Трудовая профессиональная деятельность как предмет изучения в психологии

В рамках прикладного характера в исследовании деятельност- ной проблематики были заложены основы психологического анализа труда как деятельности в целях повышения ее эффективности. Изуче- нию трудовой деятельности посвящены работы К. К. Платонова, Н. Д. Левитова, Е. А. Климова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова и др. Психо- логическая сущность трудовой профессиональной деятельности (труд со стороны его психологических компонентов) стали предметом от- дельной области психологического знания – психологии труда.

Традиционно психологию труда определяют как отрасль науки, изучающую психику – психические процессы, состояния и индивиду- ально-психологические особенности личности в трудовой деятельно- сти в целях повышения производительности труда и формирования профессионально важных качеств личности.

А. А. Крылов приводит следующее определение психологии труда: «Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с пред- метом и орудиями труда, с физической и социальной средой» [26, C.

6].

Таким образом, в качестве предмета психологии труда высту- пает труд, со стороны его психологических компонентов (психологи- ческая сущность трудовой деятельности). Объектом психологии тру- да является субъект труда.

Выделив психологические признаки труда, Е. А. Климов [21] очертил его психологическую сущность. К психологическим призна- кам труда он отнес:

1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата (зна- ние о продукте – результате труда; осознание его социальной зна- чимости; аффективный тон этого знания – отношение к нему).

2. Сознание обязательности достижения заданного результата (пони-

мание ответственности, переживание ответственности).

3. Владение внешними и внутренними средствами деятельности (зна- ние средств деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности).

4. Ориентировка в межличностных производственных отношениях

(понимание вариантов взаимоотношений, их переживание).

В данном определении психологических признаков труда мож- но выделить признаки, отличающие его от других видов деятельности (игры, учения). Так, например, Й. Хейзинга описывает две функции игры: 1 – соревнование и 2 – представление, а сама игра определяется им как «действие, протекающее в определенных рамках места, време- ни и смысла, по добровольно принятым правилам и вне сферы мате- риальной полезности и необходимости» [цит. по 40, C. 222]. В отли- чие от труда основными характеристиками игры являются: 1) услов- ность (двухплановость) игрового действия, которое протекает одно- временно и в реальном времени и пространстве и в плане воображе- ния), 2) добровольность участия, 3) определенная система правил и ограничений, 4) субъективность (для разных людей одно и тоже иг- ровое действие может как игра не восприниматься) и 4) ситуатив- ность игры (в разных условиях одна и также игровая процедура мо- жет и не восприниматься игра) [40].

Психологические признаки труда характеризуют труд со сторо- ны содержания сознания человека. При этом, каждый из выделенных психологических признаков (по мнению Е. А. Климова) имеет свои компоненты (когнитивные = информационные и аффективные = эмо- циональные).

В работах, посвященных изучению трудовой профессиональной деятельности, можно выделить как минимум, следующие определения профессии [22, 23]:

1. Профессия как общность. Речь идет не об организации, а о

мысленно представляемой группе сходных по направленности и опы- ту людей. К этой группе причислены выдающиеся, «яркие» личности, профессионалы. Это скорее «референтная» группа. Отношение к про- фессии как общности может доминировать собственно над деятельно- стными мотивами личности (например: «продолжить традицию вра- ча»). Примером может быть и негативное отношение к профессии (стереотипы в отношении «непрестижных» профессий).

2. Профессия как область приложения сил. В данном случае профессия определяется как процесс деятельности в определенной

области. Существует положение, что область науки есть нечто объек- тивно заданное (в науке существует конкретная область исследова- ния). Вопрос решается иначе, когда мы говорим о смежных, междис- циплинарных проблемах и «стыковых» научных областях и дисцип- линах. Например, психодиагностика, психофизика, психогенетика. Такой непрерывный поток дифференциации и интеграции знаний в конечном счете – процесс создания новых предметных областей (предметных микстов), соответственно, новых рабочих мест, специ- альностей.

3. Профессия как подготовленность, качественная определен-

ность человека (содержательный набор, сумма умений, знаний, навы- ков, опыт, личные качества).

4. Профессия как область деятельности, как множество трудо- вых постов (например, вакантных) [22].

Для предварительного различения профессий и ознакомления в

рамках профориентации Е. А. Климовым предложена 4-х ярусная классификация профессий [22].

1 ярус. Тип профессии (разновидность предметных, объектных сис-

тем).

· Человек – живая природа (П).

· Человек – техника и неживая природа (Т).

· Человек – человек (Ч).

· Человек – знаковая система (З).

· Человек – художественный образ (Х).

Чистых предметных систем нет, границы размыты.

2 ярус. Классы профессий по признаку целей деятельности.

· Гностические профессии (Г). Цель: распознание уже извест- ного. Диагност, контролер, судмедэксперт, социолог, эконо- мист, искусствовед – в зависимости от типа профессии.

· Преобразующие профессии. Цель: преобразование предмета в продукт. Ремонтник, оператор, учитель, экскурсовод, цве- товод, художник, психолог-практик.

· Изыскательные профессии. Я распознаю что-то новое. Био- лог-исследователь, летчик-наблюдатель, программист, ху- дожник по проектированию интерьера, организатор произ-

водства.

3 ярус. Отделы профессий. По признаку основных орудий, средств труда (в чистом виде выделить сложно).

· Профессии ручного труда (Р). Лаборант бактериологического анализа.

· Профессии машинно-ручного труда (М). Машинист, води- тель.

· Профессии, связанные с применением автоматизированных и

автоматических средств труда (А). Оператор.

· Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Дирижер, балерина, спортсмен.

Функциональные средства труда: внутренние (умственные дей- ствия) и внешние (тело человека).

4 ярус. Группы профессий. По условиям труда.

· Работа, в условиях микроклимата, бытовые условия (Б). Ла- борант, оператор.

· Условия «открытого воздуха», «открытой территории» (О).

· Работа в необычных условиях (Н), на высоте, под водой, под землей, при низких, максимальных температурах.

· Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности (М). Воспитатель, следователь.

Результатом описания профессиональной деятельности является

формула профессии:

  Б О Н М  
Р М А Ф
Г П И
П Т Ч З Х
               

Согласно Е. А. Климову, внутренние (имплицитные) модели, образы мира существенно и неслучайно различаются в связи с типами профессий, выделяемыми по признакам предметных систем. Здесь речь идет о субъективной (субъектной) реальности, об избирательно- сти видения реальности разными субъектами. Е. А. Климовым описа- ны типы профессий, образ мира в разнотипных профессиях. Выделе- ны типические особенности образа мира разных профессиональных

общностей. В образе мира актуализируются в качестве значимых те

или иные аспекты реальности. Они могут быть относительно стабиль- ны.

В работах Е. А. Климова [23] отмечается, что признаки человека как субъекта труда возникают в результате контакта конфликтующих реальностей двоякого рода. С одной стороны, это множество свойств индивидуальности человека. С другой – свойства его среды (макросо- циальной: культурной, социально-исторической; и контактной среды: микросоциальной, информационной, предметно-производственной). Исходом длительных и сложных взаимовлияний индивидуальности и изменяющейся среды выступает группа свойств, которые можно на- звать свойствами человека как субъекта труда. Среда и индивидуаль- ность в каждый момент развития предоставляют человеку какие-то возможности и создают ограничения. Создается то, что обозначают противоречие развития, или факт конфликтующей реальности. В раз- ных обществах и культурах формируются различные свойства челове- ка как субъекта труда. Исход из ситуации конфликта представлен в таблице 2.

Трудовая профессиональная деятельность как предмет изучения в психологии - student2.ru Таблица 2

Трудовая профессиональная деятельность как предмет изучения в психологии - student2.ru Психологическая структура субъекта труда как прогрессивный исход из столкновения (конфликта в широком смысле) индивидуальности и среды

Данный человек как Общественная средаче- Признаки данного че- индивидуальностьловека на данный период ловека как субъект его развития как субъек- труда та деятельности
Состояние телесного и душевного здоровья. Образ мира, образ Я, идеалы, убеждения, цен- ности. Социальные и ду- ховные потребности. Ус- тойчивые отношения к разным сторонам дейст- вительности: к другим, к деятельности, к себе. Особенности психических состояний личности, эмо- Принятые в среде ценно- сти, признанные потре- бительские стоимости (продукты труда в широ- ком смысле). Социаль- ные ожидания относи- тельно участия человека в труде. 1.Способность мыслен- но предвосхищатьре- зультат деятельности, в идеале – придумывать лучший результат, включая и такой, как свое развитие.
Социальные ожидания в отношении способностей людей (какие люди це- нятся), культивируемые 2.Сознание обязатель- ности достигать заданный ре- зультат деятельности и

циональности и психодим- намики (темперамент). Особенности познаватель- ных процессов, исполни- тельной активности, воле- вой саморегуляции дея- тельности, поведения. в данной среде представ- ления, относительно вы- дающихся людях. способность волевой ре- гуляции деятельности (в идеале – самосовершен- ствования).
Сложившиеся условия, средства, способы созда- ния материальных и ду- ховных ценностей. Дос- тигнутый или доступный уровень техники. 3. Владение внешними и внутренними средства- ми работы(в идеале – способность их созда- вать и совершенство- вать).
Сложившиеся связи, за- висимости между произ- водителями и потребите- лями материальных и духовных ценностей. Система разделения тру- да, распределения благ в обществе. 4. Осознание связей, между производителями и потребителями ре- зультатов деятельности (в идеале – построение более совершенных свя- зей).

Структура субъекта труда:

– уровни изучения субъекта труда (уровень «отдельной деятельности» как целостного цикла (этапа) трудовой деятельности, уровень психо- логических действий и операций, уровень психических функций и процессов);

– показатели профессиональной деятельности субъекта труда: моти- вационные и эмоционально-волевые; когнитивные; операторные;

– внутренние условия и средства деятельности субъекта труда:

1) психические регуляторы труда;

2) функциональные состояния профессионала в труде (робото- способность, психические состояния в труде);

3) свойства индивидуальности субъекта труда (ПВК – свойства интегральной индивидуальности различных уровней: способности, свойства психических процессов, темперамента, характера, личности и т.д.). Уровень индивидуального стиля деятельности.

Одна из главных задач психологии труда – изучение закономер- ностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда, создании информационных условий для практики формирования должной системы соответствующих психи- ческих регуляторов. Е. А. Климов выделил основные психические ре-

гуляторы труда [21].

1. Образ объекта(предмета труда, внешних средств, условий и про- явлений деятельности):

а) чувственный образ (сенсорный, перцептивный);

б) репрезентативный конкретный образ (представления памяти, вооб- ражения);

в) репрезентативный отвлеченный образ (понятия, системы понятий,

схемы, алгоритм действий).

2. Образ субъекта:

а) актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межличностных взаимоот- ношений, своих возможностях, ограничениях);

б) обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» – я в прошлом, настоящем, будущем; я как представитель профессиональной общности; я как ин- дивидуальность).

3. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимоот-

ношений:

а) потребностные состояния, потребности;

б) эмоции, чувства, эмоциональные отношения;

в) характер;

г) направленность личности, мировоззрение.

При рассмотрении проблемы развития профессионала в трудо- вой деятельности важно знать основные этапы развития человека как субъекта труда. Е. А. Климовым предложена периодизация развития человека как субъекта труда [22]:

1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой даль- нейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6–8 лет), когда происходит овладение

«основными смыслами» человеческой деятельности, а также знаком- ство с конкретными профессиями.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6–8 до 11–12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоана- лиза, способности планировать свою деятельность и т. п.

Следующие 7 стадий развития являются собственно фазами раз- вития профессионала:

4. Оптант (фаза оптации): optatio – от лат. – желание, выбор. Это стадия сознательного планирования и выбора профессионального

пути, соответственно, человек, находящийся в ситуации профессио- нального самоопределения называется «оптантом». Парадоксальность стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Оптация – это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профес- сии. В отношении последующих фаз развития хронологических гра- ниц так же нет.

5. Адепт (фаза адепта) – это человек, осваивающий профес- сию (студен, слушатель и т. д.). В связи с этой фазой речь может идти и о многолетнем, и о кратковременном процессе (в форме инструкта- жа). Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то здесь происходят очень существенные изменения самосознания, на- правленности личности, информированности, умелости и других сто- рон индивидуальности.

6. Адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специа-

листа к работе). Это этап адаптации к социальным, деятельностным нормам производственного коллектива, организации, и профессио- нальной деятельности в целом. Новичок должен вписаться в контекст этих новых норм, регулирующих поведение, образ жизни, манеры и найти в себе возможности саморегуляции.

7. Интернал (фаза интернала) – это опытный работник, само- стоятельно, надежно и успешно справляющийся с основными профес- сиональными функциями на данном трудовом посту. Это признают и коллеги по работе. Человек уже вполне определенно «вошел» в про- фессию (как в самосознании, так и в сознании других).

8. Мастер (или фаза мастера, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее ха- рактеристикам). Это профессионал, который может решать самые трудные профессиональные задачи, которые, могут быть не по плечу остальным. Он выделяется какими-то специальными качествами, уме- ниями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессио- нальной области. Он обрел определенный индивидуальный, неповто- римый стиль деятельности («почерк»), его результаты стабильно хо- роши, и он имеет основание считать себя в чем-то незаменимым.

9. Авторитет (или фаза авторитета) – это мастер, хорошо известный в профессиональном кругу или за его пределами, имеет

высокие формальные показатели квалификации (звание, степень, раз-

ряд, категорию). Как правило с его мнением заметно считаются колле- ги, руководители.

10. Наставник (фаза наставничества) – это человек, у которого коллеги, ученики, последователи хотят поучиться, перенять опыт.

Наши рекомендации