Основные моменты при интерпретации детского рисунка
Незащищённость:- ребёнок помещает весь рисунок в центре листа
- непропорциональны части тела человека
- длинные руки, широко расставленные ноги
- много второстепенных деталей
Тревожность:- большое количество облаков
- сильное выделение отдельных деталей
- ограничение пространства рамкой
- штриховка, линии с сильным нажимом, стирания
- толстая линия фундамента дома
- интенсивное закрашивание волос у человека
Недоверие: - слабая линия рисунка
- расположение дома на краю листа
- слабая линия ствола дерева
- очень маленькая дверь дома
- прикрывание рисунка рукой в самом процессе
Чувство неполноценности: - узкие плечи
- очень маленький размер рисунка
- отсутствие рук и ног
- очень маленькие руки человека
Враждебность:- отсутствие окон дома
- пустые глазницы у человека
- острые пальцы
- очень большие деревья
- агрессивная позиция человека
Конфликтность: - отказ рисовать заданные объекты
- прорисовывание другого объекта
- отсутствие трубы на крыше одноэтажного дома
Трудность общения: - отсутствие дверей или очень маленькая дверь
- дверь дома без ручки
- излишне закрытые окна
- отсутствие основных деталей лица
- человек нарисован схематично, палочками
- оборонительная позиция рук
Депрессивность: - расположение рисунка в самом низу листа
- присутствие линии основания, идущей вниз
- очень маленький размер рисунка
- расположение дерева и дома сверху
При обследовании детей дошкольного возраста рекомендуется использовать
варианты проективной методики «Дом-дерево-человек» Р.Бернса и К.Коха.
РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДИКИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ
И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Рисунок – это послание человека.
Эти методики информированы, эмоциональны, помогают установить контакт.
Выявляем состояние ребёнка, его мотивацию, потребности.
Рисование облегчает «демонстрацию» внутреннего мира ребёнка.
Рисование – не предмет сам по себе, а представление о предмете.
Нельзя по рисунку делать однозначные выводы.
Материалы:листы бумаги формата А 4, А 3, ватман, ½ листа, ¼ листа.
Цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, пастель, пальчиковые краски,
«волшебные краски», мелки.
Коррекционнаядеятельность психолога заключается больше не в исправлении
ребёнка, а в его развитии.
Виды коррекции
Симптоматическая коррекция– кратковременная с целью убрать симптом
/ агрессия, энурез /
Каузальная коррекция –причинная, убираем причину отклонений. Более
длительный по времени процесс, требует больше усилий, но более эффективный.
Различают коррекцию по содержанию:
--коррекция познавательной сферы, оптимизация психических процессов
-- коррекция личностного развития, самооценки
--коррекция эмоционально-волевой сферы, эмоционального состояния
-- коммуникативных функций: детско-родительские отношения, взаимоотношения
со сверстниками.
По формекоррекция бывает: индивидуальная, групповая, подгрупповая
По длительности:сверхкороткая / разовая /
- короткая коррекция, быстрая /10-15 занятий /
-длительная коррекция / до 1года /
- сверхдлительная коррекция /больше года /
Направления коррекции: -развитие различных видов деятельности
- формирование возрастных психологических новообразований
- социальная сфера
- поведенческое направление коррекции: приобретение ребёнком новых
установок, формирование адаптированных форм поведения или угасание,
торможение у него дезадаптивных форм поведения.
Материал:
Акварель:плохо держит форму / расплывчато, неясно, легко меняется, течёт /
Акварель хорошо использовать в работе с детьми с повышенной тревожностью.
Гуашь:всё чётко, ясно, понятно, имеет чёткие границы. Можно изменить работу,
гуашь перекрывается, когда высохнет, но требуется время.
Пастель: очень удобный материал, не надо воды, кисточек; очень много оттенков,
полутонов,красок.
Пастель: смысл рисунка пастелью таков: у меня много информации и много
возможностей.
Пальчиковые краски: - это сенсорное развитие, закрашивание в рамках контура,
отпечатки ладошек.
Бумага используется разная. Большие листы у тревожных детей вызывают страх.
Если ребёнок выбирает большой лист, хочет предъявить что-то в большей степени.
Выход за границы листа – невротизм, импульсивность.
Невротикам лучше использовать листы от большого размера к маленькому.
Психотикам – от маленького размера листа к большому.
Неуверенный ребёнок чувствует себя увереннее при работе с материалами,
которые легче контролируются.
Использование палитры:
Выделяются 3 палитры:
Палитра « Земноводных» - зелёные, синие тона и охра.
Палитра «Млекопитающих» -яркие цвета, чистые, насыщенные, без полутонов.
Палитра « Человека» - все цвета согромным количеством оттенков, полутонов.
«Земноводные» - неопределённость страха, проблемы.
«Млекопитающие» - есть определённость, есть конкретный страх, ярко выраженный.
«Человек» - информация нарастает, много вопросов, которые надо решить, и снова 1.
Методики
«Совместное рисование»
Цель:Методика в детском саду направлена на выявление взаимодействия детей
в группе детского сада. Тактики, лидерства, роли, коммуникации между детьми.
В семье: Потребность в семье, потребность в собственном пространстве, отдыхе,
в уединении. Тип взаимоотношений в семье.
В коллективепедагогов: роли, лидерство, сотрудничество, взаимодействие, для
оптимизации, для снятия агрессии, на совместимость воспитателей.
Инструкция:На одном листе нарисуйте, пожалуйста, общую картинку, одну на
двоих.Рисовать можно только карандашом одного цвета. Во время рисования
разговаривать и общаться не разрешается.
Два ребёнка без слов рисуют одну картину всего 2 цветами.
Наблюдаем: - было ли сотрудничество
-- даёт ли взрослый пространство ребёнку / если ребёнок рисует с родителем /
-- даёт ли один ребёнок пространство другому
-- кто лидер, кто подстраивается
-- какого цвета в рисунке больше
-- получилась ли общая картина
Эту методику можно выполнять рисованием, лепить в песке, лепить из пластилина.
Методика « Рисование линий»
Цель:Выявление взаимодействия детей, сотрудничество, лидерство, совместимость.
Материал: лист белой бумаги, два цветных фломастера.
Инструкция: Вы будете рисовать линии каждый своим цветом. Один из вас
начинает первым, рисует линию любой формы. Второй обводит её как можно
точнее по контуру.
Беседа после рисования: Что ощущали, что чувствовали во время рисования?
Удобно ли было рисовать первому , а тому, кто был второй?
Анализируем, кто ориентируется на партнёра, кто, чтобы было интересно, кто,
чтобы была качественной линия и т.д.
Методика « Точки»
Цель: Взаимодействие, оптимизация, снятие агрессии, совместимость.
Материал: лист белой бумаги, два цветных фломастера.
Инструкция: Поставить как можно больше точек на общем листе . Начинаем
одновременно и заканчиваем по сигналу «стоп».
Техники: как дети конкурировали:
- тактичность, работа на своей территории
- было состояние конкуренции, тактика: « хочу победить»
- тактика « просто хочу заполнить пространство»
- что за человек со мной конкурирует?
- честно ли ставит точки или нечестно /штрихи /
- техника « показать себя»
- техника не обидеть другого, не нарушать границ другого
- желание обхитрить, сделать шаг вперёд
- методика активизирует, бодрит
- важно, чтобы меня заметили