Схема оценки детского рисунка

Рисунок можно рассматривать как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются эмоциональные переживания детей, которые или полностью не осознают, или о которых они предпочитают не рассказывать.

Рисунок чаще всего отражает эмоционально-волевую сферу - тон настроения, интересы, активность и т.п. Например, дети очень подвижные чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, сценичных детей отличаются крупными форматами, яркостью красок и, наоборот, робких, застенчивых - бесцветностью и мелкостью изображения; у очень эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; уплотненность, закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства у ребенка.

При анализе рисунков оцениваются следующие показатели:

1. Соответствие заданной теме.

2. Сюжет (что именно изображено).

3. Размеры рисунка и отдельных деталей.

4. Цветовое решение.

5. Динамика изображения.

6. Правильность рисунка.

7. Законченность рисунка.

1. Несоответствие теме указывает:

а) на отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр., что свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

При несоответствии рисунка заданной теме при количественной обработке проставляется 0 баллов.

Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:

а) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной явности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов) ;

б) ситуации неучебного характера - школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние атрибуты (оценка 20 баллов);

в) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладание игровой мотивации (оценка 10 баллов).

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными. Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать класс, в котором все перевернуто вверх дном, и т.п. Чувствительные, сентиментальные дети, рисуя учебную ситуацию, обязательно включают в нее декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т. д.).

После подсчета балльной оценки и анализа рисунка на заданную тему дать описание уровня школьной мотивации испытуемого ребенка. Сравнить уровни школьной мотивации, полученные по результатам анализа рисунка и анкетирования. Сопоставить их с такими объективными показателями, как успеваемость, положение в коллективе, особенности поведения и взаимоотношений с другими детьми и педагогом, педагогические характеристики, динамика здоровья и т.д.

Библиографический список:

1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

2. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Просвещение 1991. – 303 с.

3. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед. училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 364-378.

Лабораторное занятие 3 (вариант). Графические методы исследования личности младшего школьника

Цель -Получить навыки применения теста «Рисунок семьи» для исследования личности младше­го школьника.

Методика: Тест «Рисунок семьи».

Материал:стандартный лист бумаги для рисования, карандаш простой, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, жел­тый, коричневый), ластик.

Ход работы.

Экспериментальная часть (внеаудиторная работа)

Экспериментальная часть лабораторной работы выпол­няется студентом самостоятельно с ребенком в возрасте 7-10 лет. Во время работы следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

Тестирование выполняется индивидуально с испытуемым, в спокойной непринужденной обстановке. Для интерпретации надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Инструкция испытуемым: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограни­чивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 с; в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они де­лают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсужде­ние чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ре­бенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаи­вать на эксплицитном ответе. При опросе экспериментатор должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисун­ка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избе­гать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может инду­цировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказыва­ются проективные вопросы (например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» ит. п.).

После опроса предложить ребенку решить 6 ситуаций: три изних должны выявить негативные чувства к членам семьи, три — по­зитивные. 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кино­картину. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на не­обитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним чело­веком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Наши рекомендации