Полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области правового регулирования МСУ (Статьи 5 – 6 ФЗ от 06.10.2003)

Полномочия органов государственной власти РФ в области МСУ:

1) Правовое регулирование общих принципов организации МСУ в РФ: правовых, территориальных, организационных, экономических (данные принципы могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в ФЗ 2003) (расширен объем правового регулирования общих принципов организации МСУ на федеральном уровне по сравнению с ФЗ 1995).

2) Правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области МСУ (государственные органы и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении МСУ; федеральные органы государственной власти осуществляют регулирование прав, обязанностей и ответственности государственных органов и их должностных лиц в области МСУ, принимая иные ФЗ, другие НПА, затрагивающие вопросы МСУ).

3) Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения (ФЗ 2003 закрепляет: основные полномочия органов МСУ по решению вопросов местного значения, исключительные полномочия представительного органа МСУ, право населения выступать с инициативой изменения границ МО; в других ФЗ, иных НПА тоже могут содержаться соответствующие положения).

4) Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены ФЗ (ФЗ 2003 подробно определяет порядок наделения органов МСУ отдельными государственными полномочиями, закрепляет правовой механизм их финансирования, основные формы государственного контроля за их реализацией).

Федеральные органы государственной власти контролируют соблюдение федерального законодательства о МСУ (при этом обеспечивают соответствие законодательства субъектов РФ о МСУ КРФ и федеральному законодательству) (осуществление указанных контрольных полномочий допускается только в случаях и порядке, установленных КРФ и ФЗ).

Федеральные органы государственной власти осуществляют в отношении МО и органов МСУ исполнительно-распорядительные полномочия в случаях, установленных КРФ и ФЗ (кассовое обслуживание исполнения бюджета ЗАТО осуществляют органы федерального казначейства).

Президент РФ (играет существенную роль в разработке и реализации государственной политики по развитию МСУ в РФ – ежегодные послания Федеральному Собранию; указами могут инициироваться эксперименты в сфере МСУ, разработка проектов ФЗ, иных НПА по вопросам МСУ).

Полномочия органов гос. власти субъектов РФ в области МСУ:

1) Осуществляют правовое регулирование вопросов организации МСУ (содержащиеся в конституциях (уставах) субъектов РФ положения об организации МСУ не должны противоречить принципам организации МСУ, закрепленным КРФ, ФЗ 2003) (органы государственной власти субъектов РФ регулируют указанные вопросы только в случаях и порядке, указанных в ФЗ 2003).

Законами субъектов РФ устанавливаются (наименование представительного органа МО, главы МО, местной администрации с учетом традиций; условия и порядок прохождения муниципальной службы (в соответствии с ФЗ); порядок подготовки и проведения местного референдума; гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов (в соответствии с ФЗ)).

Конституции (уставы) субъектов РФ устанавливают (основываясь на федеральном законодательстве) (основы организации МСУ на своей территории, принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ).

2) Осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области МСУ в случаях и порядке, установленных ФЗ (они обязаны содействовать развитию МСУ на своей территории, должны обладать некоторыми контрольными полномочиями в отношении МО и их органов).

3) Осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (участие органов государственной власти субъектов РФ в правовом регулировании компетенции органов МСУ в различных сферах жизни, подведомственных субъектам РФ).

4) Осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном ФЗ 2003.

Закон субъекта должен содержать (вид или наименование МО; перечень прав и обязанностей органов МСУ, прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении указанных полномочий; условия и порядок прекращения осуществления органами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий).

Субъекты РФ принимают законы о наделении органов МСУ государственными полномочиями (по государственной регистрации актов гражданского состояния; в области физической культуры и спорта; в области создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних; по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан).

Субъекты РФ обеспечивают контроль за соблюдением законодательства о МСУ (создаваемые в субъектах РФ конституционные (уставные) суды должны обеспечивать соответствие НПА субъектов РФ по вопросам МСУ, НПА МО конституции (уставу) субъекта РФ).

Наши рекомендации