Психологическое консультирование, психотерапия и психокоррекция

До сих пор мы говорили о психотерапии в том смысле, как она понимается на Западе. Методологической основой работы с кли­ентом в рамках этой психотерапии являются различные направ­ления психоанализа, бихевиоральные и когнитивистские на­правления, различные течения в рамках гуманистического под­хода. В последнее время стали популярными эриксоновский гипноз и нейролингвистическое программирование (НЛП). В на­шей стране под психотерапией долгое время было принято по­нимать нечто иное - раздел медицины, методологической осно­вой работы с клиентом в котором являлись труды И.М. Сечено­ва, В.М. Бехтерева, П.Б. Ганнушкина, И.П. Павлова и других, а основными методами работы с клиентом являлись гипноз и аутогенная тренировка. Аутогенная трениров­ка подразумевает управление расслаблением собственных мышц, самовнушение и самовоспитание.

Когда практические приемы западных психотерапевтических направлений стали проникать в нашу страну и использоваться практически­ми психологами, возникла задача отделить это новое направле­ние оказания психологической помощи от психотерапии в ее традиционном для нашей страны смысле. Для этого стали использовать термин «психокоррекция», подразумевая под ним приемы западной психотерапии.

Однако термин «психо­коррекция» оказался для этого не очень удачным. Во-первых, он несет в себе оттенок субъект-объектности, что не свойствен­но для некоторых известных направлений западной психоте­рапии. Во-вторых, этот термин может также использоваться применительно к работе с нарушениями развития высших психических функций, например, у детей. В настоящее время найдено компромиссное решение вопроса об определении поня­тия «психокоррекция» - это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психологии или поведения че­ловека с помощью специальных средств психологического воз­действия (Осипова, 2000, с. 7). При этом подчеркивается, что исправляемые недостатки не являются столь тяжкими, чтобы признать их носителя психически больным человеком, и они не имеют также органической основы, относятся к тем качест­вам или свойствам, которые способны меняться. Данное опре­деление подходит и для западных психотерапевтических на­правлений, и для работы с задержками, нарушениями развития высших психических функций.

Как видим, развести два терми­на - «психокоррекция» и «психологическое консультирова­ние» - довольно трудно. А.Н. Елизаров полагает, что термин «психологическое консультирование» более при­меним к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъ­ект-субъектного общения. Термин же «психокоррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Кроме этого, психологическое консультирование более может быть ориентировано на урегулирование отношений клиента с други­ми людьми, а психокоррекция - на решение внутренних про­блем клиента. Однако когда мы обсуждаем реальный процесс работы с клиентом, трудно определить, где заканчивается пси­хокоррекция и начинается психологическое консультирование.

Поэтому в ситуации реального анализа работы по оказанию воз­действия не будет серьезным нарушением рассматривать эти термины как синонимы. Заметим, что слово «психокоррекция» чисто русское. В западной психологии этот термин не использу­ется. В отечественной литературе в последнее время появилось новое словосочетание для обозначения психотерапии в том смысле, в котором это слово понимается на Западе, - «немеди­цинская психотерапия».

Основные отличия психологического консультирования от психокоррекциии психотерапии, отражающие сущность ука­занного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:

1. Более широкая сфера применения по сравнению с кли­нической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей.Психологическое консультирование стало ис­пользоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

2. Работа преимущественно с ситуационными проблема­ми, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психо­терапии.

3. Большая субъект-субъектность, диалогичность обще­ния психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент - здоровый человек, которому можно делегировать боль­ше ответственности за свою жизнь.

4. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, призна­ние прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезнен­ных явлений.

5. Ориентация на большую активность и самостоятель­ность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутрен­них ресурсов человека.

6. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных мо­делей деятельности психолога-консультанта, чем в психотера­пии.

Ю.Е. Алешина рассматривает конкрет­ные процедурные отличия психологического консультирова­ния от психотерапии:

1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психо­терапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В пси­хологическом консультировании диагностика преимуществен­но направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному пове­дению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимуществен­но направлена на события далекого детства и юности (вероят­ное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного: исследу­ются сны, ассоциации.

3. Отличия, связанные с процессом оказания воздей­ствия. Основой психологического консультирования являет­ся, прежде всего, изменение установок клиента на других лю­дей и на различные формы взаимоотношений с ними. Сле­дующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических под­ходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношени­ям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, за­трудняющее работу. Под переносом здесь понимается склон­ность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним, и свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; под контрпереносом - склонность специали­ста, оказывающего воздействие, проецировать свои отноше­ния со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологиче­ское консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5-6 встреч с клиентом. Психотерапия зачас­тую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практиче­ски любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оп­лачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обла­дающих для этого достаточным количеством времени и моти­вацией.

6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специа­листа, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психоло­гического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-кон­сультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психо­лога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультан­та с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не сильно привязан к психологическому диплому (многие психо­терапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, го­раздо более далеких от психологии). Ему необходимо полу­чить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве на­правлений необходим длительный опыт собственной психоте­рапии (для того чтобы понять, что ощущает клиент во время ра­боты с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдени­ем опытного руководителя.

Наши рекомендации