Коррекционно-развивающая программа для младших школьников с задержкой психическогоразвития

Программа ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.

Программа рассчитана на детей 6—7 лет и включает познавательные занятия, игровые мини-тренинги и упражнения по телесно-ориентированным техникам. Продолжительность занятий 30—40 минут. Педагог-психолог проводит 1 занятие в неделю, инструктор по физвоспитанию проводит 1 занятие в неделю по телесно-ориентированным техникам.

Структура занятий

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии), системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, игры с песком и др.).

Структура занятий гибкая, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии. В процессе занятий у детей развиваются коммуникативные качества, обогащается эмоциональный опыт, активизируется мышление, осознаются и переживаются успехи-неуспехи, результаты деятельности, проектируются общественные взаимодействия и двигательные акты, формируется личностная ориентация.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Занятие конструируется примерно следующим образом:

I. Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).

II. Упражнение для наших пальчиков: работа с орехами, карандашами, пуговицами, зернами + пальчиковые игры (продолжительность 5 минут).

III. Коррекционно-развивающий блок: какой-либо познавательный материал, связанный одним игровым сюжетом. Включаются задания на развитие восприятия, памяти, мышления (продолжительность 15 минут).

IV. Двигательная разминка: прием «Перевоплощение» или игровой мини-тренинг «Оживи картинку» (продолжительность 5 минут).

V. Релаксация, психогимнастика (продолжительность 3 минуты).

VI. Прощание (продолжительность 2 минуты).

Задачи

Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию.

Активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей.

Развивать умственные способности.

Прививать навыки социального поведения.

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Цели: Обучение детей, имеющих проблемы в развитии, приемам саморегуляции, умению управлять своим телом и владеть своими эмоциями.
Снятие мышечных зажимов.

Оборудование: Обруч, три скамейки, веревка с игрушечной обезьяной, карандаши, краски, бумага, платки, одеяло.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на ковре в кругу.

Педагог-психолог. Ребята, вы любите путешествовать? Я так и знала. Сейчас мы отправимся на таинственный остров. Коврик, на котором вы сидите, не простой, а волшебный. Сядьте так, чтобы ваши ноги были вытянуты вперед, возьмитесь за руки и закройте глаза. (Звучит музыка.) Представьте, что мы поднимаемся вверх в облака, еще выше, выше облаков, летим, ковер покачивается. Крепче держитесь за руки. Дышим все легко, ровно, глубоко. Глубокий вдох, долгий выдох. Нам хорошо летать, взявшись за руки. Но вот ковер опускается ниже, ниже. Откройте глаза, мы на таинственном острове. Что вы чувствовали, когда летали? (Ответы детей.)

Педагог-психолог. А хорошо вам было держать друг друга за руки? Пойдемте по острову, осмотрим его. Место это незнакомое, потому надо идти и слушать каждый звук. (Какие звуки вы слышали?

Вроде все спокойно и безопасно. Мы можем поиграть.

Прыгаем с кочки на кочку.

Пролезаем в обруч.

Достаем до ушей воображаемого жирафа.

Молодцы! Посмотрите, сколько здесь цветов! Ночью они спят, а днем расцветают. Давайте представим, что мы — цветы. Присев на пол, обхватим руками колени — цветы спят. Просыпаются — мы покачиваем руками. Солнце скрылось — цветы опять уснули. Проснулись — веселые, уснули — грустные. Опять проснулись. На острове живет кобра. Она добрая. Представим, что мы, как и она, греемся на солнце (легли на пол на живот, руки под подбородок). Проснулась кобра — приподнимаемся на руки, потом на колени, смотрим вперед. А еще есть удав. Знаете ли вы его? Он сворачивается в клубочек (легли на спину, обнимаем себя за ноги), а потом покачивается на спинке и встает. А еще тут живут зайчики. Один из них всех боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой — смелый заяц. «Я никого не боюсь!» — встаньте и смело скажите это. (Дети выполняют задание.)

Педагог-психолог. А теперь поиграем. Завяжем глаза, пойдем навстречу друг другу. Скажем «ку-ку». Встретившись, обнимаемся. А сейчас полежим в гамаке (педагогу-психологу помогает воспитатель; вместе с ним педагог-психолог раскачивает на одеяле ребенке). Грянула буря (гамак сильно раскачивается). Надо лежать и громко говорить: «Я — смелый» . (Остальные дети топают ногами — создают бурю.)

Дети, помните, когда-то вы говорили, что боитесь темноты, страшных зверей, кататься на качелях? Здесь же, на острове, вы стали такими смелыми и сильными! Сейчас я выключу музыку, а вы вспомните, чего вы раньше боялись. Нарисуйте все это. Когда я хлопну в ладоши, все станет по-другому: исчезнет страх, вы почувствуете силу, доброту.

(Играет музыка — дети рисуют; раздается хлопок — рвут свой рисунок.)

Педагог-психолог. Знаете, на острове есть водопад. Он тоже волшебный. Вода в нем теплая. Если опустить в него руки, искупаться в нем — то вода смоет все плохое, все обиды. Вы станете радостными, все грустное и плохое уйдет прочь. (Звучит музыка.) Давайте подойдем к водопаду и встанем под его теплые струи. Вода смывает все печали, огорчения, обиды, ссоры. Настроение у всех веселое, радостное. Давайте улыбнемся и с таким вот настроением пойдем в группу.

КОРРЕКЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Цели: Формирование у детей умения делать первичное обобщение, представлять предмет в целом. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доброты).

Оборудование: Мягкие игрушки: попугай, белочка, заяц, лисичка и мышка; коробочка с геометрическими фигурками; разрезные картинки (с изображением этих игрушек); леска; пуговицы-грибочки; пакетики с гречкой, пшеном, рисом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках в кругу.

Педагог-психолог. Дети, к нам сегодня обещали прийти гости. Вот первый гость — попугай Кеша. Он хочет с вами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему у нас понравилось, чтобы он захотел прилететь к нам снова

Дети отвечают. Затем педагог-психолог бережно передает ребенку, сидящему по соседству, игрушку и просит, чтобы тот прижал ее к себе, погладил, сказал что-либо ласковое и передал другому ребенку.

Педагог-психолог. А еще к нам в гости пришли белочка, заяц, лисичка и медведь. Давайте мы их угостим чем-нибудь вкусненьким. Вы, Таня и Саша, наберите на веревочку грибочки (мы их насушим белочке). Вы, Антоша и Миша, отложите по 10 зернышек пшена и риса попугаю Кеше, а ты, Сережа, наложи в тарелочку 10 зернышек гречки для мышки.

(Дети выполняют задание.)

Педагог-психолог. Ну вот, теперь наши гости сыты и хотят поиграть с нами. У вас на столе лежат коробочки с геометрическими фигурками. Чтобы зверушки не потерялись в лесу, у каждого есть своя тропинка. У белочки — кружок, у зайца — квадрат, у лисички — треугольник, у мышки — овал. Постройте для каждого гостя свою дорожку, выбрав фигурки из коробки (на столе у педагога-психолога стоят игрушки, около каждой — соответствующая геометрическая фигура).

(Дети выполняют задание.)

Педагог-психолог. А сейчас уберите фигурки в коробку. А теперь сядьте на край стула, прислонитесь к спинке, руки положите на колени, а глазки закройте. Представьте себе теплый чудесный день (звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды, горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу. Я вас очень люблю!

КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Цели: Закрепление умения прокатывать мяч с целью попасть в движущийся предмет. Укрепление мышц пальцев рук и кисти. Развитие глазомера и координации движений. Обучение правильному дыханию. Формирование правильной оценки.

Оборудование: Малые мячи по количеству детей; 5—6 больших мячей; шапочки-маски, изображающие морских обитателей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть «Свистать всех наверх!»

Дети входят в зал колонной по одному. Построение в шеренгу, равнение, проверка осанки.

Инструктор. Все дети являются матросами патрульного корабля «Морской охотник» и должны принимать участие в морских учениях. Вы будете тренировать свою силу, ловкость, выносливость, а в минуты отдыха веселиться и играть в интересные игры

Учения начинаются с «проверки организованности и дисциплины». Дети выполняют разные виды ходьбы: обычную, приставными шагами, руки на поясе («утрамбовываем песок»); скрестным шагом, спиной вперед («запутываем следы»). Далее выполняют бег с преодолением препятствий — по узким доскам (шириной 15 см), с перепрыгиванием «канавок» шириной 40—50 см («аврал на корабле»); обычную ходьбу с плавным движением рук («большие волны»); бег змейкой («проход через лабиринт»); обычную ходьбу.

Игра «Стоп, хлоп, раз»

Игра развивает внимание и координацию. Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, а на сигнал «Раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Повторяется три раза.

ОCНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Проверка специальных знаний, умений, навыков»

Комплекс кинезиологических упражнений

Дети строятся в одну шеренгу.

Водолазы

Исходное положение: ноги врозь, руки опущены. Задержка дыхания. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание так долго, насколько это возможно, 3—4 раза.

Дерево

Исходное положение: сидя в группировке (на корточках, руками обхватить колени, голову опустить). Представить себе, что ты — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно встать на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Напрячь тело, имитируя дерево. Выполняется 3 раза.

Внутри-снаружи

Исходное положение: лежа на спине. Закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, скрип двери, дыхание других и т.п.), затем перевести внимание на свое тело и прислушаться к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела). Выполняется 3 раза

Наши ушки слышат все

Дети делают самомассаж ушных раковин.

Чтоб с мячами нам дружить, надо пальцы нам развить

Исходное положение: ноги врозь, мяч малого размера в руках перед грудью. Одновременные и попеременные сжимания и разжимания пальцами рук мяча; катание мяча между ладоней; сдавливание мяча кончиками пальцев; вращение кистей рук с мячом. Каждое движение выполняется 4–5 раз.

Велосипед

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.

Кошечка

Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки: на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину, опуская голову. Выполняется 6—8 раз.

Прыжки по команде ведущего

4 прыжка вперед + 4 прыжка назад + 4 вправо + 4 влево + пауза (морская качка — перекат с пятки на носок). Выполняется 2 раза.

Волны шипят

Исходное положение: стоя на пятках, руки вниз. Вставая на носки, плавно поднять руки вперед-вверх (вдох); на выдох через рот со звуком «ш-ш-ш» плавно опустить руки, вернуться в исходное положение. Выполняется 3–4 раза.

Игровое упражнение «Морской бой»

После тренировок матросам предстоит попасть в «торпеду»; взрослый быстро прокатывает большие мячи вдоль стены, а дети катят свои мячи поперек, стараясь попасть в «торпеды». Кто самый меткий? Выполняется3–4 раза.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Матросы отлично справились с заданиями и приглашаются в гости к морскому царю на водный карнавал. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалок, крабов, морских коньков... Звучит плавная музыка — морские обитатели, танцуя, начинают свой карнавал. Морской царь (ведущий) хвалит понравившихся ему танцоров.

В конце занятия, в зависимости от состояния детей, можно провести упражнение на расслабление.

Исходное положение: лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны, поза «медуза». Дети расслабляют руки, потряхивают ногами. Ведущий произносит в это время:

Я лежу на спине,

Как медуза на воде

Руки расслабляю, в воду опускаю

Ножками потрясу и усталость сниму.

Под спокойную музыку дети выходят из зала.

Наши рекомендации