Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг».

Понятие "групповая психотерапия" применяется нами в двояком смысле: 1.в более узком – как использование группового метода в лечебных целях, обычно для лечения различных психических расстройств (клиническая групповая психотерапия), и в 2.более широком – как психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности.

Групповая коррекция – это исправлении недостатков межличностного поведения клиентов (недоверие скрытость, малообщительность, неумение убеждать, оказывать влияние на людей).

групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самосознания и саморазвития.

Общие представления о социально-психологическом тренинге, его виды.

В «Психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении»

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самосознания и саморазвития.

Специфические черты и основные парадигмы тренинга.

Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:

-соблюдение ряда принципов групповой работы;

наличие более или менее постоянной группы

определенная пространственная организация

-применение активных методов групповой работы;

Парадигмы

1)тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2)тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3)тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков

в процессе любого тренинга можно выделить три основных стадии: начальную, рабочую и конечную.

4)тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

-------------------------------------------------------------------------------

Психологические особенности тренинговой группы. Классификация и основные виды тренинговых групп.

Психологические особенности тренинговой группы.

Цели тренинговой группы.цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными: -выделим общие цели -исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в решении -улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья -содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциал

Преимущества групповой формы психологической работы.

Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, - для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;

В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров

В группе участники могут идентифицировать себя с другими,

Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого;

Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания;

принципы работы в группе

Здесь и теперь».

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент 2.Искренность и открытость. Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. 3.Принцип Я.

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. 4.Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». 5.Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы – естественное этическое требование



Наши рекомендации