Лекция 8. Достижения и тенденции в разработке категории субъекта в психологии

Если суммировать параметры субъекта, которые были предложены в некоторых философских и психологических исследованиях, то можно выделить следующие его критериальные свойства:

1) носитель активности;

2) источник познания и преобразования действительности;

3) включенность в общественное развитие;

4) способность отражать мир в виде познаваемого объекта;

5) наличие сознания;

6) целостность, единство, интегральность;

7) системность свойств;

8) способность к саморегуляции и творчеству;

9) овладение определенными видами деятельности и их функционированием;

10) саморазвитие;

11) самодостаточность и автономность;

12) осуществление функционирования психических процессов, свойств, состояний;

13) индивидуализация психического;

14) использование психических ресурсов (процессов, свойств, состояний, способностей) как средств объяснения жизнедеятельности и деятельности личности;

15) использование индивидуальных стратегий, стилей жизни и

деятельности;

16) тесная взаимосвязь (согласованность, единство) между личностью и психическими функциями;

17) высокая психологическая дифференциация;

18) континуально-генетическая природа психического мира;

19) усиление своим бытием бытия другого человека, его индивидуальности и самоценности;

20) восприятие, понимание и обращение с другим человеком как субъектом (отношение к другой личности как проблеме, с учетом всей полноты ее сущности, с признанием за ней права на самоопределение и свободу);

21) наличие личной истории, жизненного пути;

22) способность решать внешние и внутренние противоречия.

Этот список далеко не исчерпывает всех многообразных форм проявления субъекта. В целом, можно сказать, что субъект — активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек или социальная группа.

При построении возрастной периодизации необходим, отмечает В. В. Селиванов, учет всех приведенных свойств субъекта. Однако, реализация представленных свойств в одной периодизации вряд ли возможна, поэтому представленные далее стадии психического развития субъекта, высвечивают лишь некоторые аспекты многообразного его содержания. В качестве критериев стадий развития субъекта на первый план выступили параметры субъекта, которые были исследованы в школе С. Л. Рубинштейна. К этим критериям относятся прежде всего возникновение способности личности отражать мир в качестве познаваемого объекта, степень овладения различными видами деятельности и психической активности (процессов, переживаний), характер связи между личностными структурами и особенностями познавательных процессов, степень психологической дифференциации, особенности взаимосвязи познавательной и аффективной сфер личности и др. Выделены следующие основные стадии развития субъекта в онтогенезе.

1. Предсубъектная(от 0 до 1 года). Развитие ребенка

характеризуется отсутствием собственно познавательного отношения к окружающему, низкой самодостаточностью, неспособностью самостоятельно осуществить большинство форм поведения и психической активности. Предсубъектная стадия развития не означает асубъектности человека на этом этапе. Это лишь условное, предварительное название данного периода в развитии. Так, Е. А. Сергиенко выделяет в младенчестве два уровня развития: 1) уровень первичной субъектности, где уже формируются некоторые интегративные представления

(мультирепрезентации) о физическом мире; 2) уровень вторичной субъектности, на котором осуществляется сочленение физического и интерперсонального Я, образование триад «Я — другой человек — объект».

2. Стадия аморфной субъектности(от 1 года до 3-4 лет). Основной

особенностью этого этапа является осуществление собственной субъектности ребенком через других людей, с их помощью; здесь еще недостаточно развита дифференцированность психологических структур; к завершению этапа происходит выделение себя из окружения, появление собственно познавательного отношения к действительности, а, значит, субъекта как такового. Д. И. Фельдштейн указывает, что «...к 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое «Я», осознавая свою «самость», ставя себя в позицию субъекта».

3. Стадия парциальнойсубъектности (от 4 до 6 лет). Основным для ребенка становится освоение общественного поступка, общественного способа действия. Дети уже способны к самостоятельному осуществлению отдельных видов деятельности (полностью или частично), овладевают саморегуляцией основных видов физиологических отправлений и некоторых форм психической активности. Реализация различных способов обращения с социальной действительностью и другими людьми осуществляется через игру.

4. Стадия познавательнойсубъектности (от 6 до 12 лет). Интересы ребенка направлены прежде всего на познание окружающего мира и себя в этом мире. Детьми в этот период совершенствуются способы познания, активно накапливается информация, сведения о том, что происходило и происходит. В целом словесно-логическое мышление доминирует, субъект осваивает основы некоторых наук, приобщается к познавательной деятельности. Происходит совершенствование различных видов общественного поступка (в школе, в семье, во взаимодействии со сверстниками, в играх и т. д.). Однако еще существует внешнее, формальное, поверхностное присвоение основных видов деятельности и общения. «Я» расплывчатое и размытое, познавательные процессы слиты с личностными характеристиками. Отношения к событиям и людям в целом детерминированы знанием о них. Собственный психический мир слабо дифференцирован, саморегуляция психической активности осуществляется неосознанно, полуавтоматически.

5. Стадия противоречивойсубъектности (от 12 до 17 лет). Половое

созревание приводит к бурному росту самосознания своей идентичности, собственной принадлежности к определенному полу. Человек начинает

становиться субъектом большинства форм телесной активности. Интерес центрирован на собственной мотивационно потребностной сфере и физиологических изменениях в организме. Возникает понимание своей уникальности, индивидуальности. Период поиска взаимопонимания со сверстниками и конфликтов со взрослыми и товарищами. Неустойчивость эмоционально-аффективной сферы, обусловленная лабильностью физиологии. Начало серьезных обобщений и содержательных абстракций. Психическая организация более структурирована, но недостаточно, отсутствует осознание связей между ее элементами. Познавательный интерес к окружающему сочетается с жаждой знаний о себе. Абстрактное мышление слабо развито, чтобы глубоко понять нравственность, отношения между людьми, собственную психическую организацию. В нравственности — начало релятивизма, но сохраняется ориентация и на нравственный реализм, большая согласованность личности и познавательных функций, эмоций. Но отсутствует достаточный контроль и способность управления собственными психическими проявлениями, особенно в нестандартных ситуациях. Относительная самодостаточность и самостоятельность сочетаются с зависимостью от окружения; и ориентацией на других: отсутствие внутренней психологической (в целом духовной) определенности, разноплановость и разнородность психики. Сочетание хорошо освоенных детских форм поведения и психического реагирования с только появляющимися (несовершенными, неглубокими) взрослыми способами деятельности и переживания, которые в основном являются подражательными и имитационными.

6. Стадия личностнойсубъектности (от 17-18 до 25 лет). Начало приобретения зрелости субъектных характеристик в физиологии, познании, профессии, нравственности. Ориентация на собственное духовное, личностное развитие. Для субъекта на этом этапе первостепенное значение приобретает его сознание (мировоззрение, смысловая система и отношения к труду, другим людям). Актуализация и развитие способностей через достигшее совершенства познание и через пробы себя в практической профессиональной деятельности. Это начало становления субъекта в сексуальных, семейных отношениях. Достижение гармонии между личностью и психическими функциями, их оптимальное согласованное функционирование, их тесная взаимосвязь. Данное согласованное функционирование психических компонентов осуществляется во многом неосознанно, автоматически, без специальных усилий и регуляции со стороны субъекта. Человек как субъект собственной профессиональной деятельности только начинает формироваться, как субъект собственной психической активности достигает апогея, вершины. Отсюда расцвет и

совершенство тела и психических функций (памяти, абстрактного мышления, способностей). Достижение внутренней определенности, цельности.

7. Стадия полноценнойсубъектности (от 25 до 50 лет). Несмотря на то, что продолжается начавшееся еще на предшествующем этапе снижение, угасание некоторых психофизиологических функций (зрительной, слуховой, кинестетической чувствительности, невербального интеллекта и т. д.), активно развивается абстрактное, понятийное мышление.

Человек достигает глубокого осознания собственного психического

мира, своих возможностей и способностей (высокая психологическая дифференциация). Происходит достижение максимальных результатов в становлении личности как субъекта профессиональной деятельности. По Э. Эриксону, это время высокой продуктивности, созидательности в самых разных областях социальных отношений, а также период развития генеративности — чувства сохранения рода, проявляющегося в повышенном интересе к подрастающему поколению. Производительность и продуктивность выражаются в порождении, плодовитости и творчестве. Застой выступает в качестве антитезы производительности и проявляется в регрессе к предшествующим стадиям.

Человек становится полноценным субъектом в профессиональной,

семейной, личностной сферах бытия. Развиваются способность к саморегуляции по отношению к собственным психическим функциям, процессам, потребностям, достижение высоких результатов в познавательном освоении мира.

Кризис «середины жизни» (35-40 лет) может быть охарактеризован в качестве кризиса нереализованной субъектности, который свидетельствует об отсутствии воплощения программы жизненной перспективы. Появляется опыт асубъектного функционирования организма и психических функций (психофизиологические и соматические заболевания). Заболевания иногда связаны с трудностями нового этапа социальной адаптации в 25-летнем возрасте, когда повышаются профессиональные требования к личности, возрастает ответственность за членов семьи.

Страх потери субъектности (асубъектности) не носит систематического характера, эпизодичен, связан с конкретной ситуацией.

8. Стадия воплощеннойсубъектности (от 50 до 60 лет). Здесь личность более определенно начинает рассматривать себя в связи со временем. Часто переживается нереализованность замыслов и жизненной программы. Осуществляются попытки осуществления задуманного, которые при большой интенсивности приводят к психологическим и физиологическим срывам.

Понимание того, что постепенно приближается предел в развитии и воплощении собственного субъектного начала. Успокоение, снижение профессионального развития, дальнейшее угасание психофизиологических функций. Забота о близких, устройство досуга, путешествий, большее внимание решению бытовых проблем, тяга к природе. Происходит достижение наивысших результатов в воспитании подрастающего поколения, благодаря развитию обобщения собственного ментального опыта (мудрости), меньшего внимания к себе и способности к пониманию молодых. Вероятно, достигаются наивысшие результаты в теоретическом освоении мира, социальных и межперсональных отношений.

9. Стадия угасающейсубъектности (от 60 до 75 лет и старше). Основной особенностью психического функционирования в этот возрастной период выступает снижение субъектных проявлений в самых различных сферах, особенно в осуществлении физиологических функций. Способность же к саморегуляции психических функций остается высокой, например, в 60-летнем возрасте может быть максимальной.

Думы о смерти носят периодический характер, после 75 лет - систематический. Переживание страха асубъектности (смерти) предопределяется достигнутым социальным положением: при благоприятной реализации субъектности они не носят чрезмерно травмирующего характера.

По Э. Эриксону, здесь личность подводит итоги прожитой жизни,

происходит осознание жизненного пути в качестве единого целого, в котором ничего нельзя изменить.

Происходит значительное снижение субъектности в профессиональной и сексуальной сферах. Дифференцированность психологических структур становится менее выраженной, связи между мышлением и личностью более синкретическими, аморфными.

Завершение жизненного цикла личности связано с полной потерей ею качеств индивидуального субъекта, которые, однако, запечатлеваются в сознании и бытии других людей. Указанные стадии развития субъекта в онтогенезе очерчивают лишь наиболее общую линию индивидуального жизненного пути. Выделенные стадии не противоречат предложенным ранее возрастным периодизациям, но более рельефно очерчивают становление именно субъектного начала в человеке.

Наши рекомендации