Особенности дет. творчества, детского рисунка.

Детский рисунок изучался многими специалистами: худ-ми, психол, педаг. и др. Ценностьдет рис.: 1) его содержательность – независимо от изображенного на рисунке он несет в себе какое-то содержание. 2) Искренность и правдивость переживаний, к-е реб-к передает в рисунке. 3) Декоративизм (украшение). 4) Смелость создания изображения. 5) Выразительность дет. рис. 6) Оригинальность (умение ребенка привнести какие-то элементы, детали). Изображение – результат детской деят-ти. В процессе получается рисунок при рисовании, вылепленное изделие при лепке, аппликация – аппликационная работа, итог конструкторской деят-ти – поделка, постройка. 7) Гуманизм и оптимизм детских рисунков. Средства выразительности дет. работ:Цвет (имеет выразительное, изобразительное свойство), форма, линия, величина и пропорции, композиция ( а). фрезовый рисунок-связующая линия- линейный рисунок, б). двухплановая композиция – символизировать землю и небо с помощью линии горизонта, затонировать лист, провести линию; в0. многоплановая композиция – перспектива: с помощью величинных отношений, с пом. четкости очертания), ритм , симметрия (зеркальная и по вертикали и диагональный способ расположения предметов), динамика, агглютинация (склеивание).

Творчество –специфическая деятельность чел-а, к-я направлена на создание новых оригинальных продуктов. Изобразит. тв-во – это деятельность, направленная на создание худ-х произведений, к-е характеризуются выразительностью и оригинальностью. Объективной основой творчества явл. окруж. нас действительность. Генетическая основа творчества – игровая деят-ть, сенсорная ориентировка. Условия возникновения ТВ. деят-ти:наличие способностей; уровень развития воображения – репродуктивного - увидел, запомнил, воспроизвел без изменений и дополнений, творческого - не повторить, а еще что-то придумать; накопление изобразит. опыта; внутренняя активность (его мотивация к действию); определенный набор нравственно-волевых качеств. Этапы тв. деят. детейсоответствуют этапам взрослой деятельности, творческой. 1.Этап накопления первоначальных представлений (определяется тема изображения, объем тематики: одна и та же тема в разных объемах, определ. опорные объекты, к-е явл. основой будущей картины- объекты природы – растения, животные, люди, здания, опр-м источники информации –окр. нас предметы, произв. искусства, видеофильмы, опр. формы работы с детьми, методы расширения представления детей – беседа, рассаказ, показ, чт. худ. лит-ры, рассматр. предмета - игрушки). 2.Этап возникновения замысла. Направления работы педагога: определяем место действия, время действ-я, уточняется хар-р образов, опр-ся детали изображ, даем предварит-е название картины. 3.Период реализации замысла. Основной момент – выбор и подбор реб-м соответствующих средств худ-й выразительности. Педагог использ. косвенные методы руководства и при необходимости помогает. Критерии оценки изо деят-ти (искусства) детей.Н.А. Ветлугина основала критерии оценки. 3 группы критериев, по к-м можно определить творческий характер.

I.отношение дет. к творчес. деят-ти, их интересы и способности. 1 показатель: изменение мотивации деят-ти детей (по теме педагога, с целью реализации личного интереса, потребность реб-а в творчестве стимулирует для конкретной деят-ти).2пок.: наличие воображения (репродуктивное, воссоздающее, творческое). 3п.: развитое эстетич. восприятие. (I этап: восприятие –целостное первичное восприятие объекта, у реб формир. кач. уровень эстетич. оценок, эстетич. восприятия. II этап: анализ характерных особенностей произведения: колорит (цветовое решение), скульптура (объем и форма), композиция, ритм, симметрия, блики. III этап: эстетического восприятия – повторное целостное восприятие худ-го объекта, но уже в совокупности всех ранее выделенных проанализированных характеристик).

II.качество творческих действий детей. – подбор адекватных (соответствующих) средств для создания образа; степень творческой самостоятельности реб; - действие детей в условиях коллективного взаимодействия.

III.качество продукции дет. тв-ва:

- внесение элементов новизны, оригинальности в ранее созданный замысел; - индив. манера (стиль) выполнения работы; - соответ. элементарным эстет. требованиям. Условия развития детского изо тв-ва. 1.Активизанция представлений детей о предметах и явлениях окружающего мира. 2.Серия творческих заданий, направленных на развитие соображения. 1 группа: задания, требующие первичной ориентировки в творческой деят-ти (дети выполняют конкретные ориентировки: дорисуй…). 2 группа: группа заданий, направленная на решение проблемнопоисковых ситуаций (вопросы при анализе). 3 группа: задания, направленные на самостоятельное проявление тв-ва детей (организовать условия).3.Использование различных форм организации детской изо деят-ти: занятия, сам.изо д-ть детей, кружковая работа, индивид-ая, фронтальная (коллективная), экспериментально-практическая деят-ть детей с изо мат-ми, сотворчество. 4.Организация и презентация предметно-развивающей среды.5.Взаимодействие ДУ и семьи в развитии детского изо тв-ва (сотрудничество).6.Творческое отношение самого педагога к организации изо деят-ти.7.Использование разных форм тв-й активности детей.8.позитивное отношение со стороны взрослых к любым творческим проявлениям детей.



Наши рекомендации