Развитие познавательной сферы (интеллектуальное развитие).

Развитие мышления зависит от:
1. Деятельности самого ребенка (чем обширнее чувственный опыт ребенка, тем больше предпосылок для развития мышления). 2. От влияния взрослого человека, которое проявляется в организации среды и в обучении. Ведущий тип мышления: наглядно-действенное (путем проб). В этом возрасте формируется обобщение, но оно идет на основе внешних признаков.

Развивается память на 2-м году жизни. Ребенок узнает знакомые лица через 1,5–2 мес.
В 2,5 года – помнит полгода. К 3-м годам – помнит до года.

Восприятие – доминирующая функция.
Выготский писал, что все другие процессы работают внутри восприятия. Предпосылки формирования личности.
В раннем возрасте ребенок учится отделять себя от взрослого. Осознавать свои потребности, желания, возможности.Развитие предметной деятельности приводит к тому, что ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми, начинает подражать взрослому, т.е. появляются новые отношения со взрослыми.
Взрослый становится образцом выполнения деятельности.Сравнение со взрослыми приводит к тому, что ребенок хочет быть таким же как взрослые, и он начинает предъявлять претензии на самостоятельность и на взрослость. Т.о. предпосылками развития личностив раннем возрасте является:
– осознание себя как отдельного человека.
– сравнение себя со взрослыми. Возникает противоречие между желанием ребенка «Я хочу быть как взрослый» и возможностями ребенка.
Кризис 3 лет.
В норме он проходит: начинается в 2,5 года – к 3 годам уже разрешается.
Если кризис затягивается или задерживается начало, то это осложненный кризис.
Признаки начала кризиса: появление местоимения «Я» (до этого ребенок называет себя в 3-м лице). Л.С. Выготский – для 3-летнего ребенка характерно «Семизвездие симптомов».

Семизвездие симптомов кризиса 3-х лет:

  • Негативизм – это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого.
  • Упрямство – когда ребенок настаивает на своем. Причем – не важно содержание, важен сам факт (отстоять свое).
  • Строптивость – реакция, направленная против норм воспитания, против образа жизни.
  • Своеволие, своенравие – ребенок все хочет сделать САМ.
  • Протест – это бунт против всего вообще.
  • Симптом обесценивания взрослого, дискредитация взрослого.
  • Стремление к деспотизму – стремление проявить власть по отношению к окружающим, взрослым. Или может проявляться как ревность по отношению к младшим и/или старшим в семье (если есть сибсы).

В случае осложненного/негативного протекания кризиса возможны развитие реакций невротического или психопатического характера: –страхи, –энурез, –нарушение сна, –неврозы (тики, навязчивые состояния, действия), –затруднения в речи, –отставание в психических процессах, –проблема установления контактов с окружающими.

Достижения раннего возраста:
1. Складывается предметная деятельность. 2. Общение со взрослым.
3. Зачатки общения со сверстниками. 4. Формирование предметного восприятия.
5. Наглядные формы мышления: – наглядно-действенное – основное; – зачатки наглядно-образного. 6. Знаково-символическая функция сознания. 7. Развитие активной речи.
8. Осознание себя. 9. Возникновение личного действия и личного желания.
10. Гордость за собственные достижения.

Билет 23.
Дошкольный возраст: анатомо-физиологические возможности и социальная ситуация развития, задачи возраста и основные достижения.

Дошкольный возраст (3–7 лет).
Выделяют: Младший дошкольник (3–4 года). Средний (4–5 лет). Старший д-к (6–7 лет). Социальная ситуация развития.
Ребенок выходит из кризиса 3-х лет с…
1) Желанием действовать автономно.
2) Системой самооценки.
3) Выходит за пределы семейного круга у установленных взаимоотношений с лицами взрослых людей.
4) Может чувствовать соразмерно со взрослыми.
5) Не выстроена иерархия мотивов. Задача ребенка – развитие смысла путем участия в человеческих общественных отношениях (овладение смыслами человеческой деятельности). В игре ребенок моделирует мир и правила функционирования в нем.
Моделирование – основной вид деятельности (Венгер).

Центром социальной ситуации развития является взрослый, как носитель общественных функций. Взрослый становится образцом деятельности. Главная потребность ребенка – овладеть миром взрослых. От совместной деятельности переход к самостоятельной деятельности, где взрослый присутствует и выступает как помощник.

В 3–4 года – ребенок отходит от ситуативно-деловой формы общения, и переходит к неситуативно-познавательной. Она развертывается на фоне познавательной деятельности. Дети становятся очень чувствительны к оценке (+/–).
Средствами общения выступает речь. Именно благодаря ей ребенок расширяет знания о мире, и вместе с тем он постепенно утрачивает интерес. Ему все более интересны становятся события, происходящие в социальной сфере.

В возрасте 4–5 лет – ребенок включается в детское общество. В общении со сверстниками преобладает неситуативная форма общения.

6–7 лет – внеситуативная личностная форма общения.
Служит целям познания социального мира – это коммуникативная деятельность в чистом виде.
Главное – добиться взаимопонимания. Готовность к школьному обучению.

Основные моменты социальной ситуации развития:
– переход от совместной деятельности к самостоятельной;
– иерархия мотивов;
– включение ребенка в детское общество.
Анатомо-физиологические возможности.
Дошкольный возраст характеризуется повышенным темпом физического развития.
2–5 лет – округление (темпы прибавления в весе преобладают над темпами прибавления в росте).
5–7 лет – вытягивание (в период вытягивания ребенок может вырасти за 1 год на 7–10 см). В 3 года – ребенок имеет 20 зубов – предпосылка ко взрослому питанию.
В 6–7 лет происходит смена зубов, развитие опорно-двигательного аппарата (каждая из костей меняется по росту, форме, они становятся более твердыми). Повышенные нагрузки могут отрицательно сказываться на развитии опорно-двигательного аппарата.
Наименее развиты мышцы кистей рук.
Происходит развитие мелкой моторики.
Позвоночный столб в 7 лет чувствителен к деформирующим нагрузкам.
Диспропорциональное формирование некоторых суставов. Незавершенность строения стопы.
Мозг дошкольника увеличивается:
3 года – 1170 гр., 6–7 лет – 1300 гр.
Изменяются пропорции тела: голова соотносится в телом 1:6, средняя точка перемещается вниз, ребенок стоит более устойчиво.
Развивается работа нервных клеток, облегчается образование условных рефлексов, а образование доминант способствует целенаправленному обучению.
В 7 лет – заканчивается миелинизация нервных волокон, развивается 2 сигнальная система.
Бурно развиваются лобные доли мозга. Осуществляются процессы более сложные: обощения, причинно-следственные отношения. Все это подготавливает ребенка к школьному обучению. Совершенствуется дифференциация торможения: дети чаще поступают так, как надо, а не так, как хочется. Сила, уравновешенность и подвижность также совершенствуются.
Подвижность развита недостаточно и поэтому не реагирует на экстренную помощь.

К 5 годам сердце увеличивается в 4 раза.
Дыхательные пути значительно уже, чем у взрослого и это может привести к различным заболеваниям. К 7 годам ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в мин. примерно 25 раз (у взрослого – 16 раз).

Задачи возраста.
Человек переходит от предметной деятельности к сюжетно-ролевой игре =>…

  1. Овладение смыслами человеческой деятельности, познание мира с позиции отношений между людьми (а не с позиции «как делать»).
  2. Формирование моделирования, как особой психической функции.
  3. Формирование соподчиненных мотивов.
  4. Формирование произвольности психических процессов.
  5. Формирование самосознания.
  6. Формирование половой идентичности.
  7. Формирование эмоциональной культуры (первый этап = начало формирования).
  8. Формирование образных форм мышления.
  9. Развитие воображения => развития креативности.

Основные достижения: соответственно ( по задачам).

Билет 24.
Характеристика психических процессов и интеллектуального развития дошкольника. Развитие речи. Развитие познавательных процессов.
Происходит активное развитие всех органов чувств и снижение порогов восприятия.
Формирование сенсорных эталонов – эталоны цвета, форм, длины – это выработанные человечеством представления о формах объективной действительности.
6–7 лет – эталон цвета.
Восприятие.
Лучше работает на интересной деятельности. В восприятии большую роль играют мотивы (в игре на 30% зрение лучше). Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем можно выделить произвольные действия. Значительное влияние оказывает речь. Ребенок активно использует название качеств, теорий, объектов.
Основные линии развития восприятия:
1. Снижение порогов чувствительности всех анализаторов.
2. Повышение осмысленности восприятия и формирование на основе восприятия наблюдательности.
Мышление.
Смена наглядно-действенного на наглядно-образное => логическое.
Наглядно-образное мышление начинает формироваться в 3 года.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться за счет расширения понятий. Понятия еще на житейском уровне. К концу возраста – тенденция к обобщению, установлению связей. Возникает словесно-логическое мышление или его элементы. Но у ребенка ведущим типом остается наглядно-образное.
Память.
Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти.
В этот возраст ребенок запоминает разнообразный и большое количество материала.
Память младшего дошкольника непроизвольная, ребенок не ставит цели что-то запомнить или вспомнить. Но интересный материал легко запечатляется. Легко запоминает стихи, сказки, рассказы, если ребенок сопереживает своим героям.
Средний дошкольник (4–5 лет) – ребенок начинает овладевать произвольными формами памяти. Сначала ребенком осознается цель – припомнить, затем – запомнить (овладение приемами запоминания.)
Сознательное запоминание проявляется эпизодически. 3 направления развития памяти:
1. Увеличение длительности запоминания.
2. Овладение формами произвольной памяти.
3. Ребенок начинает пользоваться элементарными приемами запоминания.
Воображение.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития воображения.
Развивается репродуктивное и творческое воображение. Развитие воображения идет за счет развития различных видов деятельности. Особенность образов – они не могут существовать самостоятельно, а должны быть реализованы в каком-то виде деятельности. Возрастает произвольность воображения. Словотворчество – придумывание своих/новых слов.
Внимание.
Происходит формирование произвольности внимания. Рост устойчивости внимания (доминанта может сохраняться 20–27 мин). В 5–6 лет ребенок выделяет из фона 2–3 объекта.
Развитие речи.
К 7 годам язык ребенка станет средством общения, мышления, обучения.
Развитие речи идет в 2-х направлениях:
1. Развитие понимаемой речи, т.е. ребенок способен понимать инструкции, выходящие за пределы его собственного опыта.
2. Развитие разговорной речи.
Нормы:
3 года – 1500 слов.
5 лет – 2,5–3 тыс. слов.
7 лет – 4,5 тыс. слов.
Обогащение словарного запаса не только за счет существительных и глаголов, но и за счет других частей речи.
В этот период (2–5 лет) возникает чувство языка – языковая одаренность: активно говорит то, что видит, словотворчество.
Происходит развитие звуковой речи, т.е. ребенок начинает осознавать особенности своего произношения. К концу возраста формируются тонкие дифференцированные звуковые образы слов и звуков.
Также параллельно происходит развитие грамматического строя речи. Ребенок усваивает тонкие закономерности морфологического и синтаксического порядка. В результате происходит развитие контекстной речи.
Эгоцентрическая речь остается, но переходит во внутренний план, и к концу возраста исчезает.
Эгоцентрическая речь: проговаривание про себя; наличие упрощенных слов; отслеживание ситуации со своей позиции.

Билет 25. Психологическая характеристика личности и эмоционально волевой сферы дошкольника. Кризис 7 лет.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Дошкольный возраст – возраст яркого проявления эмоций. Аффективных проявлений нет. Впервые у ребенка возникают переживания.

    • Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.
    • Возрастает круг объектов, которые вызывают у ребенка чувства и эмоции.
    • Возрастает глубина и устойчивость чувств, их длительность.
    • Ребенок овладевает языком чувств, знакомиться с внешними проявлениями чувств и учится сдерживать негативные проявления.
    • К концу возраста формируется эмоциональное предосхищение.Механизм эмоционального предвосхищения лежит в основе регуляции деятельности.

Развитие личности. Мотивационная сфера.
Самый важный механизм – соподчинение мотивов. Мотивы начинают приобретать различную силу и значимость (подчинение одного мотива другому). Наиболее сильный мотив – поощрение, общение. Более слабый мотив – наказание, исключение из игры. Наиболее слабый мотив – собственные обещания ребенка. Формирование мотивов связывается с формированием моральных норм. Начинает складываться индивидуальная мотивационная сфера ребенка.
Происходит усвоение этических норм. Ребенок учится оценивать свои поступки с точки зрения норм и морали. Впервые появляются этические переживания.
Развитие самооценки. (Во второй половине периода).
Сначала ребенок учится оценивать действия других, а потом свои.
1. Оценивает результат своей деятельности.
2. Оценивает свои отдельные поступки.
3. Оценивает свои качества, самооценка:
в 5 лет – преувеличивает свои достижения; в 6 лет – завышенная; в 7 лет – постепенно становится адекватной.
Формирование личного сознания.
–Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя личностных переживаний.
–Новый уровень осознания своих взаимоотношений со взрослыми.
–Осознание своей половой принадлежности (в 5,5–6 лет– дети осознают необратимость своей половой принадлежности).
К концу периода: У ребенка формируется критическое отношение к оценке взрослого, складывается дифференцированная самооценка, ребенок способен осознавать свои физические особенности, умения, переживания и некоторые психические особенности. Развитие личности движется по 2-м линиям: До 4–5 лет – развитие личности, центрированное на взрослом; С 4–5 лет – развитие в детском обществе, где мнение сверстника становится более важным, чем мнение взрослых. Кризис 7 лет. Выготский: кризис 7 лет – кризис утраты детской непосредственности. Изменяется восприятие своего места в системе отношений. Божович: кризис 7 лет – период рождения «социального Я».+ происходит обобщение переживаний.
Состояние внутреннего дискомфорта:
–манерничанье;
–паясничество;
–капризность;
–кривляние. Выходом из этого кризиса становится готовность к школе. Готовность – уровень развития, который обеспечивает полноценное овладение новыми видами деятельности, учебой; и оптимальное функционирование ребенка в школьной среде.

Билет 26.
Основные виды деятельности дошкольника (игра, общение, труд, учеба).

ИГРА. Удовлетворяет многие потребности ребенка: исследовать мир и др.
1) Ей занимаются ради одного удовольствия.
2) Игра не преследует достижения какой-либо объективной цели.
3) Игра начинается по инициативе самих играющих.
4) Требует активного вовлечения участников.
5) Связана с другими сторонами жизни, содействует социальному росту и развитию творческих способностей.
* По мере роста – игры меняются.

Г.Крайг: виды игр:
1. Сенсорные игры – приобретение опыта.
2. Моторные игры – постоянная смена ощущений.
3. Игра-возня или драка понарошку – помогает сдерживать чувства, контролировать импульсивные желания.
4. Языковые игры или игры со звуками, формами – ребенок экспериментирует с речью.
5. Сюжетно-ролевые игры – исполнение определенных ролей (пр: дочки-матери), игры с правилами (пр: игры состязания). Сюжетно-ролевые игры.
–дети учатся сотрудничеству с др., осваивают социальные навыки;
–развивается способность обдумывать свое поведение и управлять им;
–предполагает множество возможностей для коллективного осуждения;
–взаимоотношения в игре двуплановые – игровые и реальные.
Реальные отношения учат ребенка вступать в определенные взаимоотношения, регулируемые правилами. Дети знакомятся с социальными отношениями, нормами и традициями.
Эльконин говорит, что игра – основной вид деятельности.
В каждой игре можно выделить свою тему, сюжет, роль.

Развитие игры:
Уровень 1 (2–3 года): Основное содержание игры: Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры.
Характер игровой роли: Роли есть фактические, но они не называются и не определяются, при разделении ролей дети не подражают реальной жизни, а стараются выполнять одинаковые действия.Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций.
Отношение к правилам: Правила отсутствуют, и если логика процесса нарушается, то без протеста со стороны других детей.

Уровень 2 (3–4 года): Основное содержание игры: Действия с предметами. На первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.
Характер игровой роли: Роли называются, происходит распределение функций, роль выражается в действиях.
Отношение к правилам: Правила не формулируются, а существует в случае конфликта, нарушение последовательности действий не протестуется.

Уровень 3 (4–5 лет): Основное содержание игры: Выполнение роли и тех действий, которые из нее вытекают, выделяется действие, передающее отношение к другим людям.
Характер игровой роли: Роли определены и очерчены, называются до начала игры, присутствует ролевая речь, но дети путают игру и реальность. Действия разнообразны.
Отношение к правилам: Правила вычленяются, а нарушения замечаются со стороны: «Так не бывает».
Уровень 4 (5–7 лет):
Основное содержание игры: Предметные действия отходят на 2-ой план, на 1-ом – социальные отношения.
Характер игровой роли: Ребенок осознает где игра, а где реальность.
Действия четко воссоздают реальную жизнь, четко выделены действия, направленные к другим персонам.
Отношение к правилам:Правила четкие и доминирующие, нарушение отвергается с доказательством.

Динамика развития игры:
1. Расширяется круг сюжетов, дети от бытовых игр переходят к фантазийным.
2. Увеличивается длительность игр.
3. Воспроизведение действий переходит в воспроизведение отношений.
4. Изменяется характер взаимоотношений в игре.

Роль игры в развитии психики ребенка:
1. Через игру ребенок познает мир. 2. Подчинение своих импульсов. 3. В игре развиваются все психические процессы. 4. В игре формируются новые мотивы и потребности. 5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности. 6. В игре ребенок учиться полноценному общению со сверстниками.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. У младшего дошкольника учебной деятельности нет.
У среднего дошкольника формируются отдельные элементы. Старший дошкольник: складываются основные элементы учебной деятельности – слушание, распределение внимания, принятие учебной задачи, познавательные интересы, способность к волевому усилию ради знаний и тяга к умственной деятельности. Развитие произвольности и формирование элементарных учебных навыков.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Как трудовое ее нет, но присутствуют ее элементы, дежурство. Цель: формирование определенных навыков и трудолюбие.
У младших дошкольников в трудовой деятельности нет направленности на результат. Средний дошкольник осознает полезность труда. Цели могут ставить и дети, но под руководством взрослых. Средства и способы планируются взрослыми. Старший дошкольник: дети уже могут планировать простейшие действия, и обязанности четко сформированы. Существует самоконтроль. Взрослый выступает не в качестве обязательного компонента деятельности. Волевые усилия длительны. Существует распределение обязанностей и ответственный за порученное дело. Ориентация на результат.

ОБЩЕНИЕ. В 3–4 года – ребенок отходит от ситуативно-деловой формы общения, и переходит к неситуативно-познавательной. Она развертывается на фоне познавательной деятельности, направленной на установление чувственно не воспринимаемой взаимосвязи в физическом мире. Дети становятся очень чувствительны к оценке (+/–).
Средствами общения выступает речь. Именно благодаря ей ребенок расширяет знания о мире, и вместе с тем он постепенно утрачивает интерес. Ему все более интересны становятся события, происходящие в социальной сфере. 6–7 лет – внеситуативная личностная форма общения.
Служит целям познания социального мира – это коммуникативная деятельность в чистом виде.
Главное – добиться взаимопонимания. Готовность к школьному обучению.

В возрасте 4–5 лет – ребенок включается в детское общество. В общении со сверстниками преобладает неситуативная форма общения.

Билет 27.
Готовность ребенка к школе.

* Выходом из кризиса 7 лет становится готовность к школе.
Готовность – уровень развития, который обеспечивает полноценное овладение новыми видами деятельности, учебой; и оптимальное функционирование ребенка в школьной среде.

Виды готовности:
1. Анатомо-физиологическая – состояние здоровья, физического развития, развитие сенсорики, развитие внутренних органов и мелких групп мышц.

2. Специальная или педагогическая – уровень знаний, который необходим для того, чтобы приступить к обучению.

3. Психологическая:
а) Познавательная (когнитивная) – уровень развития всех психических процессов и уровень развития познавательной мотивации;
б) Личностная – формирование уровня действий, принятие позиций, эмоционально-волевая сфера;
в) Социально-психологическая готовность – умение общаться в коллективе и со взрослыми.

Критерии готовности ребенка к школе:
1. Нормальное физическое развитие и координация движений.
2. Желание учиться – субъективная готовность.
3. Управление своим поведением.
4. Владение приемами умственной деятельности.
5. Проявление самостоятельности.
6. Умение общаться со взрослыми и со сверстниками.
7. Умение ориентироваться во времени и пространстве.
8. Позитивное отношение к труду.

Наши рекомендации