Патопсихологическое обследование детей дошкольного возраста
Анализируя психическую деятельность детей дошкольного возраста, необходимо иметь данные об уровне их двигательного и речевого развития, особенностях функционирования познавательной и эмоционально-волевой сферы. Как известно из курса детской психологии, трехлетний ребенок в плане развития крупной моторики уже владеет почти всеми движениями, как и взрослый, даже подымается на лестницу и катается на трехколесном велосипеде. Правда, спускаясь с лестницы, он еще ставит на одну ступеньку обе ноги. В 4 года ребенок подымается и спускается с лестницы как взрослый, т. е. ставит поочередно одну ногу на каждую ступеньку. В 5 лет добавляется умение скользить по льду на двух нога. Начиная с 3 лет, малыш хорошо справляется и с бытовыми делами: сам ест, одевается, умывается и т. п.
Речевое развитие к 3 годам также достигает высокого уровня. Ребенок правильно строит простые предложения (учитывая правила морфологии и синтаксиса) и начинает использовать сложные. Он уже может говорить о вещах, отдаленных во времени и пространстве (например: «В магазине мама купит мне машинку»). В 3,5 дети уже могут вести диалог, поддерживать тему разговора, размышлять, объяснять, самостоятельно переделать фразу, чтобы взрослый лучше понял, о чем идет речь. К 4 годам малыши осваивают нормы вежливого обращения, понимают смысл косвенных просьб: например, чтобы выпросить что-то у взрослого, используют не только «пожалуйста», но и обходные пути. Дети старше 4 лет понимают разницу в стиле общения: со взрослыми они соблюдают дистанцию, их речь более вежлива; с детьми старше себя они говорят иначе, чем с младшими.
Если отмечается несоответствие этим нормам, возникает вопрос о наличии у ребенка психического недоразвития либо иных нарушениях психической деятельности.
Экспериментальная часть патопсихологического обследования проводится, как уже говорилось, в игровой форме. Задания, направленные на выявление уровня развития познавательных процессов, целесообразно объединить в один игровой сюжет. Для этого вводится персонаж (или ряд персонажей), ради которых выполняются все задания: для них ребенок строит «башенку», «паровозик», складывает «елочку» и другие узоры из кубиков и т.д. При этом персонажи участвуют в оценке деятельности малыша: радуются при правильном выполнении, огорчаются при неправильном, советуют, подсказывают, просят. Такая форма работы обеспечивает у ребенка адекватную мотивацию и позволяет психологу избежать императивных высказываний («сделай», «скажи» и т. п.)
Если ребенок плохо владеет речью, психологу следует сопровождать свои высказывания жестами, объяснять инструкцию к заданиям путем показа Если он отвлекается, не слушает, что говорит психолог, можно попробовать привлечь его внимание с помощью шепотной речи. При первых признаках утомления надо предложить ребенку более легкое задание или выполнить несложные физические упражнения, или отдохнуть.
Порядок предъявления заданий не должен быть фиксированным. Главное, чтобы ребенок не терял интереса, поэтому следует чередовать экспериментальные задания по направленности и стимульному материалу, проводить их быстро, заменять одно задание другим, если у него появляются признаки скуки. Начинать исследование лучше с заданий, где от ребенка не требуется речевой активности, где инструкцию легко предъявить путем показа. Именно этим требованиям отвечают задания с кубиками и геометрическими формами.
Исследование внимания, сенсомоторной сферы и наглядно-действенного мышления у дошкольников. Ребенку предлагают 10 кубиков размером 8 см3. Показывают выстроенные из кубиков «башню», «поезд», «мост». В 3 года ребенок сам строит «башню» из 9 кубиков, копирует с модели «поезд» (четыре кубика в ряд), строит по показу «мост» (один кубик стоит на двух других). В 3,5 года малыш уже сам копирует «мост» с модели и выполняет самые простые задания с «Кубиками Кооса», копируя их с образца, выполненного в кубиках того же размера. После 4 лет ребенок выполняет эти же задания («Кубики Кооса»), копируя с образца, выполненного на бумаге, но пока еще в натуральную величину. С 5 лет образец на бумаге дается уже в уменьшенном размере. В норме ребенок 5 лет должен выполнить первые пять таких заданий («Кубики Кооса»)
Задания с геометрическими формами обычно начинают со складывания трех первых фигур из методики «Доски Сегена» (круг, треугольник, квадрат). Сначала ребенку демонстрируют собранную доску, которая потом у него на глазах «ломается». Ребенка просят ее «починить», найти каждому кусочку свое место так, чтобы стало все ровненько, гладенько. В 3 года ребенок легко справляется с этим заданием и начинает выполнять уже более сложные – складывать фигуры "из элементов. В 4 года он может собрать первые три из «Досок Сегена», в 5 лет выполняет все задания.
Уровень развития тонкой моторики и зрительно-пространственной координации выявляется также в процессе рисования. В 3 года ребенок копирует с образца круг, повторяет по показу крест, рисует человечка («головонога») без туловища. В 4 года уже может с образца копировать крест, сравнивать две линии по длине, человека рисует с туловищем, головой, руками и ногами. В 5 лет копирует квадрат, треугольник, рисуя человека, изображает элементы одежды.
Степень сформированности представлений ребенка о цвете и форме определяют в 3 года с помощью сортировки разноцветных (3–5 цвета) геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Малышу предлагают разложить фигурки на три кучки, положив первую фигуру как образец: сюда все кружочки, сюда – треугольники, сюда – квадраты. Потом аналогично просят рассортировать фигурки по цвету (независимо от их формы). В 4 года ребенок уже не только начинает обобщать по форме и цвету специальный стимульный материал, но и выделяет эти признаки в любых предметах, например, яблоко, мяч, арбуз – это все круглое. С 5 лет он уже четко ориентируется по указанным параметрам.
Оценка внимания (умение длительно концентрировать внимание при выполнении заданий либо отвлекаемость) проводится (как уже говорилось) в ходе всего патопсихологического обследования. В качестве специального задания можно предложить ребенку найти среди расположенных на столе 30–40 карточек с изображением знакомых ему предметов карточку, на которой изображена одна из картинок. Для этого малышу дают картинку, спрашивают, что на ней нарисовано, и просят найти на столе такую же картинку. Когда он правильно выполняет задание, обе карточки убирают и дают следующую карточку (предлагают всего 10 проб). В 3 года ребенок находит 5-6 изображений; в 3,5– 8-10, но при этом помогает себе, повторяя вслух нужное слово, поэтому могут быть специфические ошибки, например, малыш подбирает к изображенному на карточке яблоку арбуз, называя его тоже яблоком. Сравнивая изображения, ребенок сам исправляет эти ошибки. Начиная с 4 лет, дети легко выполняют это задание.
Оценка памяти проводится по различным параметрам. Так, ребенку показывают набор из 10 карточек с изображением простых и знакомых ему предметов. Показывая карточки по одной (время предъявления карточки – 2 секунды), просят назвать эти предметы. Затем, взяв карточки в руку и расположив их веером лицевой стороной к себе, психолог говорит: «Отгадай, какие у меня в руке карточки? Те, что отгадаешь, я отдам тебе». После того, как ребенок отгадает несколько карточек, психолог покажет ему оставшиеся карточки по одной и снова попросит назвать их. При необходимости эти действия надо повторить.
Начиная с 3 лет, дети отгадывают 3–6 карточек после шести повторений, с 4 – до 7 карточек, но уже при меньшем количестве повторений, в 5 лет – 8–9 карточек.
Следующее задание состоит в том, что ребенка просят выполнить несколько действий подряд, например: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, раскрыть ее, закрыть, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место. Начиная с 3 лет, ребенок выполняет 4–6 действий, после 4,5 – все действия.
Проба на запоминание цифр и простых фраз. Ребенка просят повторить фразу из 6-7 слов, например: «Сегодня на улице много грязи, луж», или «Летом в лесу было много грибов, ягод», или «Весной светит солнышко, и растет зеленая травка». Потом предлагают повторить ряд ц*ифр: 7–4–1, или 3-8-6, или 2-5-9-6, или 3-4-1-7, или 6-1-5-8-2 и т. д. В 3 года ребенок повторяет простую фразу из 6-7 слов и сочетание из 3 цифр. Начиная с 4 лет, он повторяет сложные фразы и сочетание из 4–5 цифр. Детям 5 лет уже можно давать стандартный набор на запоминание из 10 слов. В норме они запоминают 6–7 слов.
Исследование процессов мышления. Уровень наглядно-действенного мышления выявляется уже в ходе выполнения предыдущих заданий: «Доски Сегена», «Кубики Кооса» и др. В этих же целях применяется и методика складывания картинок, сначала разрезанных на 3–4 равные части, а затем на большее количество частей и с более сложной конфигурацией.
Для исследования процессов обобщения и абстрагирования у дошкольников используются методики классификации предметов по родовому и функциональному признаку, понимания содержания сюжетных картин. Понимание ребенком обобщающей функции слов, умение производить элементарный синтез и группировать предметы по конкретно-функциональному признаку выявляется в следующем задании. Из набора карточек (от 15 до 40), где изображены животные, одежда, транспорт, еда, посуда, умывальные принадлежности, мебель и т. д., совместно с ребенком подбирают те картинки из набора, которые можно объединить в какую-либо одну группу, например: «То, что мы на себя надеваем». Потом ребенка просят самостоятельно подобрать группу карточек по другому признаку, например: «То, что нужно для умывания», «То, что мы едим» и т. д. Ребенок, начиная с 3 лет, выполняет эти задания, но чаще после 2-3 совместных подборов со взрослым. Начиная с 4 лет, малыш легко создает такие группы, причем не только по конкретно-функциональному признаку, но и по родовому признаку: животные, мебель, транспорт и т. д. После 5 лет дети уже могут дать им обобщенные названия (до 4-6 родовых. понятий). Правда, не всегда имея для этого достаточный словарный запас, они используют знакомые им слова, близкие по значению (например, «вещи» – вместо «одежда», «звери» – вместо «животные» и т п )
Понимание содержания простых сюжетных картин выявляет особенности процессов осмысления. Ребенку предъявляют картинки с изображением знакомых ему объектов, действий и времени действий Например, девочка спит, ест, моет посуду, кошка лакает молоко, собака спит, курица клюет зерно, женщина моет посуду, люди строят дом, дети играют в кубики, катаются на санках, дети собирают цветы и т д В 3 года ребенок правильно называет, что изображено на картинке, объясняет, кто и что делает, ориентируется во времени действия. В 4 года он четко ориентируется и во времени года. Начиная с 5 лет, ребенок уже может сгруппировать картинки по сюжетам «Здесь показаны все, кто ест», «Здесь те, кто работает», «Здесь все спят» и т. д. Это свидетельствует о высоком уровне развития мыслительных процессов, основывающихся на умении анализировать ряд разнородных объектов, выделять в них общие, существенные для обобщения признаки, абстрагируясь при этом от несущественных.
При нормальном развитии ребенка к концу дошкольного возраста мыслительные операции, предшествующие абстрагированию (анализ, сравнение, обобщение), уже осуществляются свернуто.
Общие принципы исследования особенностей эмоционально-волевой сферы у детей уже рассматривались выше, поэтому мы остановимся только на специфических проявлениях этой сферы у дошкольников.
Затруднения в установлении контакта отмечаются у детей с повышенным уровнем тревожности, тормозимости, невротическими реакциями. Уход от контакта наблюдается у аутичных детей. Легкость контакта сочетающаяся с поверхностью (а отсюда и его неполноценность), может быть связана с интеллектуальным недоразвитием.
Серьезной причиной для более углубленного обследования ребенка является Отсутствие его реакции на похвалу (одобрение). Это означает, что ребенок либо не понимает смысла и значения одобрения, либо равнодушен к оценке взрослого Наоборот, резкое улучшение результативности выполнения заданий после похвалы свойственно невротизированным детям, что объясняется снижением у них эмоционального напряжения Отсутствие реакции на замечания свидетельствует либо об интеллектуальном снижении (т. е. ребенок просто не понимает смысла замечания и поэтому не принимает его как указание взрослого), либо о крайней избалованности, когда ограничения и указания непривычны для ребенка.
"Очень "информативно наблюдение за реакцией ребенка на трудности и неуспех в деятельности. В норме дети сами обнаруживают свои ошибки и, отреагировав на это в высказываниях («Ой», «Неправильно», «Не так», «А как же?»), сосредоточенно переделывают задание, стараясь достичь правильного результата и обращаясь по мере необходимости к взрослому
Если столкнувшись с трудностями в выполнении задания (или после указания на ошибку) ребенок начинает хаотически перебирать варианты решений (что препятствует правильной ориентировке), но все же стремится выполнить задание до конца, это свидетельствует о его невротизированности. Неоправданно громкий дурашливый смех или плач отмечается в этих случаях у детей с невротическими реакциями, а также у избалованных детей.
Двигательная расторможенность, проявляющаяся в ответ на неудачу, отмечается у детей с минимальными мозговыми дисфункциями и более серьезными церебральными нарушениями. Это выражается в том, что ребенок начинает быстро и неадекватно манипулировать с объектами, теряет цель действий и не доводит выполнение задания до конца.
Активный отказ от выполнения задания (при столкновении с трудностями) проявляется часто в форме агрессивных действий, разрушающих экспериментальную ситуацию. Такой тип реакции отмечается при органической возбудимости, отклонениях в личностном развитии, патохарактерологических особенностях. Пассивный отказ от выполнения задания (т.е. когда ребенок молча прекращает работу и не делает даже попыток исправить ошибку) встречается у детей с инертностью психических процессов, (т. е. когда ребенок понимает свою ошибку, но не может выполнить задание правильно, длительно размышляя, что же делать дальше). Если же ребенок старше трех лет постоянно обращается к взрослому, все время спрашивая, правильно ли он действует, это может быть либо признаком инфантилизма, либо результатом воспитания по типу гиперопеки.
Особенности эмоционально-волевой регуляции у дошкольников хорошо проявляются в игре. Начиная с трех лет, дети уже учитывают функциональные свойства игрушек, используют замещающие действия, могут выполнять определенную роль в игре. В ходе коллективных игр проявляется возможность усвоения правил игры, целенаправленность и активность, наличие у ребенка стремления к доминированию или подчиняемости. Для целенаправленного выявления эмоциональных реакций на неуспех применяются игры с программируемым выигрышем и проигрышем. Создание таких стандартных условий чередования успеха и неуспеха позволяет определить степень толерантности детей к отрицательным эмоциям.