Групповая психотерапия неврозов
ВИДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Впервые подробно описал закономерные процессы, происходящие в группе людей, не связанных общей предметной задачей, К. Роджерс (1951). Он показал, что использование групповых закономерностей вносит новый мощный импульс в психотерапевтический процесс.
В исследованиях Роджерса особо отмечается специфический характер отношений терапевта и пациента («клиента»), которые строятся по принципу «человек — человек», а не «терапевт — пациент». Терапевт, по терминологии Роджерса, — это «фасилитатор»: его задача состоит в том, чтобы облегчить «рост личности».
Согласно Роджерсу, необходимыми и достаточными условиями эффективности действий психотерапевта являются его установки на активное слушание и вчувствование в переживания клиента (эмпатия), теплое, принимающее отношение к нему и на аутентичное поведение в отношении к клиенту (стремление быть самим собой в процессе психотерапии).
В одной из своих монографий Роджерс описывает основные этапы и содержательные моменты группового общения.
Обычно это немногочисленная (от 7 до 15—18 человек) группа, относительно неструктурированная, основная ее направленность — интенсивное общение по принципу «здесь и теперь», т. е. анализ непосредственно происходящего в группе, в основном без апелляции к прошлому участников. Обычно конкретные темы для дискуссий заранее не планируются: Дискутируются различные проявления, взаимодействия участников в данной группе. Продолжительность Функционирования групп различна: от нескольких Дней до нескольких месяцев; встречи участников могут быть ежедневными и более редкими (I—3 раза в неделю). Время каждой встречи — от одного до трех и более часов. Особо следует упомянуть так называемые «марафонские» группы, проводимые в сжатые сроки — за выходные дни.
Проведение групп другими терапевтами, с другим составом участников выявило существенную универсальность выделенных Роджерсом моментов группового процесса.
«Фасилитатор» может развивать в группе психологический климат безопасности, в котором постепенно проявляется свобода выражения личности и уменьшается ее защищенность. В таком психологическом климате имеют тенденцию к выражению многие из непосредственных чувственных реакций каждого человека в отношении других и в отношении себя самого. Из этой взаимной свободы выражения реальных чувств, как позитивных, так и негативных, развивается взаимное доверие. Каждый участник продвигается к большему принятию себя как целостности — своего эмоционального, интеллектуального и физического бытия — таким, как он есть. Для индивидов, менее сдерживаемых защитной ригидностью, становится менее угрожающей возможность изменения в личных установках и поведении, в методах обучения, в общении. С уменьшением защитной ригидности индивиды могут слушать друг друга, в большей степени учиться друг у друга. Развивается обратная связь от одной личности к другой, так что каждый участник узнает, каким его видят другие и каково его влияние в межличностных отношениях. С этой большей свободой и улучшенной коммуникацией возникают новые идеи, понятия, направления. Новшество становится желаемой, а не угрожающей возможностью. Приобретенное в групповом опыте имеет тенденцию к временному или постоянному переносу на отношения в послегрупповом опыте.
Огромное значение для развития групповой психотерапии имела концепция психодрамы, разработанная Дж. Морено (1946).
Психотерапевтическая концепция психодрамы основана на социально-психологических закономерностях общения. Задача психотерапевта — поднять взаимоотношения в группе на более высокий уровень создать таким путем для всех ее участников, в том числе и для больного, наилучшие психологические условия совместной жизни.
В основе терапевтического эффекта психодрамы лежит катарсис, источником которого, по Морено, является спонтанность, под которой он понимает способность к адекватной реакции на внезапно возникшие обстоятельства. Психодрама, объединяя реальную действительность и воображение, устраняет этот разрыв. Задача психодрамы заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься участниками группы как естественное выражение «Я», что позволит снять многие из их перенапряжений.
В развернутом виде классическая психодрама применяется в основном у подростков. Имеются многочисленные попытки упростить психодраму. Дж. Лехман (1968) предлагает для уменьшения невротической пубертатной заторможенности импровизированную групповую игру в сказку.
Широкое распространение метод психодрамы получил в социалистических странах. Здесь акцент в работе с группой ставится на психодраматическом преломлении ритмики, пантомимики, подвижных игр.
Кроме Морено и Роджерса, представителями экзистенциально-гуманистического направления в групповой психотерапии считаются Э. Берн (1964), Ф. Перле (1969), В. Щутц (1967). В. Щутц впервые стал широко использовать приемы невербальной коммуникации в психотерапевтических целях, достигая самопринятия пациента.
Особым направлением в групповой психотерапии является объединение групповых механизмов с принципами трансактного анализа, разработанного Э. Берном и его последователями.
Трансактный анализ, являясь одним из направлений групповой психотерапии, предусматривает активную, руководящую роль психотерапевта в группе. Акцент в деятельности терапевта как руководителя группы ставится на обучении им членов группы распознавать, где в каждом из них говорит «дитя», где «взрослый», где «родитель». Цель такой группы — научить ее членов в соответствии с ситуациями использовать эти различные составные части их собственного «Я», чтобы сделать их общение и поведение открытым, аутентичным, но в то же время гибким и адекватным ситуации.
К бихевиористскому направлению в групповой психотерапии относятся Пратт (1907; 1913), Жазелл (1921), Вольпе (1969) и многие другие. Следует отметить, что в некоторых пособиях по психотерапии трансактный анализ рассматривается в рамках именно бихевиористского, поведенческо-когнитивного подхода, наряду с поведенческими терапиями, терапией реальностью.
Многочисленные исследования в области групповой психотерапии были проведены в рамках психоанализа. Это направление связано с именами таких американских психотерапевтов, как Дж. Вендер (1936), Р. Шильдер (1939), Т. Барроу (1927) и А. Вольф (1949; 1950). Модель психотерапевтической группы Дж. Вендер широко используется и сейчас в психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. Группа состояла из 6—8 членов, диагностированных как психоневротики или пограничные психотики. Применялся метод трансфера, взаимного обсуждения (анализа) переживаний участников групп, их поступков, сновидений, фантазий.
Р. Шильдер фокусировал внимание на интеракции между членами групп, а Т. Барроу добавил к этому важный момент, состоящий в том, что группа как целое, а не отдельный индивид, должна быть в центре внимания психотерапевта.
Немного позже групповой психоанализ широко применяли Ф. Ридль (1966) и С. Славсон (1968), работая с детьми как переводчики психоаналитических понятий на язык группового процесса. Групповой катарсис открывает дорогу более дружественным отношениям, снимает беспокойство, чувство вины и страха. У подростков дополнительно применяется обсуждение их проблем. Тактика психотерапевта ситуативна и варьирует в зависимости от групповой динамики. Исключительное внимание уделялось подбору участников психотерапии. Группы в зависимости от цели делились на закрытые (одновременные начало и конец лечения) и открытые (постепенная замена участников), В итоге групповой психотерапии развивается способность принятия себя и других, расширяются жизненные интересы, повышается выносливость по отношению к неудачам и жизненным трудностям, формируются зрелость личности и «групповая мораль».
В Европе следует отметить работу в этой области Тэвистокского института в Англии (Бион, 1961; Эсраэль, 1950; 1957; Риох, 1969).
Н. Акерман (1958), Бейтерсон (1951), В. Сатир (1964) провели дальнейшую модификацию психоаналитической модели групповой психотерапии в направлении семейной терапии. Были заложены основы целостного подхода к семье как единице изучения и объекту лечения. Основы всех конфликтов берут начало в семье, поэтому разрешить эти конфликты можно только внутри семьи.
Точка зрения Н. Акерман об одновременном лечении одним терапевтом родителей и детей поддерживается многими современными исследователями.
Классический групповой психоанализ у детей представлен работами Г. Гут-Гельмут (1926), М. Клейн (1932), А. Фрейд (1946). Метод символической интерпретации игровой деятельности в дальнейшем обозначается как игровая терапия.
В работах советских исследователей уделяется значительное внимание развитию групповых методов (Л. А. Петровская, 1985; Г. А. Ковалев, 1987; А, Е. Алексейчик, 1986; Б. Д. Карвасарский, 1985; Г. Л. Исурина, 1983).
Сейчас наиболее разработанной системой отечественной психотерапии является патогенетическая психотерапия неврозов, в основе которой — принципы, введенные В. Н. Мясищевым и его школой.
Патогенетическая психотерапия как психотерапия отношений заключается в перестройке деятельности больного неврозом на основе действенного осознания причин и процесса развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным факторам заболевания. Из патогенетического учения вытекает важное следствие, согласно которому внутренняя конфликтность больного неврозом и его неразрешенная эмоциональная проблематика находят свое выражение и в нарушении отношений с ближайшим социальным окружением: вследствие искажений в области социального восприятия, возникших в результате конфликтности самооценки, невротик неверно истолковывает мотивацию партнеров по общению, недостаточно адекватно реагирует на возникающие межличностные ситуации, все его внимание сосредоточивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представлений о значимости своего «Я» как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Понимание этого межличностного аспекта невротических нарушений позволило использовать патогенетический метод не только в индивидуальной, но и в групповой форме.
Существенный вклад в развитие отечественной психотерапии при нервных и психических заболеваниях внесен сотрудниками Ленинградского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Выработаны рекомендации по диагностике и психотерапии неврозов в условиях специализированного отделения, классификация методик психотерапии, разработаны направленные методики психотерапии при конкретных формах неврозов. В современной групповой психотерапии и ее модификациях находят свое преломление положения психологии малых групп (Г. М. Андреева, 1980), психологическая теория коллектива (А. В. Петровский, 1979) и вопросы восприятия человека человеком в процессе межличностных отношений (А. А. Бодалев, 1983).
Г. Л. Исурина (1984) все формы интеракций в группе, обладающие наиболее выраженным психотерапевтическим потенциалом, объединяет в следующие основные категории: предоставление сбалансированных эмоциональной поддержки и эмоциональной конфронтации и собственно направленная психотерапевтическая коррекция. Эмоциональная поддержка как неспецифический фактор создает эмоциональную атмосферу в группе, являющуюся необходимой предпосылкой для ослабления невротических защитных механизмов. Собственно психотерапевтическое действие эмоциональной поддержки заключается в оказании коррекционного воздействия на отношение к себе, способствуя тем самым расширению и большей адекватности самосознания. Основным средством реализации направленной психотерапевтической коррекции является конфронтация участников группы с их отношениями, проблемами, эмоциями. Конфронтация осуществляется посредством обратной связи между каждым из участников группы и группой в целом. В психотерапевтической группе необходимо сохранение динамического равновесия между тенденциями к обоим видам интеракции, которое автор называет «групповым балансом». В зависимости от уровня развития группы и эмоциональной ситуации в ней периодически возникает объективная потребность в той или иной форме интеракций. Регулирование группового баланса не носит спонтанного характера и требует вмешательства со стороны психотерапевта.
Важным направлением разработки групповых методов в нашей стране является распространение различных форм активного социального обучения (Г. А. Ковалев, 1986). Повышенный интерес к таким методам активного социального обучения, как деловые и организационно-управленческие игры, методы дискуссионных групп, методы групповой психологической коррекции, обусловлен диалектикой современного социального развития. Сопровождающие научно-техническую революцию интенсификация социальных связей личности, расширение поля ее общения, постоянно растущие нагрузки на психическую деятельность делают процессы общения все более многообразными и напряженными. Это предъявляет повышенные требования, в частности, к культуре общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнородных межличностных ситуациях. Решению задачи совершенствования общения подчинены различные формы социально-психологического тренинга, занимающие важное место среди методов активного социального обучения.
Л. А. Петровская (1982) рассматривает социально-психологический тренинг как один из способов повышения компетентности человека в сфере общения. Весомым вкладом автора в разработку практических процедур тренинговой работы является сформулированная ею система правил организации эффективной обратной связи. Обратная связь представляет собой важнейшую составляющую социально-психологического тренинга. Она должна быть неотсроченной; специфической, т. е. относящейся к отдельным конкретным проявлениям участника; релевантной потребности и ее коммуникатора, и реципиента; представленной в терминах чувств, а не оценок. Л. А. Петровской описано также воздействие тренинга на социально-перцептивную составляющую общения, так как автор считает перцептивные изменения показателями эффективности, наиболее пригодными для диагностики. В монографии, посвященной теоретическим и методологическим проблемам социально-психологического тренинга, рассматриваются конкретные моменты организации и проведения занятий, которые отражают представления автора о характере и особенностях протекания группо-динамических процессов в зависимости от различных ситуационных переменных.
Анализируя различные психотерапевтические, системы, В. В. Столин (1983) подчеркивает, что в основе успеха групповой психотерапии лежит способность человека к активной самоперестройке. Этот подход связан с представлением о личности как об особом «психическом органе», с помощью которого индивид интегрирует сформированные в нем как в социальном индивиде способности, потребности, свойства и генетически предопределенные особенности. Согласно В. В. Столину, фактически все виды психотерапии так или иначе апеллируют к одному опосредующему звену — самосознанию и сознанию личности, тем самым имплицитно поддерживая тезис об ее активности и ответственности.
В рамках групповой психотерапии для увеличения самоуважения личности используются механизмы общения и терапевтический потенциал её участников. Кажущееся исключение составляют бихевиористски ориентированные психотерапевтические системы, в декларируемые задачи которых входит переобучение или обучение новым навыкам. Однако и в этом случае можно высказать гипотезу, что основной эффект проистекает не из-за самого по себе навыка коммуникаций, взаимодействия, а из-за осознания клиентом своей возросшей вооруженности в межличностном общении и соответственно общего увеличения потенциала сознания.
Большой вклад в развитие групповой психотерапии внесли ведущие психотерапевты социалистических стран: С. Ледер (1982), А. Кемпински (1975), К. Хек (1979), С. Кратохвил (1976). А. Кемпински одним из гипотетических терапевтических факторов групповой психотерапии считает преодоление внутреннего сопротивления, связанного с высказываниями о самом себе в присутствии большой группы людей. Преодоление такого сопротивления, по мнению Кемпински, усиливает эмоциональную реакцию, вызываемую фактом видения себя в новом свете и раскрытием перед другим человеком (самоизучение). Поэтому чувство очищения (катарсис), ощущаемое в групповой психотерапии, гораздо сильнее, чем в индивидуальной. Другим важным терапевтическим фактором группового процесса автор считает возникающее в группе чувство «Мы».
Кратохвилом выделяются такие факторы, как самоисследование и самопроявление, контроль (понимание ранее не осознанных взаимосвязей в собственной психике во взаимодействии с малоадаптивным способом поведения), проверка и обучение новым способам поведения, получение новой информации и социальных навыков.
Таким образом, групповые методы психотерапии реализуются в рамках различных теоретических ориентации. Рассмотрев главные из них, переходим к изложению основных составляющих процесса групповой психотерапии и психологической коррекции по данным различных авторов.