Эксперимент -«охранники и заключенные» Ф. Зимбардо

(Германия, 2002)

Глава 11. Социальная психология

11.1. Социальная психология групп

Дело стало принимать опасный оборот, так что Зимбардо пришлось прервать эксперимент на седьмой день, хотя изначально задумывалось, что он займет две недели. Зимбардо так описал происходившие события: «Эта тюрьма, которую мы сами создали, стала поглощать нас как часть своей собственной реальности». Таким образом, несмотря на то, что, скорее всего, неразумно сводить все многообразие проявлений личности к проигрыванию социальных ролей, безусловно, исполнение роли накладывает отпечаток на личность человека. В эксперименте М. Занна и С. Пэк (1975) студенткам предлагалось составить брачное объявление. Причем одной группе студенток говорили, что читать их объявления будут мужчины, для которых идеалом женщины является домохозяйка, а другой группе — что их адресаты — мужчины, предпочитающие успешных в карьере женщин. Студентки первой группы не только описывали себя как «домашних» женщин, но и при последующем тесте на решение задач показали результаты на 20% ниже, чем девушки из второй группы. И это несмотря на то, что тест проводился после того, как составление объявлений было завершено, а объявления «разосланы»!

Поскольку исполнение роли имеет смысл только как часть более общей скоординированной «пьесы», роли находятся в тесной взаимосвязи и образуют систему. Конечно, одни роли более важны для успешной деятельности группы, чем другие. Поэтому образуется иерархия статусов социальных ролей. Социальный статус — это положение роли в системе группы, оценка группой вклада носителя той или иной роли в совместную деятельность. Можно выделить социальные роли высокого статуса и социальные роли низкого статуса. Высота социального статуса проявляется как в распределении обязанностей, прав и привилегий, так и в интенсивности санкций, относительно данной роли. Например, с одной стороны, менеджер кампании получает более высокую зарплату, чем уборщица. С другой стороны, его ответственность перед компанией так велика, что он буквально «не может позволить себе» заболеть или взять отгул.

Высокий или низкий статус той или иной роли не определяется произвольно, а зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей. Большое значение здесь имеет престиж и мода. Временный взлет популярности некоторых профессий (например, фотомодели) трудно объяснить с рациональных позиций. Колебания моды относительно различных социальных ролей проявляются в уровне конкурсов в профильные вузы, в количестве публикаций в прессе, посвященных той или иной теме, и т.д.

Различается социальный статус и личный статус. Первый связан с принадлежностью субъекта к той или иной группе, а второй — с местом, которого он добился внутри группы. Социальный и личный статус могут не совпадать. Например, личный статус карманного вора в преступном мире очень высок. Однако его социальной статус как криминального элемента — низок. Наиболее высоким статусом обладает лидер группы. При этом формальный лидер обладает максимальным социальным статусом среди всех членов своей группы, а неформальный лидер — максимальным личным статусом.

Но почему именно тот, а не другой человек принимает на себя роль лидера (и, что не менее важно, почему группа признает его лидерство)? На этот счет существует несколько теорий. Теория «великой личности» предполагает, что все эффективные лидеры обладают общими универсальными чертами. Однако сама роль лидера неоднородна. Согласно Р. Бейлсу, нужно различать целевого и социального лидера. Целевой лидер ориентирован на решение деловых проблем, на достижение продуктивной цели. Социальный лидер заинтересован, прежде всего, в человеческих отношениях, он акцентирует свои усилия на сплочении группы, улаживании конфликтов, оказании эмоциональной поддержки, обеспечении комфорта участников группы. Таким образом, универсального лидера не существует.

Более эвристична функциональная теория лидерства. Лидер в данном понимании является продуктом требований ситуации: чтобы стать лидером, претенденту надо превосходить других только в одном качестве, но именно в том, которое востребовано в данной ситуации. Однако человек, которому удалось хорошо исполнить роль лидера в конкретной ситуации, увеличивает свои шансы занять лидерскую позицию и в других ситуациях. Постепенно группа обретает уверенность в том, что человек, проявивший себя эффективным лидером, обладает универсальными лидерскими качествами. Формируется лидерская харизма. Харизма (от греч. charisma — подарок) — это наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Харизматическому лидеру приписываются постоянные победы, и даже явный провал истолковывается как достижение («мудрое заманивание врага в глубь территории» вместо «постыдного бегства», «непостижимая человеческим разумом мудрость» вместо «абсурдных заявлений»). Е. Хартли была предложена модель, объясняющая превращение ситуационного лидера в харизматического (рис. 80).

Глава 11. Социальная психология

ll.li Социальная психология групп

Эксперимент -«охранники и заключенные» Ф. Зимбардо - student2.ru

■► Выбор лидера из претендентов на

основе его адекватности требованиям П„ ) ситуации (функциональный лидер)

I

Успешное разрешение ситуации 1

Ситуация 2

Выбор лидера на основе^________

установки «Он лидер»

Успешное разрешение ситуации 2

Создание харизматического лидера, выбор которого последует в любом типе ситуаций П]...П„ — претенденты на лидерство

Рис. 80. Трансформация функционального лидера в харизматического

Историческим примером трансформации функционального лидера в харизматического служит судьба Наполеона. Наполеон начал службу в войсках в 1785 г. в чине младшего лейтенанта артиллерии; сделал кавыру в период Великой французской революции. Назначенный начальником артиллерии в армию, осаждавшую занятый англичанами Тулон, Бонапарт осуществил блестящую военную операцию. Тулон был взят, а сам он получил в 24 года звание бригадного генерала (1793). После термидорианского переворота Бонапарт отличился при разгоне роялистского мятежа в Париже (1795), а затем получил назначение командующим Итальянской армией (функциональный военный лидер). После первых же побед Наполеон стал претендовать на самостоятельную роль. Харизматический потенциал Наполеона позволил ему в ноябре 1799 г. совершить государственный переворот (18 брюмера), в результате которого он стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю полноту власти. Конституция Наполеона была одобрена народом на плебисците (около 3 миллионов голосов против 1,5 тысяч) (1800). Позже Наполеон провел через сенат декрет о пожизненности своих полномочий (1802), а затем провозгласил себя императором Франции (харизматический лидер).

Системная теория лидерства полагает лидерство конкретного члена группы не ответом на объективные требования ситуации, а продуктом группового взаимодействия. Другими словами, лидером

становится тот, кого согласно видеть в качестве лидера наибольшее количество участников группы. Подобная «согласительная» стратегия выбора лидера включает в себя возможность парадоксальной ситуации. Допустим, у нас есть два претендента на роль лидера в группе из семи человек — А и Б. А пользуется горячей поддержкой трех членов группы, в то время как двое оставшихся — резко против него. Если выразить эту ситуацию в цифровой форме получим: + 5 + 5 + 5-4-4. Скорее всего, А — яркая личность, человек, который имеет собственное мнение. Б — менее яркая личность, и поэтому все участники гипотетического голосования относятся к нему почти нейтрально: + 2 + 2 + 2 + 2 + 2. В результате ничем не проявивший себя Б набирает 10 баллов и становится признанным лидером, а А набирает всего 7 баллов и остается аутсайдером. Системная теория лидерства объясняет, почему ничем не примечательные, а порой и просто недалекие люди достигают высоких постов и иногда оказываются у руля государств.

Теория ценностного обмена Кричевского предполагает, что лидером, наоборот, становится не тот, на чье лидерство может согласиться рационально мыслящее большинство, а тот, кто наиболее полно воплощает собой ценности группы. В соответствии с данной концепцией президентом страны имеет больше шансов стать не грамотный экономист, а человек «из народа», «такой, как все».

Управлять людьми можно по-разному. Китайский мудрец Лао Цзы говорил о правителях так: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает». К. Левин выделил три основных стиля лидерства: авторитарный, попустительский и демократический. Авторитарный лидер практикует жесткие способы управления, пресекает инициативу снизу, не допускает обсуждения своих ре^щений. Попустительский лидер, наоборот, в минимальной степени регулирует инициативу членов группы. Лидер, который придерживается попустительского стиля, быстро теряет ресурс доверия в связи с тем, что деятельность группы становится все менее продуктивной. Демократический лидер поощряет инициативу и принимает решения коллегиально, однако не допускает анархии. Можно сказать, что при демократическом стиле руководства каждый член группы обладает правом голоса, но лидер обладает правом «нескольких голосов» и финального решения.

К. Левин с коллегами (1943) изучал эти три стиля лидерства в группах мальчиков. Было сформировано три группы, во главе кото-

Глава 11. Социальная психология

11.1. Социальная психология групп

рых были поставлены взрослые руководители. Каждый из руководителей последовательно действовал в рамках одного из стилей лидерства. Полученные данные показали, что в группе с авторитарным стилем руководства наблюдалась организованность и четкость при выполнении заданий. Однако мальчики в группе были враждебно настроены друг к другу и выражали недовольство своим положением. Группа с попустительским стилем руководства показывала худшие результаты в выполнении заданий. В группе с демократическим стилем руководства мальчики с симпатией относились к лидеру, старались выполнять его поручения наилучшим образом и испытывали дружеские чувства.

Ролевое функционирование личности в социальном мире, с одной стороны, значительно упрощает социальное взаимодействие, а с другой — приводит к смыканию человека и его роли. Возникает эффект ролевого стереотипа. Интересный способ демонстрации ролевых стереотипов предложил Д. Олсон (1990). Группе студентов, рассаженных по кругу, раздавали головные повязки, на каждой из которых была написана его «роль». Например, «китаец», «солдат», «больной СПИДом», «учитель» и т.д. Каждый из участников демонстрации не видел, что написано на его повязке и, соответственно, не знал, какую роль он играет. Однако надпись видели остальные участники группы. Участники могли задавать вопросы каждому из членов группы. Уже после 3—4 вопросов большинство правильно отгадывало свою роль, так как структура вопросов содержала ролевой стереотип относительно игрока. «Когда бьют по сюртуку, то удары приходятся и по человеку, на котором надет этот сюртук», — заметил Г. Гейне. Под «сюртуком» здесь, конечно, имеется в виду социальная роль человека. Слепое следование ролевым стереотипам во взаимодействии с другими людьми приводит к неоправданному огрубению восприятия многообразия окружающего мира.

Форма является отличительным признаком исполнителя роли. Человек в форменной одежде как бы заявляет о своей безличности, о том, что он действует только от имени «роли» (американцы говорят в таких случаях: «nothing personal!» — «ничего личного»). Даже самый застенчивый человек не испытывает стеснения, раздеваясь перед врачом, — «человеком в белом халате». Многие военные надевают форму на праздничные мероприятия и в частной жизни, так как чувствуют, что наличие формы повышает их авторитет в компании. В экспериментах Б. Бушмана (В. Bushman, 1984) показано, что, когда человек в форме обращается к людям с просьбой, те выполняют ее охотнее, чем когда тот же человек одет обычным образом.

Очевидно, что обнаруженный эффект наблюдается потому, что лицо в форме представляет не самого себя — незнакомца, а важную службу, отзываясь на требования которой, человек помогает лучшей работе общества в целом.

Альтернативой выделению ролей как функциональных единиц социального мира является концепция социального характера Э. Фромма. Э. Фромм предложил понятие социального характера, который складывается в ответ на конкретную структуру требований того или иного общества. Социальный характер — это модальная структура личности, характеризующаяся всеобщностью, адаптивностью и стабильностью. Перечисленные характеристики означают, что индивидуальный характер каждого члена общества содержит в себе ядро типичного социального характера, что он наиболее эффективен для приспособления к условиям жизни в данном обществе и с трудом поддается изменениям.

Фромм описал пять типов социального характера: рецептивный (зависимый), эксплуатирующий (агрессивный), накопительский (консервативный), рыночный и продуктивный. Лишь последний из них, по мнению Фромма, может расцениваться как здоровый и отражает свободную сознательную активность субъекта. Позже Фромм ввел дополнительное различение на некрофилъные (стремление к смерти) и биофилъные (стремление к жизни) социальные характеры. Ярким воплощением некрофильной ориентации Фромм считал Гитлера. Каждый конкретный человек может быть носителем сочетания компонентов различных социальных характеров. В 1967 г. Э. Фромм провел в Мексике масштабное исследование с целью выявления господствующих социальных характеров в деревенской популяции. С помощью опросников были выявлены три основных типа: продуктивно-накопительский, продуктивно-эксплуатирующий и непродуктивно-рецептивный. К первому типу оказались отнесены земледельцы, ко второму — деловые Здади, к третьему — бедные работники.

Важным аспектом социализации является обретение идентичности (от лат. identicus — одинаковый, тождественный). Согласно Э. Фромму, возможны два типа идентичности: идентичность по бытию («быть кем-то») и идентичность по принадлежности («принадлежать группе»). Реализуя первый тип идентичности, человек с помощью творческих усилий достигает уникальности своей индивидуальности, а во втором случае происходит деиндивидуализация (это означает, что личность человека полностью исчерпывается его социальной ролью).

Глава 11. Социальная психология

11.1. Социальная психология групп

Наши рекомендации