Структура анализа занятия по логопедической ритмике.
Анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования логопеда. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога. В структуру анализа входит несколько основных этапов.
Анализ целей занятия: - соответствие целей коррекции нарушения и особенностям материала логоритмического занятия; - место данного занятия в процессе коррекции нарушения; - соответствие уровня подготовленности группы (ребенка) поставленным целям занятия. Задачи логоритмического занятия включают: - образовательные; - коррещионно-развивающие; - воспитательные. Анализ структуры и организации занятии: - соответствие этапов занятия его целям; - логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия; - целесообразность распределения времени между этапами занятия; - рациональность и коррекционная направленность выбора форм обучения; -наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом; -оборудование занятия; - рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному; Анализ содержания занятии:. - соответствие содержания занятия требованиям государственных программ; - степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия; - связь занятия с жизнью; - актуализация опорных знаний; - организация самостоятельной работы детей; - характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей) - инструкции и помощь логопеда; - повторение (организация, формы приемы, объем); Оценка коррекционной направленности занятия: - развитие понимания речи; - формирование правильного произношения звуков; - развитие фонематического слуха и восприятия; - закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой -структуры; -контроль за внятностью и выразительностью речи; -упражнения на развитие высших психических функций; - упражнения на развитие общей и мелкой моторики; Анализ методики проведения занятия: - определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и обучения; - соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка); - разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом; - эмоциональность подачи материала; -эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала; Анализ работы и поведения детей на занятии:. -общая оценка активности группы (ребенка); -интерес к занятию; - выполнение единых требований; - качество знаний, умений и навыков; - степень овладения практическими навыками; -работа над ошибочными ответами; Результаты занятия: - оптимальность обучающих действий логопеда; - качество знаний, умений и навыков детей; - тенденции в речевом развитии и коррекции детей. Личность логопеда: - собранность и внимательность логопеда на занятии; - самообладание и самоорганизация ; - стиль и тон в работе; - речь логопеда (ясность, точность, выразительность, -эмоциональность);соотношение речи логопеда и детей (ребенка); - доброжелательное отношение к детям; - соблюдение норм педагогической этики; - мастерство педагогического общения; Содержание логоритмических занятий разных категорий речевых нарушений. Логопедическая ритмика для коррекции речевых и моторных нарушений детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Специализированная методика логопедической ритмики для детей с ФФН как эффективное средство содействия преодолению речевого дефекта через тренировку |
и развитие необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, чувства ритма. Характерная особенность логопедической ритмики как сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма или на музыкальном фоне.
Подбор речевого материала на занятиях логопедической ритмикой в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития детей всей группы.
Зависимость характера и специфики упражнений для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики от уровня моторного развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, от их двигательных возможностей.
Организация проведения занятия логопедической ритмики в условиях логопедического детского сада, задачи и этапы логоритмической работы. Требования к выбору приемов упражнений.
План-конспект логоритмического занятия для дошкольников
с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
(возраст 4-5 лет, развитие фонематических процессов)
Разработка Р.Г. Шашкиной
Тема: Звук [с]
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Задачи:
Коррекционные:
-развитие речевого дыхания;
-совершенствование двигательных функций;
-развитие дикции и артикуляции.
Образовательные :
формирования мышечного тонуса(знакомство с разнообразием движений);
формирование чувства ритма;
-координация речи с движением. формирование согласованности речи с движением;
-развитие мышления.
Воспитательные:
-воспитание эстетических чувств;
- развитие музыкальности и чувства ритма.
Ход занятия.
Оборудование: игрушки, музыкальные записи.
Ход занятия.
Оборудование: игрушки, музыкальные записи.
ВВЕДЕНИЕ
1.Введение в тему. (Организационный момент). (2м.)
Загадка.
Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое... (Самолет.) |
2. Совершенствование двигательных функций.(3м.)
Ходьба в обход зала в колонне по одному под тихую музыку на носочках, руки за головой и под громкую музыку полуприседом, руки на поясе (музыка Э. Парлова «Марш»).
3. Развитие музыкальности и чувства ритма.(2м.)
Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег (музыка Ф. Надененко «В темпе марша»).
4. Развитие дикции и артикуляции.(4м)
Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка - латышская народная мелодия в обработке А. Донас).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
5. Развитие фонематического восприятия. (2м.)
Произнесение логопедом ряда слов со звуком [с] или без него: мак, сом, кот, сад, салат, заяц, слон, пила, шишка, жук, звон, собака, насос. Если звука [с] в слове нет, то дети сидят на ковре по всему залу, если звук [с] в слове слышится, то дети двигаются по залу, произнося звук [с] с имитацией движений крыльев самолета.
6. Развитие дикции и артикуляции. (3м)
Упражнение на развитие дикции и артикуляции - проговаривание последнего слога с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон.
Укусила в нос оса - са, са, са, са. Стал мой нос как колесо - со, со, со, со. Не боюсь я злой осы - сы, сы, сы, сы. Я осу в руке несу -су, су, су, су. |
6. Развитие мышления.(5м)
Дидактическая игра «Звук заблудился» - замена слов по смыслу, определение позиции звука [с] в слове, придумывание детьми движений и выполнение их под текст.
Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом (сом). |
На пожелтевшую траву Бросает лев (лес) свою листву. Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки). |
7. Координация речи с движением. Упражнение на согласованность речи с движением с предметами.
Дети стоят полукругом напротив логопеда, который бросает мяч, произнося одновременно слово со звуком [с]. Ребенок, получивший мяч, возвращает его, изменяя это слово во множественном числе: сумка -сумки, носок - носки, насос -насосы и т. п.
8. Координация речи с движением.(3м)
Упражнение на координацию речи с движением(музыка - чешская народная мелодия «Отойди и подойди»).
Мы снежинки, мы пушинки, | (Наклоны головы вправо-влево.) |
Покружиться мы не прочь. | (Поворот вокруг себя.) |
Мы снежинки, балеринки, | (Наклоны туловища в стороны.) |
Мы танцуем день и ночь. | (Приседание с поочередным выставлением ноги в сторону.) |
Землю бархатом укрыли | (Наклон вниз.) |
И от стужи сберегли. | (Приседание с разведением рук в стороны.) |
9. Упражнение для развития мелкой моторики «Слон».(3м)
В зоопарке стоит слон. | (Разжимание и сжимание пальцев в кулаки.) |
Уши, хобот, серый он | (Поочередное выставление больших пальцев, указательных пальцев, потирание кистей.) |
Головой своей кивает, | (Большие пальцы встречаются с другими пальцами рук, 4 раза.) |
Будто в гости приглашает. | (Кисти лицом к себе, зовущий жест, 4 раза.) |
10. Релаксация. (развитие речевого дыхания)(1м)
Диафрагмальная дыхательная гимнастика с игрушкой на животе (аудиозапись песни «Лесной олень» из серии «77 лучших песен для детей»).
Заключение.
Организация логоритмических занятий для дошкольников
с общим недоразвитием речи (ОНР)
При составлении логоритмических занятий указанного речевого нарушения следует учитывать:
- уровневую теорию ОНР( специфику моторики и речи дошкольников с ОНР первого, второго и третьего уровней).
- задачи и содержание логоритмических занятий с детьми с ОНР.
- методы приемы логоритмической работы.
Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (первый уровень речевого развития)
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами.
Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей ОНР 1 уровня речевого развития логопеческие занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
- развитие понимания речи;
- развитие активной подражательной речевой деятельности;
- развитие внимания, памяти, мышления детей.
План-конспект логоритмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи(первый уровень речевого развития)возраст 5лет.
Тема: «Птицы»
Цель занятия: развивать координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений, мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный праксис; формировать понимание обращенной речи; вызывать естественные речевые реакции.
Вводная часть
Организационный момент. Загадка.
1. Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой! (Кто это? -Дятел).
2. Упражнения на различные виды ходьбы: по кругу, в колонне по одному (по узкой тропинке), ходьба на пятках (по кочкам), ходьба на носках (по лужам).
3. Упражнение на передачу разного темпа в движении. Чередование легкого бега и спокойной ходьбы (музыка Т. Ломовой «На прогулке»).
Основная часть
1. Упражнения для развития дыхания. «Ладошки», «Обними плечи», «Кошка», «Наездники».
2. Упражнение для развития голоса. Подражание птичьим голосам: кукушка, ворона, воробей, журавль, дятел (с имитацией двигательной активности — сидит, летает, стучит, прыгает, кружится).
3. Упражнение на согласованность речи с движением «Цыплята».
Цып-цып-цып, цыплятки, | (Дети поднимают и опускают корпус с пола.) |
Есть водица в кадке. | (Логопед-«курочка» ходит вокруг и проговаривает стихотворение.) |
Кто меня боится, Тем не дам водицы. | (Дети, лежа на полу, выполняют движение «велосипед».) |
Вот бегут цыплятки, | |
Не боятся кадки. Возле кадки блюдце, Все они напьются. | (Поднимаются и бегут к логопеду.) |
4. Упражнение с мячом и речевым сопровождением «Поймай и повтори». Дети стоят в кругу, логопед в центре с мячом. Бросая мяч по кругу, называет птиц. Ребенок, поймав мяч, возвращает его и повторяет название птицы.
Заключительная часть
1. Упражнение на воображение. Рисование в воздухе кистью руки туловища, головы, клюва, крыльев, хвоста птицы.
2. Спокойная ходьба (музыка Е. Тиличеевой «Марш»).
Организация логоритмических занятий для дошкольников
с общим недоразвитием речи
(второй уровень речевого развития)
У детей со вторым уровнем речевого развития отмечаются существенные отклонения в развитии моторной и эмоционально-волевой сферы по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. У большинства детей с ОНР отмечается отсутствие чувства ритма и снижение звуковысотного слуха.
Содержание логоритмических занятий зависит от периода обучения и двигательно-речевых возможностей детей.
В первом периоде обучения детей с ОНР старшего возраста программа лгоритмических занятий предусматривает формирование понимания устной речи, подготовку к диалогу, знания в области словообразования (уменьшительный суффикс и приставочные глаголы), употребление притяжательных местоимений с существительными и составление простых предложений. Данные задачи решаются на занятиях, посвященных следующим лексическим темам: «Овощи - фрукты», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы», «Животные».
Во втором периоде основными задачами являются: формирование диалогических форм общения, употребление в речи относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, использование предлогов в, на, под, из, глаголов третьего лица единственного числа. Темы предлагаются в следующей последовательности: «Зима», «Новый год», «Семья», «Игрушки», «Зимующие птицы», «Мебель», «Профессии», «Транспорт».
Третий период коррекционной работы предполагает развитие фразовой речи, образование глаголов с помощью приставок, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, антонимов и синонимов, употребление предлогов к, с, от. Темы могут быть следующими: «Лето», «Дом», «Части тела, лица», «Школа», «Спорт».
Схема логоритмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи(второй уровень речевого развития)
Вводная часть
1. Организационный момент: сообщение темы, построение.
2. Упражнения на различные виды ходьбы и бега: ходьба коррекционная, с изменением положений рук.
3. Диафрагмальная дыхательная гимнастика.
Основная часть
1. Упражнения для развития мышечного тонуса.
2. Упражнения для развития артикуляции и дикции.
3. Упражнения для развития мимической моторики.
4. Речевая игра с мячом.
5. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
6. Упражнение на координацию движений с речью.
Заключительная часть
1. Упражнение для развития речевого внимания.
2. Упражнения с элементами релаксации.
Конспект занятия по логоритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи (второй уровень речевого развития)
http://logopeddoma.ru/publ/konspekty_zanjatij/konspekt_zanjatija_po_logoritmike_tema_vesennee_probuzhdenie/4-1-0-131
Лексическая тема: "Весеннее пробуждение" Цель:Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Формировать двигательные навыки и умения, чувство музыкального размера, пространственные представления и способность произвольно двигаться относительно других детей и предметов. 2. Уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных (заяц, медведь, ёж) и приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты). Коррекционно-развивающие: 1. Развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать мелкую и общую моторику, вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание. 2. Развивать способность самостоятельно воспроизводить услышанный ритм. 3. Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас. Коррекционно-воспитательные: 1. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников. 2. Формирование творческого воображения. 3. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений, воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности. Оборудование:музыкальные инструменты:колокольчик, бубен, треугольник, барабан; иллюстрации с изображением: ежа, зайца, медведя; маски: заяц, медведь, ёж. Ход занятия. 1.Введение в тему. Логопед: -Тра-та-та, тра-та-та! По лесу пошла молва: Нынче солнце золотое В небе водит хоровод И на праздник на весенний Всех ребят к себе зовёт! - Ребята, а вы бы хотели отправиться на праздник? (ответы детей) - Представим, что мы лесной полянке… 2.Психогимнастика. Логопед: - Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем деткам. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца погладили ладошки деток (дети протягивают ладошки к солнышку). С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль-буль-буль»). Выбрались из-под коры деревьев жучки (дети проговаривают: Ж-Ж-Ж) и маленькие букашки (З-З-З). Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник, дети проговаривают: «Кап-кап-кап»). 3.Ритмическое упражнение « Ёж и барабан». Логопед: - Ой, что это шуршит, фыркает под прошлогодней листвой? (педагог тихо подыгрывает на барабане)-Да это же лесной ёжик пробежал. (Одевает маску ёжика на одного из детей.) Ритмическое упражнение « Ёж и барабан». Дети (хором): - С барабаном ходит Ёжик Бум-бум, бум-бум! (на слова «бум-бум» дети ритмично ударяют по коленям ладонями) Целый день играет Ёжик: Бум-бум, бум-бум! (Логопед предлагает детям отстучать ритм на барабане.) Логопед: - Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы (педагог показывает картинку с изображением ёжика). Давайте рассмотрим ёжика на картинке. Мордочка у него маленькая с вытянутым носом, глаза чёрные, как бусинки, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный. -А чем же ёжик отличается от других животных? (ответы детей). Ну, конечно, колючками! А как ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй - ка съешь его! Логопед: -А вот из-за ёлки – прыг-скок. Кто это? (ответы детей). (Логопед: играет на металлофоне, одевает маску зайки на одного из детей.) 4.Динамическое упражнение «Зайкина зарядка». Логопед: -Ну-ка, Заинька, вставай И зарядку начинай (Дети маршируют) Зайка весело шагает, Ножки выше поднимает. Зайка прыгает и скачет (Подскоки) По дорожке словно мячик. Он на пяточках шагал, Носик кверху поднимал (Ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх) На носочки Зайка встал, И в ладоши хлопать стал. (1-е - встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой, 2 -вернуться в и.п.) Раз – нагнулся, два – нагнулся, До носочков дотянулся. Скачет Зайка – прыг-скок, Ножку ставит на носок, Шубку новую всем показывает. Логопед: -Ребята, а какая шубка у зайки была зимой? (ответы детей). А для чего это было нужно? (чтобы быть незаметным в лесу) Логопед: - А весной и летом шубка у зайца серая с рыжеватым оттенком. Среди густой травы, коричневых стволов деревьев Косого и не заметит никто. (Звук бубна.) Логопед: - Посмотрите, а вот и Мишутка проснулся после зимней спячки. (Педагог одевает маску мишки на одного из детей.) Динамическое упражнение «Мишка» (профилактика плоскостопия). Логопед:Вылез мишка из берлоги (Ходьба на внешнем своде стопы) Разминает мишка ноги На носочках он пошёл (Ходьба на носочках) И на пяточках потом (Ходьба на пятках) Топ-топ, топ-топ-топ, Топ-топ, топ-топ-топ. Дети изображают походку «косолапого» медведя, педагог ритмично стучит в бубен (упражнение повторяется 2 раза). Логопед:(показывает картинку с изображением медведя) - Всю зиму проспал медведь в берлоге. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает её опавшими листьями, мягкой душистой хвоёй, корой молодых ёлочек. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в ней станет тепло и тихо, мишка сладко заснёт, посасывая свою лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка. - Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появятся медвежата. Логопед: - Скажите, как называется жилище медведя? Когда у медведицы появляются медвежата? Когда просыпается медведь? Логопед: - Ребята, какое время года наступило? (ответы детей). По каким признакам мы узнаём об этом? (солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв, звери в лесу просыпаются после зимней спячки). Логопед: - Посмотрите, а кто это к нам идёт? (входит ребёнок в маске солнышко, в руках поднос, на котором – сладкий пирог). (Русская народная хороводная игра « Каравай»). Дети (хором): - Как на праздник на весёлый (Взявшись за руки, дети идут по кругу) Испекли мы каравай: Вот такой узенький, (Сужают круг) Вот такой низенький, (Приседают на корточки) Вот такой широкий, (Расширяют круг) Вот такой высокий, (Поднимают руки вверх) Вот такой вкусненький! (Гладят себя по животу) Звучит плясовая мелодия, педагог предлагает детям продолжить праздник в группе. Заключительная часть.Упражнения с элементами релаксации. |