Уровень протекции в процессе воспитания.
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании подростка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).
Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют подростку очень много времени, сил и внимания, и его воспитание стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (см. утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).
Гипопротекция (шкала Г–) – ситуация, при которой подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Подросток часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
2. Степень удовлетворения потребностей подростка.Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей
нацелена на удовлетворение потребностей подростка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего в общении сродителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня • удовлетворения потребностей подростка.
В степени удовлетворения потребности возможны два отклонения.
Потворствование (шкала У+). Опотворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сам был лишен в свое время родитель, что подросток растет без отца и т. д. Типичные высказывания приведены в шкале У+.
Игнорирование потребностей подростка (шкала У–).Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.
3. Количество и качество требований кподростку всемье.
Требования к подростку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей подростка, т. е. в тех заданиях, которые он выполняет, – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие то, чего подросток не должен делать. Наконец, невыполнение требований подростком может повлечь применение санкций со стороны родителей – от мягкого осуждения до суровых наказаний.
Формы нарушений системы требований к подростку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+; Т–; 3+; 3–; С+; С–.
Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+).Именно это качество лежит в основе типа неправильного воспитания – «повышенная моральная ответственность». Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.
Недостаточность требований-обязанностей подростка (шкала Т–). Вэтом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь подростка к какому-либо делу по дому.
Требования-запреты, т. е. указания на то, чего подростку нельзя делать, определяют прежде всего степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.
Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+).Такой подход может лежать в основе типа неправильного воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации подростку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности подростка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые может иметь хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка.
Недостаточность требований-запретов к подростку (шкала 3–). Вэтом случае подростку «все можно». Даже если и существуют какие-то запреты, подросток их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка и, особенно, неустойчивого типа.
Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований подростком (шкала С+ и С–).
Чрезмерность санкций (тип воспитания «жестокое обращение с подростком»). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+).
Минимальность санкций (шкала С–).Эти родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.