Роль органов власти и регулирования конфликтов.
Пути предотвращения внутриполитических конфликтов. Обществу для стабильного функционирования необходима постоянная модернизация, включающая и политическую модернизацию как основу законности и стабильности политической власти. Но модернизация — это процесс разрешения возникающих в ходе развития противоречий и конфликтов. Политической практикой выработаны пути стабилизации системы, ведущие к предотвращению внутриполитических конфликтов. Смысл этих методов сводится к ослаблению конфронтации между политической властью и интересами ущемленной части общества, а значит, сведению до неконфликтного уровня антиправительственной политической ориентации оппозиции.
1. Социальное маневрирование заключается в перераспределении части общественного продукта в интересах оппозиции. Объем перераспределения зависит от размеров общественного продукта; уровня социальной и политической напряженности; гибкости, проявляемой частью общества, у которой изымается общественный продукт; профессионализмом политического руководства и др.
Формы использования этого метода зависят от социально-экономического развития общества. Они могут варьировать от бесплатной раздачи хлеба, как было в Древнем Риме, до разветвленной инфраструктуры в развитых современных странах, включающей бесплатное медицинское обслуживание и образование, пенсионные пособия, социальное страхование и т.п. Этот метод — своеобразный «клапан», которым выпускают «пар» народного недовольства, снижая накал антиправительственных настроений.
2. Политическое маневрирование включает в себя широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнонаправленных интересов в устойчивый политический альянс, фактически способствующий функционированию существующей политической власти. Среди форм реализации метода выделяют следующие:
• выявление возможностей политического компромисса между противоборствующими сторонами;
• подмена средств достижения цели (декларируются цель, отвечающая интересам большинства населения страны, и средства, с помощью которых она будет достигнута. При этом выигрывается время, используемое для применения других средств стабилизации);
• смена политического лидера (не достигнув ранее заявленных целей, руководство страны отправляет в отставку, например, кабинет министров или конкретного лидера, оставаясь у власти).
Уязвимая сторона политического маневрирования — временный характер применяемых мер.
3. Политическое манипулирование. В широком смысле под ним понимаются действия политической власти, предпринимаемые ею для обеспечения своего стабильного функционирования. В узком смысле под политическим манипулированием понимается целенаправленное воздействие на общественное сознание, прежде всего через каналы массовых коммуникаций.
Обычно газеты, радио, телевидение в основном находятся в руках политических сил, господствующих в данном обществе. Поэтому их действия ориентированы на стабилизацию существующей политической системы. Велика роль СМИ в осуществлении такого приема предотвращения конфликтов, как «создание образа врага». Он состоит в перекладывании ответственности за нерешенные проблемы на другие политические силы (часто оппозиционные, а иногда и мифические) и отвлечении внимания населения от острых политических и социальных проблем.
4. Интеграция контрэлиты. Дестабилизация общественной системы способствует формированию в ней контрэлит, которые играют роль интегратора общественного недовольства. Такие контрэлиты образуются в результате неправильной кадровой политики, приводящей к отвержению нестандартно мыслящих людей. Не попав в состав политической элиты, они накапливаются на «противоположном полюсе», одновременно развертывая антиправительственную активность. Целесообразно не допускать образование контрэлиты, а если она появилась, то интегрировать ее в политическую элиту. Конечные ее политические интересы не расходятся с властью, поэтому возможно включение ее представителей в состав руководства или же приобщение к власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты.
5. Ослабление «системной оппозиции». В отличие от контрэлиты она ставит целью полную дестабилизацию существующей системы и создание своей. Поэтому для политического руководства важно максимально ослабить действия «системной оппозиции». Для этого могут применяться следующие приемы:
• перехват инициативы в действиях, которые собиралась осуществить оппозиция;
в» раскрытие корыстных интересов членов оппозиции;
• показ невозможности достижения целей, поставленных оппозицией;
• формирование недоверия к оппозиции со стороны социальных слоев, где она популярна;
• образование «раскольнических групп» в составе оппозиции;
• стимулирование «перебежчиков» из лагеря оппозиции, введение их во властные структуры;
• ненасильственная ликвидация оппозиции (включение ее представителей в органы власти, привлечение к разработке решений и т.д.);
Г. Конфликты в различных сферах взаимодействия
• нейтрализация лидеров оппозиции.
Нейтрализация лидеров оппозиции может быть реализована следующими образом'
• удовлетворение притязаний (привлечение во власть);
• ролевое смещение (предложение участвовать в решении проблем, устранении недостатков);
• психологическая изоляция' абсолютизация в оппозиционном лидере положительных сторон, неумеренная хвала, что способствует его отрыву от оппозиции;
• формализация (формализованные действия оппозиционного лидера лишаются их привлекательности защитника высокой цели);
• психологическое сближение (сокращение неформальной дистанции между руководством и оппозицией);
• косвенная дискредитация (предложение возглавить в целом престижное, но безнадежное дело);
• психологическая девальвация' поддержка альтернативных лидеров оппозиции, которые соперничают с существующими;
• групповое разобщение (изоляция лидера от его сторонников, оставление его «генералом без армии»).
6. Силовое давление. Формы применения силового давления колеблются от установления открытой диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к системе, до применения косвенных методов давления При этом соблюдаются нормы права, такие, как объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т п.
Этот метод применим в обществах с низкой политической активностью граждан, где доминируют консервативное мышление и установка на сохранение жесткой иерархической структуры. В этих условиях силовое давление, если оно не выходит за пределы разумного, принимается без особого сопротивления. В обществах высокой политической активности такое давление зачастую встречает отпор.
18. Формы завершения конфликта.
Завершение конфликта – это деятельность субъектов конфликта, основанная на стремлении разрешить конфликт и проблему, приведшую к нему.
Базовые формы завершения конфликта : разрешение; затухание; урегулирование; устранение; завершение путем перерастания в другой конфликт.
Первые две формы завершения осуществляются силами субъектов конфликта. Разрешение требует совместного участия оппонентов по изменению своих изначальных позиций. Это может произойти благодаря обоюдным уступкам или взаимному компромиссу противоборствующих сторон либо установлением сотрудничества.
Затухание – это временное и частичное завершение конфликта. Противоречие, послужившее причиной столкновения, не разрешается, между оппонентами могут остаться напряженные отношения.
К подобной форме завершения приводит: изменение приоритетов движущих оппонентами мотивов; потеря значимости объекта конфликтной ситуации; недостаточность сил для продолжения конфликта или истощение ресурсов.
Урегулирование и устранение конфликта – формы завершения, происходящие с участием независимых сторон. Урегулирование может произойти и без согласия конфликтующих сторон.
В результате проводимых переговоров третьи лица сводят конфликт к компромиссному разрешению, добиваются уступок со стороны главных субъектов конфликта. Устранение конфликта основанона радикальном изменении элементов структуры конфликта. Это достаточно жесткая форма разрешения конфликта, но при некоторых конфликтах является единственно возможной.
Способы урегулирования при устранении:
– длительное временное недопущение взаимодействия конфликтующих сторон;
– обеспечение полного исключения взаимодействий оппонентов;
– ликвидирование объекта конфликта;
– удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.
Иногда при конфликтном взаимодействии появляется новый объект конфликта. Если его значимость для оппонентов более велика по сравнению с прежним объектом, то их взаимодействие перерастает в другой конфликт. Такая форма завершения конфликта возможна как при самостоятельных совместных действиях конфликтующих сторон, так и при участии в разрешении конфликта третьего лица.
При любой форме завершения конфликта важно понимать, когда конфликт можно считать завершенным.
Основные критерии завершения конфликта :
1) удовлетворенность конфликтующих сторон результатами завершения;
2) прекращение противодействия;
3) достижение цели одной из сторон;
4) разделение объекта конфликта между оппонентами;
5) устранение одного из участников конфликта;
6) изменение позиции одной из сторон конфликта.