Материально-техническое обеспечение производственной практики М2.П.1 Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-педагогической практики)

1. Информационные и телекоммуникационные технологии:

  • Электронный каталог библиотеки МАГУ;
  • Портал дистанционного обучения;
  • Интегрированная образовательная седа, обеспечивающая доступ обучающимся и работникам к базе электронной учебно-методической документации, средств тестирования;
  • Система индивидуального учета обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся и др.;

2. Электронные информационные ресурсы (ЭИР):

  • сайт Университета по адресу: http://www.mshu.edu.ru;
  • группа в социальной сети «Вконтакте» по адресу: http://vkontakte.ru/club32978

3. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  • База ЭУМК, РПД, ФОС и т.п.;
  • Полнотекстовая база данных трудов преподавателей университета (АИБС «МАРК-SQL»);
  • Электронная библиотечная система (ЭБС);
  • Ресурс для формирования е-Портфолио обучающихся по адресу: http://4portfolio.ru;
  • Система «Интернет-тренажеры в сфере образования» по адресу: www.i-exam.ru;
  • Сайт для организации дистанционного обучения по адресу: http://www.mshu.edu.ru;

4. Информационно-поисковые и справочные:

· Поисковые системы: Яndex (http://yandex.ru ); Google (https://www.google.ru); Rambler (http://www.rambler.ru ) и др.;

· Правовая система «Гарант» и «Консультант +».

5. Перечень программного обеспечения:

Название ПО Компьютерные классы Раздел меню Пуск Лицензия договор
Операционные системы, драйверы и утилиты  
Windows7 Professional *   DreamSpark Electronic Software Delivery (3 years) Renewal № 100038481 Договор № 54111/МУР3767 от 14.12.2015
7Zip * Архиваторы СПО  
VirtualBox * Виртуальные машины СПО  
Java *   СПО  
FlashPlayer *   СПО  
Kaspersky Anti-Virus * Антивирусы Лиц. №1894-150120-080003 Договор № 17-3к-14 от 23.01.2015
Просмотрщики документов  
Evince * Офис СПО  
Adobe Reader * Офис СПО  
DJVuReader * Офис СПО  
Файловые менеджеры  
FAR * Файловые менеджеры СПО  
Офисные пакеты  
MS Office * Офис Лиц. № 66207545 Договор № 54112/МУР3767 от 14.12.2015
LibreOffice.org * Офис СПО  
Графические редакторы  
The Gimp * Графические редакторы СПО  
Paint.NET * Графические редакторы СПО  
Adobe Flash E16c317 Графические редакторы Лиц. №CE0804427  
Corel Draw E16c317, E16c411, E16c414 Графические редакторы Лиц. № 119205 Договор №54120/МУР3767 от 14.12.2015
Текстовые редакторы  
Notepad++ * Офис СПО  
Математические пакеты:  
1C L57c108   HASP4 ORGL8 20  
IBM SPSS E16c414   Лиц. №141106 Договор № 20141028-1 от 30.10.2014
Statistica L57c313-314 Математика Лиц. №BX902E252703FA-K  
Mathematica L57c313-314 Математика Лиц. №L3262-5281  
Мультимедиа  
Sony Vegas E16c411 Мультимедиа Лиц. №WF3C-P8W3-EYJD Договор № 54113/МУР3767 от 14.12.2015
Audacity * Мультимедиа СПО  
VLC * Мультимедиа СПО  
Интернет  
Mozilla FireFox * Интернет СПО  
  1. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
№ п\п Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.
Кабинет для проведения лекционных и практических занятий по курсу с комплектом мультимедийного оборудования, включающий: - ноут-бук; - проектор; - экран; - TV; - электронную доску. г. Мурманск: ул. Егорова, 16, ауд.: 303,311,312,316,317,407,406 пр. Ленина, 57, ауд. 208, 308 ул. Коммуны, 9, ауд. 603,306,307, читальный зал ул. Егорова, 15, ауд. 208, читальный зал
Компьютерный класс для проведения: - итнерактивных (сетевых) занятий; - работы с Интернет-ресурсами; - работы в СДО; - работы с е-Портфолио; - тестирования и т.д. г. Мурманск: пр. Ленина, д. 57, ауд.: 108, 113, 210, 211, 314, 315, 316 ул. Егорова, 16, ауд.: 316,317,408,411,414  



Приложение 1

Примерная схема анализа лекционного занятия

Преподаватель___________________________________________________

Предмет_________________________________________________________

Тема____________________________________________________________

Дата____________________________________________________________

Группа__________________________________________________________

1. Оценка цели занятия:

· степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;

· достижимость цели, ее сложность;

· сообщены ли учебная цель и план занятии студентам.

2. Подготовленность занятия:

· планирование;

· материальная обеспеченность оборудованием;

3. Оценка содержания:

· научность изложения;

· доступность для понимания студентами;

· связь теории с практикой;

· актуальность информации;

· новизна, проблемность и привлекательность учебной информации;

· оптимальность объема информации, предлагаемой для усвоения.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и студентов:

· рациональность и эффективность использования времени занятия;

· оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности;

· степень рациональности и эффективности использования наглядности и ТСО;

· эффективность контроля за работой студентов и их уровнем понимания информации.

5. Реализация психологических основ обучения:

· учет возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей студентов;

· развитие профессионального мышления у студентов;

· формирование интереса к знаниям и их самостоятельному получению;

· учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;

· целесообразная эмоциональность занятия.

6. Оценка личностных качеств преподавателя:

· знание предмета, профессиональная компетентность;

· общая эрудиция;

· социальная адаптированность;

· степень тактичности и партнерства во взаимоотношениях со студентами;

· внешний вид преподавателя, адекватность мимики и жестов;

· умение держаться перед аудиторией.

7. Уровень методического мастерства:

· логичность изложения;

· установление внутрипредметных и межпредметных связей;

· глубина информированности в излагаемой теме;

· свободное владение информацией;

· эмоциональность речи;

· культура речи, темп, дикция, интенсивность, образованность, грамотность;

· разъяснение новых терминов;

· доказательность и аргументированность;

· формулировка промежуточных и итоговых выводов;

· использование приемов на активизации мышления и внимания студентов;

· преемственность содержания с ранее изученным

8. Оценка результатов занятий:

· обучающее воздействие;

· воспитательное воздействие;

· развивающее воздействие;

· достижение цели занятия

Рекомендации преподавателю

Приложение 2

1. Методические аспекты изложения лекционного текста

Учебная лекция - это канва, опорный материал, с которым обучаемый может творчески работать. Лекционный курс представляет тот минимум спрессованной и систематизированной информации, которая дополняется практическими занятиями и самостоятельной работой студентов. Подготовка и особенно чтение лекций - это сложная деятельность преподавателя, требующая большого напряжения всех его сил и мастерства. Преподаватель, готовясь к лекции, определяет ее место в курсе, связь с темами смежных дисциплин, составляет ее план, отбирает материал, пишет текст, вырабатывает модель своего выступления. При этом преподаватель решает, какие вопросы он будет освещать более обстоятельно, какие он предоставит студентам изучать самостоятельно, а какие рассмотрит на семинарском занятии.

Лингвистические параметры лекции можно свести к следующим главным требованиям:

1. Текст лекции должен быть предельно насыщен смыслом, не допускать разночтений.

2. Все незнакомые слова и термины нужно объяснять аудитории.

3. Не следует перенасыщать его терминологией и иностранными словами, «наукообразность» языка затрудняет смысл сказанного, вынуждает слушателей вначале расшифровывать информацию, чтобы понять ее.

4. Текст лекции должен быть логичен, ясен и прост и вербальными средствами реализовывать дидактические принципы системности, информативности, иллюстративности, понятности.

5. В текст лекции следует включать контрольные вопросы к узловым моментам лекции, дидактическим блокам и единицам, предлагаемым студентам для активного усвоения. Вопросы могут иметь проблемный характер, могут иметь вид теста, предполагающего выбор правильного отвеса, или ответы типа «да» -«нет».

Излагая лекцию, преподаватель должен учитывать психологические особенности восприятия слушателями устной речи. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

· понимали информацию;

· она вызывала бы у них интерес;

· чтобы они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию - и не механически, а осмысленно;

· чтобы имели возможность кратковременной разрядки во время «пиков внимания».

Лекция может быть хорошо написана и плохо прочитана: будучи организованной в письменный текст, научно-учебная информация должна быть трансформирована в устную речь так, чтобы она в полном объеме была воспринята и усвоена аудиторией. И здесь на первый план выступают речевая культура, ораторское и педагогическое мастерство лектора.

Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции. Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только аннотирования, реферирования и конспектирования, но «свертывания» устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.

Устная речь несколько отличается от письменного текста элементами разговорного стиля, эмоциональностью, импровизацией, «лирическими отступлениями» во время пиков внимания. Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования. Полезно в ходе лекции подавать реплики типа: «Это следует записать буквально»; «Сейчас можно просто послушать». Повторами и более медленным темпом можно выделять дидактические единицы, следить за их фиксацией. Полезно время от времени пройти по аудитории и проследить, все ли студенты пишут конспекты, успевают ли за темпом речи лектора.

Лекция - ответственное публичное выступление, произносимое, как правило, в форме монолога. Лектору перед аудиторией приходится говорить «набело», без всяких вариантов, без исправлений. Это требует от лектора при подготовке лекции серьезной работы над языком и стилем изложения.

Основные правила эффективного изложения лекции:

1. Важной ступенью выступления является анализ аудитории и ее интересов. Говорящий должен принимать во внимание людей, которые будут составлять его аудиторию. Представление об образовании, профессии, возрасте аудитории - это лишь начальные сведения. Они могут помочь сделать из слушателей заинтересованных собеседников. Начинать выступление следует с того, что заведомо интересует аудиторию.

2. Недопустимы поучения и нравоучения, но нельзя льстить аудитории и заискивать перед ней, говорите на равных. Дайте вашим слушателям понять, что вы знаете, кто они, зачем они пришли, и что вы не зря потратите их время. Люди любят, когда к ним обращаются лично, как к партнерам в разговоре. Сделайте свое выступление личным, употребляя местоимения «я», «мы», «вы», «нас».

3. Не следует выучивать заранее текст выступления. Это чаще всего выливается в неестественное, негибкое изложение. Оратор имеет склонность к поспешности, произносит слова, не обдумывая их значения. Кроме того, метод заучивания текста плох тем, что не дает возможности вносить изменения, требующиеся для адаптации речи к реакции аудитории.

4. Метод чтения выступления также создает барьер между говорящим и аудиторией. Поскольку глаза говорящего должны быть прикованы к записям, он не может смотреть на своих слушателей, а лишь бросает на них быстрые взгляды. При чтении совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменный и устный - это разные языки. Если преподаватель не обладает особыми навыками чтения с листа, то он не может использовать и достаточную голосовую гибкость, интонационное богатство, отличающее живую речь.

5. Простота и легкость изложения являются главным достоинством лекции в высшей школе. Путаное и неясное изложение имеет две причины:

· недостаточно глубокое понимание лектором вопроса, о котором он говорит;

· неумение лектора просто изложить слушателям понимаемую им мысль. В конечном итоге обе эти причины устраняются в результате упорной подготовительной работы лектора над содержанием и формой лекции.

6. С простотой и ясностью лекции тесно связана краткость изложения. Язык науки краток. В академической лекции надо многое сказать, но нельзя много говорить. Длинная водянистая речь лектора скучна и утомительна.

7. Лекция - своеобразный жанр научного стиля со специфическими признаками: своей терминологией, фразеологией и этикетом, принятым в научной среде. Но лекция в то же время является жанром ораторской речи, отличным от книжного стиля. Живая устная речь лектора не может точно совпадать с письменной. В академической лекции, излагающей ту или иную науку, раскрываются методы и термины, знание которых совершенно необходимо для студентов. Однако лектор не должен злоупотреблять научной терминологией. Следует пользоваться терминологией продуманно и экономно. В процессе подготовки лекции надо определить, какие новые термины будут введены и разъяснены.

8. Лектору не следует увлекаться употреблением иностранных слов, когда они могут быть заменены русскими. Иностранные слова, вводимые в изложение без толка и нарочито, засоряют лекцию. Нельзя забывать, что неправильное произношение иностранных слов и незнание их точного значения считается самой курьезной ошибкой лектора.

9. Лектор должен заботиться не только о том, что сказать, но и как сказать. К его речевой культуре предъявляются высокие требования. Слушатели воспринимают не только содержание лекции, но и язык. Правильный литературный язык лектора способствует обогащению и развитию речи студентов. Исключаются жаргонизмы и другие слова, находящиеся за пределами делового языка, грамотной речи. Небрежность и неряшливость в речи лектора снижают качество лекции.

10. Важнейшими качествами хорошей лекции являются выразительность и образность, облегчающие студентам восприятие материала.

11. Целесообразно построить выступление по принципу «россыпи новизны». То есть, через определенные временные интервалы в нем должна звучать какая-то новая информация: в виде эмпирических данных, оригинального суждения, яркой цитаты, риторического вопроса и т. п. Еще одним способом эффективного воздействия на слушателей является «Эффект аргументации». То есть используйте убедительные и доступные для усвоения доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов слушателей.

12. Методы, наиболее часто используемые ораторами для окончания речи:

· вызов или обращение;

· вывод;

· цитата;

· иллюстрация;

· побуждающий стимул;

· личное намерение.

Рассмотрим вспомогательные средства для эффективого выступления:

1. В лекции цифровые данные, поясняющие или доказывающие то или иное положение, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. В устном выступлении количество цифрового материала должно быть ограничено, на него лучше ссылаться а не приводить полностью.

2. Для облегчения усвоения слушателями излагаемого материала применяются такие наглядные пособия, как диаграммы, рисунки, схемы, графики. При этом наглядный материал должен быть хорошо подготовленным (соответствующий масштаб знаков, символов, аккуратность, четкость и т. д.), в противном случае; он будет только раздражать слушателей и мешать лектору.

3. Используйте паузы для разделения мыслей на логические единицы, которые будут легко восприниматься аудиторией. Если вы высказали важное утверждение, то сделайте паузу, прежде чем идти дальше. Пауза поможет сосредоточить внимание на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщать изложенное.

4. Необходимо помнить, что почти половина информации передается через интонацию. Кроме того, говорить следует достаточно громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими «волнами» (то выше, то ниже). Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность. Однако речь не должна быть слишком быстрой. Аудитория имеет «скорость слуха» примерно от 130 до 150 слов в минуту. Чтобы вас понимали, не следует превышать этот порог. Громкость и тембр голоса должны (в разумных пределах) меняться во время выступления. Это освежает восприятие, уменьшает утом­ление слушателей.

5. Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию.

6. Восприятие информации оживляют личные комментарии. Чтобы подкрепить идею выступления, могут быть очень полезны цитаты. При этом используются только безупречные источники цитат, которые являются общепризнанным авторитетом в данной области или представляют исторический интерес.

7. Важным средством донесения до слушателей основной мысли и ее запоминания являются повторения.

8. Не следует забывать об «Эффекте релаксации». Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание.

9. Если внимание аудитории потеряно, для его восстановления используются следующие приемы:

· усилить громкость голоса или, наоборот, понизить его;

· сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению;

· ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент;

· внезапно задать вопрос аудитории;

· использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения;

· изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.

10. Необходимо научиться правильно дышать для регулировки дыхания в процессе выступления. Неподготовленный человек страдает от острого кислородного голодания; у него раздуваются вены, краснеет лицо, выступает пот, учащаются дыхание и пульс. Чтобы избежать подобного, необходимо работать над постановкой голоса и дыхания, научиться без ненужных пауз, незаметно между звуками делать вдохи.

11. При выступлении лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чтобы обеспечивать свободное дыхание и хорошее звучание голоса. Но это не означает, что нужно стоять неподвижно. Поэтому рекомендуется начинать с умеренной жестикуляции и развивать соответствующие навыки постепенно. Если есть кафедра, то можно положить руки на нее, однако не должно создаваться впечатление, что вы на нее опираетесь. Избегайте сутулости, застывшей позы или манерных движений.

12. Соединяйте слово с жестом. Умеренная жестикуляция способствует лучшему восприятию информации. Жесты на уровне груди - самые лучшие. Они создают ощущение силы, спокойной властности и уверенности. В целом жесты должны быть скупыми, точными и выразительными. Естественность позы поможет аудитории больше внимания уделять тому, что оратор говорит, а не тому, как он выглядит. Мимика должна быть умеренной и доброжелательной. Улыбайтесь и старайтесь вызвать положительную реакцию.

13. Нужно непрерывно скользить взглядом по аудитории. Чтобы достигнуть хорошего визуального контакта, следует его поддерживать с одним слушателем или группой слушателей в течение периода, примерно равного времени прочтения абзаца средней величины. Это помогает в оценке как слушателей, так и разделов своего сообщения на предмет степени вызываемого ими интереса.

14. Одежда выступающего является одним из факторов, влияющих на его успех. Она должна способствовать непринужденности докладчика (не быть тесной, слишком теплой, яркой и т. д.). Однако в костюме лектора должна быть какая-то небольшая яркая деталь. У женщин это может быть шарфик, шейный платок, у мужчин - галстук. Для возобновления интереса слушателей можно воспользоваться ярким аксессуаром (например, красного цвета футляром для очков). В целом необходимо выглядеть опрятно и изящно. Это повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе и вызывает уважение слушателей.

15. Всегда старайтесь делать необычайное начало и яркий конец, поскольку лучше всего запоминается то, что находится с краю, т. е. начало и конец лекции.

Итак, непринужденность позы, умение смотреть аудитории в глаза, гибкость и задушевность интонации, шутка и многое другое помогут создать ощущение равновесия и комфорта, вызовут доверие слушающих. Контролируя поведение слушателей, вы можете определить, какую корректировку, какая дополнения и изменения нужно сделать, что следует изъять из текста вашего выступления.

Оценка качества лекции

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Узловыми критериями оценки качества лекции являются: содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции. Раскроем смысл каждого из них.

Содержание лекции:

1. Научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона.

2. Наличие методических вопросов, правильная их трактовка.

3. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции.

4. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с пракгикой.

5. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику.

6. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутри-предметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций:

1. Четкая структура лекции и логика изложения.

2. Наличие - отсутствие плана, следование ему.

3. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы).

4. Доступность и разъяснение новых терминов и понятий.

5. Доказательность и аргументированность.

6. Выделение главных мыслей и выводов.

7. Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции.

8. Использование наглядных пособий, ТСО.

9. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов:

1. Требование конспектировать и контроль за выполнением.

2. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков.

3. Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

4. Использование приемов поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, ораторские приемы.

5. Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).

Лекторские данные:

1. Знание предмета.

2. Эмоциональность.

3. Голос, дикция.

4. Ораторское мастерство, культура речи.

5. Внешний вид.

6. Умение установить контакт.

Результативность лекции:

1. Информационная ценность.

2. Воспитательный аспект.

3. Достижение дидактических целей

Лекционные занятия могут быть представлены как:

· традиционные лекции;

· информационные лекции;

· обзорные лекции;

· проблемные лекции;

· лекции - дискуссии;

· лекции - беседы;

· лекции - визуализации;

· лекции - интервью;

· лекции - ситуации;

· лекции - консультации;

· лекции - сценарии;

· лекции – конференции и др.[

Традиционные лекции (вводные, заключительные, уста­новочные) имеют особенности в содержании и построении:

1. Вводная лекция включает: определение основных понятий, историческую справку о роли отечественных и зарубежных исследований в развитии психологии; цели, задачи, методы и связь дисциплины со смежными науками; распределение учебного времени, учебную и методическую литературу; особенности самостоятельной работы, формы участия в научно-исследовательской работе и отчетность по курсу.

2. Заключительная лекцияпредназначена для раскрытия перспектив дальнейшего развития психологии и включает: обзор пройденного курса, основные выводы и обобщения; освещение современного состояния проблем психологии в отечественных и зарубежных исследованиях; трактовку главных линий дальнейшего развития психологии, указание су­ществующих проблем и намеченных путей их решения;

3. Установочная лекция носит обзорный характер, не включает полного и систематического изложения материала программы, отличается большой концентрацией учебного материала, различно­го рода информации, значительное количество актуальных проблем психологии в образовании.

Информационныелекции читаются, когда новый учебный материал: не доступен для студентов; еще не успел войти в учебники и пособия; вызывал трудности у студентов для понимания, усвоения и использования. Информационные лекции читаются объяснительно-иллюстративным методом, используемый материал определяется местом лекции в струк­туре учебного процесса.

Обзорные лекциирассматривают проблему в целом, выходящие на новый уровень систематизации.

Проблемные лекцииопи­раютя на проблемный подход к обучению в процессе решения нестандартных задач, при котором усваиваются новые знания и умения. Перед сту­дентами ставятся вопросы, побуждающие к самостоятельному поиску истины, для чего включались:

· прикладные задачи, создающие проблемную ситуацию;

· элементы диалога с аудиторией, активизирующие мыслительную деятельность студентов;

· выводы формулировались вместе со студентами;

· творческие задачи, решение которых требует исполь­зования лекционного материала.

Осуществляется предварительная работа по отбору материала и подготовке «сценария» лекции проблемного характера, на которой студенты находятся в постоянном «сомышлении», «сотворчестве», диалоге с преподавателем и становятся соавторами в ре­шении проблемных творческих задач, что приводило к хорошим результатам:

· знания становятся достоянием слуша­телей (знаниями-убеждениями);

· знания глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), становятся более гибкими и обладают свойством переноса в другие ситуации (эф­фект развития творческого мышления);

· решение проблемных за­дач выступет своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развиваю­щий эффект);

· лекция повышает интерес к содер­жанию и усиливает профессиональную подготовку студентов.

Используя лекцию-беседу в начале практического занятия, конспективно повторяются тезисы основной лекции или предъявляется наиболее сложный теорети­ческий материал, не усвоенный студентами в процессе самоподготовки.

Лекции-визуализации представляют систематизированную, методически обработанную устную информацию и преобразованную в визу­альную форму для формирования умственных дей­ствий и понятий. Чтение лекций сводится к комментированию подготовленных визу­альных (или аудиовизуальных) фрагментов. В процессе лекций создаются условия для:

· систематизации имеющихся материалов;

· усвоения новой информации;

· понимания причинно-следственных связей и зависимостей;

· создания и решения проблемных ситуа­ций;

· демонстрации разных способов визуализации (определение понятий, схемы, таблицы и др.).

В основе лекций - интервью лежит педагогическая коммуникация. Данные лекции проводят два преподава­теля (практиканта), которые заранее готовят сценарий, оговариваются предполагаемые вопросы к сту­дентам. Постепенно наращивается личностно-ориентированная студенческая инфор­мация.

В процессе лекций-ситуаций:

· решается проблема развития уме­ния у студентов перенести полученные знания по психологии;

· активизирутся самостоятельность, творческая активность, мыслительная, познавательная деятельность студентов для овладения профессиональными умениями и повышения эмо­циональности и интеллектуального энтузиазма, профессиональной мотивации.

Студент обогащается практической деятельностью, учится:

· избегать ошибок и неверных решений;

· влиять на события и процессы;

· прогнозировать и планировать свою будущую профессиональную деятельность.

Лекция-консультацияпроводится при изучении тем с чётко выражен­ной практической направленностью:

· акцентируется внимание на проблемах, связанных с прак­тикой их применения (задавались вопросы, проводилась небольшая дискуссия, свободный об­мен мнениями);

· даются ответы на заранее представленные вопросы студентов в форме свободного обмена мнениями;

· студентам заранее предоставляется материал для обсуждения, свобод­ного обмена мнениями;

Вначале занятие проводится в форме сообще­ния, просмотра видео-DVD-фильма; затем занятия стро­ится в форме ответов на вопросы студентов; занятие проводится в форме групповой консультации, в кото­рой принимают участие несколько высококва­лифицированных специалистов в области психологии.

Налекцию - конференциюпривлекаются раз­личные специалисты для раскрытия заявленной темы. Студенты получают ответы на поставленные вопросы по содержанию лекции, проводимой в форму сообщения, заключения, консилиума. Лекция проводится:

· в начале цикла занятий для выявления интересов, потребностей и установок студентов;

· в середине цикла - для мотива­ции, создания атмосферы соучастия, сотворчества, внимания к про­блемам студентов;

· в конце цикла - для систематизации, подведения итогов и определения дальнейших перспектив работы

Технологии личностно-ориентированного обучения и модели лекционного курса в условиях выбора – это средство создание условия для полноценного проявления у субъектов образовательного процессов:

· мотивации (принятие и обоснование учебно-познавательной, исследовательнской, учебно-профессиональной деятельности);

· опосредования (по отношению к внешним воздействиям, рекомендации к внутреннему импульсу поведения);

· коллизии (видение скрытых противоречий действительности);

· критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);

· рефлексии (конструирование и удержание определенного образа «Я»);

· смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного – сути жизни и профессиональной деятельности);

· ориентации (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения);

· обеспечение автономности и устойчивости внутренней картины мира;

· творчества (обеспечение творческого характера любой значимой деятельности);

· самореализации (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими);

· уровня духовности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение вседения жизнедеятельности к утилитарным целям).

Приложение 3

Типы семинарских занятий

В современной высшей школе наиболее распространены семинарские занятия трех типов: просеминар, собственно семинар, спецсеминар.

Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. На первом этапе работы на просеминаре следует обратить внимание на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы на просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

В высшей школе практикуется три типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки. Форма семинарских занятий:

· развернутая беседа по заранее известному плану;

· небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга. Выступления в беседе - уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.

Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. На семинарах должны всемерно поощряться выступления оценочного и дискуссионного характера, которые вырабатывают у студентов самостоятельность и независимость мышления, собственные взгляды и убеждения. Преподавателю необходимо ориентировать обучающихся на дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

Наши рекомендации