Основные моменты при интерпретации детского рисунка

Незащищённость:- ребёнок помещает весь рисунок в центре листа

- непропорциональны части тела человека

- длинные руки, широко расставленные ноги

- много второстепенных деталей

Тревожность:- большое количество облаков

- сильное выделение отдельных деталей

- ограничение пространства рамкой

- штриховка, линии с сильным нажимом, стирания

- толстая линия фундамента дома

- интенсивное закрашивание волос у человека

Недоверие: - слабая линия рисунка

- расположение дома на краю листа

- слабая линия ствола дерева

- очень маленькая дверь дома

- прикрывание рисунка рукой в самом процессе

Чувство неполноценности: - узкие плечи

- очень маленький размер рисунка

- отсутствие рук и ног

- очень маленькие руки человека

Враждебность:- отсутствие окон дома

- пустые глазницы у человека

- острые пальцы

- очень большие деревья

- агрессивная позиция человека

Конфликтность: - отказ рисовать заданные объекты

- прорисовывание другого объекта

- отсутствие трубы на крыше одноэтажного дома

Трудность общения: - отсутствие дверей или очень маленькая дверь

- дверь дома без ручки

- излишне закрытые окна

- отсутствие основных деталей лица

- человек нарисован схематично, палочками

- оборонительная позиция рук

Депрессивность: - расположение рисунка в самом низу листа

- присутствие линии основания, идущей вниз

- очень маленький размер рисунка

- расположение дерева и дома сверху

При обследовании детей дошкольного возраста рекомендуется использовать

варианты проективной методики «Дом-дерево-человек» Р.Бернса и К.Коха.

РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДИКИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Рисунок – это послание человека.

Эти методики информированы, эмоциональны, помогают установить контакт.

Выявляем состояние ребёнка, его мотивацию, потребности.

Рисование облегчает «демонстрацию» внутреннего мира ребёнка.

Рисование – не предмет сам по себе, а представление о предмете.

Нельзя по рисунку делать однозначные выводы.

Материалы:листы бумаги формата А 4, А 3, ватман, ½ листа, ¼ листа.

Цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, пастель, пальчиковые краски,

«волшебные краски», мелки.

Коррекционнаядеятельность психолога заключается больше не в исправлении

ребёнка, а в его развитии.

Виды коррекции

Симптоматическая коррекция– кратковременная с целью убрать симптом

/ агрессия, энурез /

Каузальная коррекция –причинная, убираем причину отклонений. Более

длительный по времени процесс, требует больше усилий, но более эффективный.

Различают коррекцию по содержанию:

--коррекция познавательной сферы, оптимизация психических процессов

-- коррекция личностного развития, самооценки

--коррекция эмоционально-волевой сферы, эмоционального состояния

-- коммуникативных функций: детско-родительские отношения, взаимоотношения

со сверстниками.

По формекоррекция бывает: индивидуальная, групповая, подгрупповая

По длительности:сверхкороткая / разовая /

- короткая коррекция, быстрая /10-15 занятий /

-длительная коррекция / до 1года /

- сверхдлительная коррекция /больше года /

Направления коррекции: -развитие различных видов деятельности

- формирование возрастных психологических новообразований

- социальная сфера

- поведенческое направление коррекции: приобретение ребёнком новых

установок, формирование адаптированных форм поведения или угасание,

торможение у него дезадаптивных форм поведения.

Материал:

Акварель:плохо держит форму / расплывчато, неясно, легко меняется, течёт /

Акварель хорошо использовать в работе с детьми с повышенной тревожностью.

Гуашь:всё чётко, ясно, понятно, имеет чёткие границы. Можно изменить работу,

гуашь перекрывается, когда высохнет, но требуется время.

Пастель: очень удобный материал, не надо воды, кисточек; очень много оттенков,

полутонов,красок.

Пастель: смысл рисунка пастелью таков: у меня много информации и много

возможностей.

Пальчиковые краски: - это сенсорное развитие, закрашивание в рамках контура,

отпечатки ладошек.

Бумага используется разная. Большие листы у тревожных детей вызывают страх.

Если ребёнок выбирает большой лист, хочет предъявить что-то в большей степени.

Выход за границы листа – невротизм, импульсивность.

Невротикам лучше использовать листы от большого размера к маленькому.

Психотикам – от маленького размера листа к большому.

Неуверенный ребёнок чувствует себя увереннее при работе с материалами,

которые легче контролируются.

Использование палитры:

Выделяются 3 палитры:

Палитра « Земноводных» - зелёные, синие тона и охра.

Палитра «Млекопитающих» -яркие цвета, чистые, насыщенные, без полутонов.

Палитра « Человека» - все цвета согромным количеством оттенков, полутонов.

«Земноводные» - неопределённость страха, проблемы.

«Млекопитающие» - есть определённость, есть конкретный страх, ярко выраженный.

«Человек» - информация нарастает, много вопросов, которые надо решить, и снова 1.

Методики

«Совместное рисование»

Цель:Методика в детском саду направлена на выявление взаимодействия детей

в группе детского сада. Тактики, лидерства, роли, коммуникации между детьми.

В семье: Потребность в семье, потребность в собственном пространстве, отдыхе,

в уединении. Тип взаимоотношений в семье.

В коллективепедагогов: роли, лидерство, сотрудничество, взаимодействие, для

оптимизации, для снятия агрессии, на совместимость воспитателей.

Инструкция:На одном листе нарисуйте, пожалуйста, общую картинку, одну на

двоих.Рисовать можно только карандашом одного цвета. Во время рисования

разговаривать и общаться не разрешается.

Два ребёнка без слов рисуют одну картину всего 2 цветами.

Наблюдаем: - было ли сотрудничество

-- даёт ли взрослый пространство ребёнку / если ребёнок рисует с родителем /

-- даёт ли один ребёнок пространство другому

-- кто лидер, кто подстраивается

-- какого цвета в рисунке больше

-- получилась ли общая картина

Эту методику можно выполнять рисованием, лепить в песке, лепить из пластилина.

Методика « Рисование линий»

Цель:Выявление взаимодействия детей, сотрудничество, лидерство, совместимость.

Материал: лист белой бумаги, два цветных фломастера.

Инструкция: Вы будете рисовать линии каждый своим цветом. Один из вас

начинает первым, рисует линию любой формы. Второй обводит её как можно

точнее по контуру.

Беседа после рисования: Что ощущали, что чувствовали во время рисования?

Удобно ли было рисовать первому , а тому, кто был второй?

Анализируем, кто ориентируется на партнёра, кто, чтобы было интересно, кто,

чтобы была качественной линия и т.д.

Методика « Точки»

Цель: Взаимодействие, оптимизация, снятие агрессии, совместимость.

Материал: лист белой бумаги, два цветных фломастера.

Инструкция: Поставить как можно больше точек на общем листе . Начинаем

одновременно и заканчиваем по сигналу «стоп».

Техники: как дети конкурировали:

- тактичность, работа на своей территории

- было состояние конкуренции, тактика: « хочу победить»

- тактика « просто хочу заполнить пространство»

- что за человек со мной конкурирует?

- честно ли ставит точки или нечестно /штрихи /

- техника « показать себя»

- техника не обидеть другого, не нарушать границ другого

- желание обхитрить, сделать шаг вперёд

- методика активизирует, бодрит

- важно, чтобы меня заметили

Наши рекомендации