На интеллектуальное развитие взрослых

Факторы - возрасти обучение - выступают не изоли­рованно, а во взаимосвязи. Они в совокупности влияют на человека и определяют восприимчивость его к условиям жизни, формам и средствам обучения, меняя отношение к учебному процессу, содержанию учебного материала.

Восприимчивость к средствам обучения, понимаемая как обучаемость, у лиц разного возраста, но с одинако­вым уровнем образования неодинакова. Так, представи­тели старшей возрастной группы жалуются на снижение памяти, быструю утомляемость на занятиях. Б. А. Греков, сопоставляя память 30-летних и 70-90-летних, обратил внимание на общевозрастное снижение памяти лишь в 90 лет. Уровень механической и образной памяти сни­жается быстрее, чем смысловой, отличающейся продол­жительной стабильностью (70 лет и старше).

При сравнении уровней развития памяти, мышления и интеллекта двух групп взрослых (обучающихся и необу-чающихся) оказалось, что у необучающихся наблюдается значительное снижение уровня развития всех функций памяти, но особенно кратковременной по слуховой мо­дальности, непроизвольного запоминания слов, вербаль­ного и образного запоминания.

У обучающихся структура памяти оказалась сходной со структурой памяти периода ранней зрелости (18-25 лет), т. е. возраста, который характеризуется самыми высоки­ми показателями развития памяти. Активная умственная деятельность в процессе усвоения знаний способствует сохранению функций памяти.

У обучающихся по сравнению с необучающимися обна­ружены более высокие показатели развития вербально-

На интеллектуальное развитие взрослых - student2.ru На интеллектуальное развитие взрослых - student2.ru 83. Способности

Способности- индивидуально-психологические осо-бенности личности, обеспечивающие успешность выпол­нения того или иного вида деятельности. Всякая деятель­ность предъявляет определенные требования к системе свойств личности, начиная с физических и заканчивая ин­теллектуальными. Удовлетворяющий этим требованиям человек будет успешно выполнять учебную и профессио­нальную деятельность.

Различают два уровня способностей: репродуктивный и творческий. В процессе развития способностей оба уров­ня взаимодействуют, ибо для самостоятельного подхода в решении задач (творческий уровень) требуется уровень репродуктивный, связанный с первоначальными условия­ми обучения по принятым правилам.

Способности формируются в конкретных жизненных условиях при решающей роли воспитания и обучения, со­циального опыта человека. Природными предпосылками способностей являются задатки, которые представляют собой возможности для развития способностей в дея­тельности. К задаткам относятся не только анатомо-фи-зиологические особенности организма (строение тела для балерины), но и психофизиологические свойства (по­вышенная чувствительность зрительного, слухового ана­лизатора) и типологические свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность, преобладание процессов возбуждения или торможения), определяю­щие вид темперамента.

Задатки проявляются в склонностях человека к тому или иному виду деятельности и обнаруживаются в стрем­лении человека заниматься именно этим видом деятель-

ности.

■1 43

Возраст и труд

При решении профессиональных задач психические функции и процессы находятся в состоянии повышенной активности. Оперирование пространственными образа­ми, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и действенными компонентами мышления связаны не только с видом профессиональной деятельно­сти, но и с уровнем образования субъекта деятельности.

Известны исследования, проведенные с помощью лон-гитюдного и биографического методов изучения творче­ской деятельности и жизненного пути человека, которые подтверждают зависимость показателей интеллектуаль­ного развития человека от его деятельности. Г. Леман (США) сделал вывод о разновременной последовательно­сти в проявлении способностей в разных видах деятель­ности. Оптимальные показатели проявления способно­стей располагаются в пределах возрастов средней взрослости: в спорте - 25-30 лет, в поэзии - 25-29 лет, в прозе - 30-39 лет, в живописи - 30-40 лет, в филосо­фии и медицине - 35-39 лет, в шахматном спорте -подъем в 35 лет, некоторое снижение наблюдается в41 -43 года, а заметный спад - в 47 лет.

Научная деятельность наиболее интенсивной оказалась у тех ученых, которые сочетают ее с педагогической рабо­той . Последняя является благоприятным условием форми­рования научной направленности ученого на всех этапах его исследовательской деятельности, что обеспечивает высокую степень ее продуктивности.

На интеллектуальное развитие взрослого влияет его участие в творческом труде (например, рабочий - изоб­ретатель).

Ценностные ориентации человека зависят от возраст-ного фактора. Так, до 25 лет большая роль в развитии

здесь в уровне развития памяти и мышления. Фронталь­ный прогресс протекает в этот период в условиях относи­тельной самостоятельности функционирования памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей.

Вторая фаза развития тех же функций - специализа­ция - начинает активно проявляться преимущественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутри-функциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминиру­ет, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

Средства воздействия на человека в период профес­сиональной подготовки к самостоятельной трудовой дея­тельности через специализацию психических функций приводят к рациональному сочетанию общих и специаль-ных способностей.

логического, образного и практического мышления, взаи­мосвязи между которыми отличаются подвижностью и гибкостью.

Как показывает экспериментальный материал, в про­цессе учебной деятельности наряду с расширением ум­ственного кругозора человека происходят глубинные преобразования и изменения в структуре психических функций, являющихся компонентами интеллекта. Необу-чающиеся отстают от обучающихся по развитию как вер­бального, так и невербального интеллекта. Обучение ускоряет процесс интеллектуального развития в разные периоды зрелости.

Таким образом, при условии постоянной оптимальной нагрузки, операционных преобразований и мотивации отмечается прогресс развития психических функций и интеллекта. При отсутствии подобных условий наблюда­ется преждевременная инволюция этих функций даже в более молодые годы.



личности принадлежит стремлению к знаниям, в возрасте 26-30 лет на передний план выступают заботы о благопо­лучии семьи, улучшении жилищных условий. В группе ра­бочих старше 40 лет доминирует жизненная ориентация на условия труда и отдыха, после 50 лет - стремление к повышению заработка с приближением пенсионного возраста.

Труд требует со стороны человека умственного напря­жения, поэтому является стимулом развития не только профессиональных умений и навыков, но и интеллек­туальной системы в целом. Интенсивность развития взрослого зависит от направленности труда и его напря­женности, от включенности в деятельность различных психофизиологических особенностей человека.

Различают способности общие и специальные. Общие способности отвечают требованиям многих видов дея­тельности, к ним относят интеллект, речевые и волевые качества личности. Специальные способности - свойства личности, помогающие человеку в достижении высоких результатов в конкретном виде деятельности (живопись, музыка, конструирование и др.). Между общими и спе­циальными способностями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для успеха в деятельности необходимо определенное сочетание общих и специальных способно­стей.

Способности, как считает Б. М. Теплов, не только про­являются в деятельности, они создаются этой деятель­ностью. Именно в процессе деятельности, учебной и трудовой, происходит тренировка, упражняемость психо­физиологических функций, психических процессов и свойств личности в соответствии с требованиями дея­тельности.



f

На интеллектуальное развитие взрослых - student2.ru

жизненных целей, в чем большая роль принадлежит воле­вым качествам личности. С возрастом ориентация на оценку другими становится меньше, личность становится самодостаточной и самостоятельной. Принимать само­стоятельно правильные решения и следовать им в пове­дении, прогнозировать результаты деятельности - ка­чества, которые приобретают особо важное значение в самореализации. Другие компоненты самоорганизации, такие, как самооценка и самоконтроль, необходимы для коррекции процесса достижения жизненных целей, наме­ченных планов.

те уже сформирована и стабильна.

Мотивационная сфера характеризуется тем, что мо­лодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит пе­ред необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рожде­ние детей и выбор профессионального пути. Таким обра­зом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются но­вые мотивы его поведения.

Ч- I

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии яв­ляются практические соображения, родительские уста-

■-»

87. Изменения в психологии взрослого в период средней взрослости (от 40 до 60 лет) В 40-50 лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жиз­ненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отно­шения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В орга­низме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также прихо­дится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедля­ются реакции, "ослабевает сексуальная потенция у муж­чин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психически переносят крайне тяжело. У многих начинают появляться проблемы со здо­ровьем. Отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отража­ется на функционировании когнитивной сферы чело­века, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Развитие аффективной сферы человека в этом воз­расте протекает неравномерно. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумы-ваться о том, что он смертен и что его время уходит. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно вы­соким потенциалом для развития стресса, люди часто ис­пытывают депрессию и чувство одиночества. Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет струк-

Кризис середины жизни

Кризис середины жизни - это психологический фено­мен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и пе­реоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка при­водит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмыслен­но и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне на­строений.

В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а в предстоящее время жиз­ни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни. Эти люди считают, что рост и развитие человека прекращаются, когда он достигнет средней взрослости. Рональд Кесслер, американский психолог, считает такое мнение ошибочным: «Все гово­рит о том, что средний возраст - это лучшее время жиз­ни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожи­лого возраста, и вы уже не мучитесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?»

Исследователи, разделяющие точку зрения Кесслера, считают, что кризис середины жизни - это скорее исклю­чение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плав­но. Они считают, что средний возраст - это переходный период, связанный с переопределением целей. Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные и и добиваются результатов в аналогичной профес-

цел

новки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложив­шуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцню в период взросления, продолжают обога­щаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессиона­ла и гражданина.

Нормативный кризис 30-33 лет обусловлен рас­согласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначи­мое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

Следует отметить, что ведущим фактором разви­тия в период ранней взрослости является трудовая дея­тельность, а главными задачами возраста являются про­фессиональное самоопределение и создание семьи.

Самореализация является сложным процессом разви­тия человека как личности, субъекта деятельности и ин­дивидуальности и вместе с тем результатом этого раз­вития.

На личность и ее самореализацию оказывают воздей­ствие научно-технические, экономические, культурные условия общественной жизни, они обусловливают прояв­ление активности человека. Самореализация человека зависит от его социальной позиции (асоциальная, обыва­тельская, гражданская, культурно-историческая) и от ши-роты круга деятельностей.

Самореализация играет важную роль на всем жизнен­ном пути личности, по сути дела определяя его. Предпо­сылки к самореализации заложены в самой природе че­ловека и существуют как задатки, которые с развитием человека становятся основой способности к самореали­зации.



сиональной деятельности. Кэрол Рифф, ученый из Аме­рики, говорит: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые застав­ляют вас почувствовать себя неполноценным».

Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностыо развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет к уходу в бо­лезнь, к новым кризисам.

Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа.

туру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего твор­ческого потенциала, необходимость передать что-то сле­дующему поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости.

В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и ва­риации самооценок, и детерминирует все взаимо­действия.

Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей.

Ведущим видом деятельности является труд, ус­пешная профессиональная деятельность, обеспечиваю­щая самоактуализацию личности.



г-


Наши рекомендации