Достижения и тенденции в разработке категории субъекта в психологии

Если суммировать параметры субъекта, которые были предло- жены в некоторых философских и психологических исследованиях, то можно выделить следующие его критериальные свойства [по 45]:

1) носитель активности;

2) источник познания и преобразования действительности;

3) включенность в общественное развитие;

4) способность отражать мир в виде познаваемого объекта;

5) наличие сознания;

6) целостность, единство, интегральность;

7) системность свойств;

8) способность к саморегуляции и творчеству;

9) овладение определенными видами деятельности и их функциони- рованием;

10) саморазвитие;

11) самодостаточность и автономность;

12) осуществление функционирования психических процессов, свойств, состояний;

13) индивидуализация психического;

14) использование психических ресурсов (процессов, свойств, состоя- ний, способностей) как средств объяснения жизнедеятельности и дея- тельности личности;

15) использование индивидуальных стратегий, стилей жизни и дея- тельности;

16) тесная взаимосвязь (согласованность, единство) между личностью и психическими функциями;

17) высокая психологическая дифференциация;

18) континуально-генетическая природа психического мира;

19) усиление своим бытием бытия другого человека, его индивиду- альности и самоценности;

20) восприятие, понимание и обращение с другим человеком как субъектом (отношение к другой личности как проблеме, с учетом всей полноты ее сущности, с признанием за ней права на самоопределение и свободу);

21) наличие личной истории, жизненного пути;

22) способность решать внешние и внутренние противоречия.

Этот список далеко не исчерпывает всех многообразных форм проявления субъекта. В целом, можно сказать, что субъект – активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек или социальная группа.

При построении возрастной периодизации необходим, отмечает В. В. Селиванов, учет всех приведенных свойств субъекта. Однако, реализация представленных свойств в одной периодизации вряд ли возможна, поэтому представленные далее стадии психического разви- тия субъекта, высвечивают лишь некоторые аспекты многообразного его содержания. В качестве критериев стадий развития субъекта на первый план выступили параметры субъекта, которые были исследо- ваны в школе С. Л. Рубинштейна. К этим критериям относятся прежде всего возникновение способности личности отражать мир в качестве познаваемого объекта, степень овладения различными видами дея- тельности и психической активности (процессов, переживаний), ха- рактер связи между личностными структурами и особенностями по- знавательных процессов, степень психологической дифференциации, особенности взаимосвязи познавательной и аффективной сфер лично- сти и др. Выделены следующие основные стадии развития субъекта в онтогенезе [по 45].

1. Предсубъектная(от 0 до 1 года). Развитие ребенка характе- ризуется отсутствием собственно познавательного отношения к окру- жающему, низкой самодостаточностью, неспособностью самостоя- тельно осуществить большинство форм поведения и психической ак- тивности. Предсубъектная стадия развития не означает асубъектности человека на этом этапе. Это лишь условное, предварительное название данного периода в развитии. Так, Е. А. Сергиенко выделяет в младен- честве два уровня развития: 1) уровень первичной субъектности, где уже формируются некоторые интегративные представления (мульти- репрезентации) о физическом мире; 2) уровень вторичной субъектно- сти, на котором осуществляется сочленение физического и интерпер- сонального Я, образование триад «Я – другой человек – объект».

2. Стадия аморфной субъектности(от 1 года до 3–4 лет). Ос- новной особенностью этого этапа является осуществление собствен- ной субъектности ребенком через других людей, с их помощью; здесь еще недостаточно развита дифференцированность психологических структур; к завершению этапа происходит выделение себя из окруже- ния, появление собственно познавательного отношения к действи-

тельности, а, значит, субъекта как такового. Д. И. Фельдштейн указы- вает, что «...к 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое «Я», осознавая свою «самость», ставя себя в позицию субъекта».

3. Стадия парциальнойсубъектности (от 4 до 6 лет). Основным

для ребенка становится освоение общественного поступка, общест- венного способа действия. Дети уже способны к самостоятельному осуществлению отдельных видов деятельности (полностью или час- тично), овладевают саморегуляцией основных видов физиологических отправлений и некоторых форм психической активности. Реализация различных способов обращения с социальной действительностью и другими людьми осуществляется через игру.

4. Стадия познавательнойсубъектности (от 6 до 12 лет). Инте- ресы ребенка направлены прежде всего на познание окружающего мира и себя в этом мире. Детьми в этот период совершенствуются способы познания, активно накапливается информация, сведения о том, что происходило и происходит. В целом словесно-логическое мышление доминирует, субъект осваивает основы некоторых наук, приобщается к познавательной деятельности. Происходит совершен- ствование различных видов общественного поступка (в школе, в се- мье, во взаимодействии со сверстниками, в играх и т. д.). Однако еще существует внешнее, формальное, поверхностное присвоение основ- ных видов деятельности и общения. «Я» расплывчатое и размытое, познавательные процессы слиты с личностными характеристиками. Отношения к событиям и людям в целом детерминированы знанием о них. Собственный психический мир слабо дифференцирован, саморе- гуляция психической активности осуществляется неосознанно, полу- автоматически.

5. Стадия противоречивойсубъектности (от 12 до 17 лет). По- ловое созревание приводит к бурному росту самосознания своей идентичности, собственной принадлежности к определенному полу. Человек начинает становиться субъектом большинства форм телесной активности. Интерес центрирован на собственной мотивационно по- требностной сфере и физиологических изменениях в организме. Воз- никает понимание своей уникальности, индивидуальности. Период поиска взаимопонимания со сверстниками и конфликтов со взрослы- ми и товарищами. Неустойчивость эмоционально-аффективной сфе-

ры, обусловленная лабильностью физиологии. Начало серьезных обобщений и содержательных абстракций. Психическая организация более структурирована, но недостаточно, отсутствует осознание свя- зей между ее элементами. Познавательный интерес к окружающему сочетается с жаждой знаний о себе. Абстрактное мышление слабо развито, чтобы глубоко понять нравственность, отношения между людьми, собственную психическую организацию. В нравственности – начало релятивизма, но сохраняется ориентация и на нравственный реализм, большая согласованность личности и познавательных функ- ций, эмоций. Но отсутствует достаточный контроль и способность управления собственными психическими проявлениями, особенно в нестандартных ситуациях. Относительная самодостаточность и само- стоятельность сочетаются с зависимостью от окружения; и ориента- цией на других: отсутствие внутренней психологической (в целом ду- ховной) определенности, разноплановость и разнородность психики. Сочетание хорошо освоенных детских форм поведения и психическо- го реагирования с только появляющимися (несовершенными, неглу- бокими) взрослыми способами деятельности и переживания, которые в основном являются подражательными и имитационными.

6. Стадия личностнойсубъектности (от 17–18 до 25 лет). Нача-

ло приобретения зрелости субъектных характеристик в физиологии, познании, профессии, нравственности. Ориентация на собственное духовное, личностное развитие. Для субъекта на этом этапе первосте- пенное значение приобретает его сознание (мировоззрение, смысловая система и отношения к труду, другим людям). Актуализация и разви- тие способностей через достигшее совершенства познание и через пробы себя в практической профессиональной деятельности. Это на- чало становления субъекта в сексуальных, семейных отношениях. Достижение гармонии между личностью и психическими функциями, их оптимальное согласованное функционирование, их тесная взаимо- связь. Данное согласованное функционирование психических компо- нентов осуществляется во многом неосознанно, автоматически, без специальных усилий и регуляции со стороны субъекта. Человек как субъект собственной профессиональной деятельности только начина- ет формироваться, как субъект собственной психической активности достигает апогея, вершины. Отсюда расцвет и совершенство тела и психических функций (памяти, абстрактного мышления, способно- стей). Достижение внутренней определенности, цельности.

7. Стадия полноценнойсубъектности (от 25 до 50 лет). Несмот- ря на то, что продолжается начавшееся еще на предшествующем этапе снижение, угасание некоторых психофизиологических функций (зри- тельной, слуховой, кинестетической чувствительности, невербального интеллекта и т. д.), активно развивается абстрактное, понятийное мышление.

Человек достигает глубокого осознания собственного психиче- ского мира, своих возможностей и способностей (высокая психологи- ческая дифференциация). Происходит достижение максимальных ре- зультатов в становлении личности как субъекта профессиональной деятельности. По Э. Эриксону, это время высокой продуктивности, созидательности в самых разных областях социальных отношений, а также период развития генеративности – чувства сохранения рода, проявляющегося в повышенном интересе к подрастающему поколе- нию. Производительность и продуктивность выражаются в порожде- нии, плодовитости и творчестве. Застой выступает в качестве антите- зы производительности и проявляется в регрессе к предшествующим стадиям.

Человек становится полноценным субъектом в профессиональ- ной, семейной, личностной сферах бытия. Развиваются способность к саморегуляции по отношению к собственным психическим функциям, процессам, потребностям, достижение высоких результатов в позна- вательном освоении мира.

Кризис «середины жизни» (35–40 лет) может быть охарактери-

зован в качестве кризиса нереализованной субъектности, который свидетельствует об отсутствии воплощения программы жизненной перспективы. Появляется опыт асубъектного функционирования ор- ганизма и психических функций (психофизиологические и соматиче- ские заболевания). Заболевания иногда связаны с трудностями нового этапа социальной адаптации в 25-летнем возрасте, когда повышаются профессиональные требования к личности, возрастает ответствен- ность за членов семьи.

Страх потери субъектности (асубъектности) не носит система- тического характера, эпизодичен, связан с конкретной ситуацией.

8. Стадия воплощеннойсубъектности (от 50 до 60 лет). Здесь личность более определенно начинает рассматривать себя в связи со временем. Часто переживается нереализованность замыслов и жиз- ненной программы. Осуществляются попытки осуществления заду-

манного, которые при большой интенсивности приводят к психологи- ческим и физиологическим срывам.

Понимание того, что постепенно приближается предел в разви- тии и воплощении собственного субъектного начала. Успокоение, снижение профессионального развития, дальнейшее угасание психо- физиологических функций. Забота о близких, устройство досуга, пу- тешествий, большее внимание решению бытовых проблем, тяга к природе. Происходит достижение наивысших результатов в воспита- нии подрастающего поколения, благодаря развитию обобщения соб- ственного ментального опыта (мудрости), меньшего внимания к себе и способности к пониманию молодых. Вероятно, достигаются наи- высшие результаты в теоретическом освоении мира, социальных и межперсональных отношений.

9. Стадия угасающейсубъектности (от 60 до 75 лет и старше). Основной особенностью психического функционирования в этот воз- растной период выступает снижение субъектных проявлений в самых различных сферах, особенно в осуществлении физиологических функций. Способность же к саморегуляции психических функций ос- тается высокой, например, в 60-летнем возрасте может быть макси- мальной.

Думы о смерти носят периодический характер, после 75 лет – систематический. Переживание страха асубъектности (смерти) предо- пределяется достигнутым социальным положением: при благоприят- ной реализации субъектности они не носят чрезмерно травмирующего характера.

По Э. Эриксону, здесь личность подводит итоги прожитой жиз- ни, происходит осознание жизненного пути в качестве единого цело- го, в котором ничего нельзя изменить.

Происходит значительное снижение субъектности в профессио-

нальной и сексуальной сферах. Дифференцированность психологиче- ских структур становится менее выраженной, связи между мышлени- ем и личностью более синкретическими, аморфными.

Завершение жизненного цикла личности связано с полной поте- рей ею качеств индивидуального субъекта, которые, однако, запечат- леваются в сознании и бытии других людей. Указанные стадии разви- тия субъекта в онтогенезе очерчивают лишь наиболее общую линию индивидуального жизненного пути. Выделенные стадии не противо- речат предложенным ранее возрастным периодизациям, но более

рельефно очерчивают становление именно субъектного начала в че- ловеке.

Наши рекомендации