов воздействия для их ликвидации. Вполне отдавая себе отчет в услов­ности разделения методов психотерапии и психокор­рекции, понимая, что это две взаимосвязанные фор­мы психологического воздействия в целях сохране­ния здоровья людей, мы считаем все же возможным, их разграничение.

Психотерапия как система специально организо­ванных методов лечебного воздействия применяете» к лицам, уже заболевшим неврозом. В аспекте инте­ресующей нас проблемы детских неврозов речь идет о применении широкого спектра психотерапевтичес­ких методов — групповых, индивидуальных, семей­ных, рациональных и суггестивных — наряду с меди­каментозными и другими лечебными процедурами на этапе уже сформированной отчетливой клиничес­кой картины невроза.

Когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптированного, поведения, т. е. когда речь идет о профилактике нев­розов, на первый план выступают методы и приемы психокоррекции.

Такое подразделение имеет и еще одно, организа­ционное, обоснование. Дело в том, что при современ­ной организации медицинского психиатрического? обслуживания населения контингент детей в преневротических состояниях оказывается нередко без ква­лифицированной помощи. Такие дети не получают помощи у детского психоневролога (их состояние еще не дает оснований к проведению лечения), а в системе обычного воспитательного воздействия устранить формы дезадаптации и первые признаки невро­тических симптомов не удается. Кроме того, многие родители в силу бытующих предубеждений отказы­ваются от услуг детских психоневрологов и психи­атров, предпочитая обращаться в психологическую консультацию. Именно здесь таким детям и родите­лям может и должна быть оказана квалифицирован­ная психопрофилактическая помощь. С другой сторо­ны, психотерапевтическая работа, как уже не раз подчеркивали наши ведущие психотерапевты (напри­мер, В. Е. Рожнов, 1965), должна постепенно выхо­дить за пределы стационаров и охватывать более ши­рокие контингента риска. Организационно эта ра­бота оформляется и осуществляется в различных учреждениях консультативного типа: дневных ста­ционарах, отделениях профилактики, медико-психо­логических консультациях, консультациях «Брак и семья».

Таким образом, психотерапия и психокоррекция детских неврозов — это два взаимодополняющих друг друга метода психологического воздействия, каждый из которых имеет свои зоны приложения. Психотерапия — метод лечения, а психологическая коррекция — метод профилактики. В психокоррекционных воздействиях нуждаются дети из особого, повышенно уязвимого в отношении неврозов контин­гента. Поэтому для оказания им помощи необходимо всесторонне изучить психологические составляющие этой уязвимости, иными словами, психологически ис­следовать группу риска по детским неврозам и опи­сать психологическое содержание факторов повышен­ного риска в отношении неврозов у детей. Эта работа и была проделана в настоящем исследовании. Зада­ча психологической коррекции в целях профилактики неврозов у детей рассматривается как особым обра­зом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышен­ного риска и направленное на перестройку, рекон­струкцию тех неблагоприятных психологических но­вообразований, которые определяются как психоло­гические факторы риска, и на воссоздание гармонич­ных отношений ребенка.

Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, главными из которых являются следую­щие.

1. Положение, разработанное в теоретической концепции В. Н. Мясищева (1960),согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психотерапия и пси­хокоррекция немыслимы без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его семьи.

2. Положение теории деятельности А. Н. Леонтьева (1964), состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития — значит, управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка.

3. Разработанное Д. Б. Элькониным положение (1978) о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отноше­ний, в которые включается человек в процессе спе­циально организованных игровых занятий.

4. Положения теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна (1973) о формах психологических контактов между людьми.

Наши рекомендации