Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)

У детей с третьим уровнем речевого развития недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования частей речи, неточное звуковое оформление слов и низкий уровень развития фонематических процессов. Основная задача логопеда — развитие всех компонентов речевой системы с акцентом на развитие связной речи. Развитие связной речи проводится по периодам обучения от простого к сложному, от умений воспроизводить рассказы логопеда до самостоятельных рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин и рассказов с элементами творчества.

На занятиях максимально включаются все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию моторики и речи, упражнения с предметами и речевым сопровождением, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Схема логоритмического занятия
для дошкольников с общим недоразвитием речи
(третий уровень речевого развития)

Тема:

Цели:

Вводная часть

1.Упражнения на различные виды ходьбы и бега.

2.Упражнение для развития дыхания с речевым сопровождением.

Основная часть

1.Упражнение для развития дикции и артикуляции.

2.Упражнение для развития мелкой моторики.

3.Упражнение на развитие координации движений и речи.

4.Упражнение с предметами и речевым сопровождением.

5.Упражнение с элементами танца.

6.Игра-драматизация.

Заключительная часть

1.Упражнение для развития мышечного тонуса.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ОНР 3 уровня.

Борова Е. В. http://logopeddoma.ru/publ/konspekty_zanjatij/konspekt_integrirovannogo_zanjatija_dlja_detej_podgotovitelnoj_gruppy_s_onr_3_urovnja_tema_neskuchnoe_puteshestvie/4-1-0-142

Тема: "Нескучное путешествие"

Цель: развивать речевую активность, диалогическую речь посредством ответов на вопросы.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представление о графическом изображении букв;

- совершенствовать навыки построения сложного предложения.
Коррекционные задачи:

-закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза;

-развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, речевое дыхание;

-развивать фонематический слух.

-развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные:

- воспитывать самоконтроль за речью;

-формировать познавательный интерес, желание учиться;

- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: магнитная доска, мягкие подушки, сюжетные картинки, картинки со слогами, музыка для динамической паузы, игровое панно «Древняя пирамида», листы бумаги с контурным изображением букв и геометрических фигур, цветные восковые мелки, прописи для каждого ребенка.
Ход занятия

Вступительная часть. Цель: эмоциональный настрой детей.
Дети под музыку заходят в зал, рассаживаются на стульчики.
Логопед:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересную страну Смешарию - букварию, где наши любимые герои мультфильма Смешарики приготовили для вас множество заданий о звуках и буквах и давно уже ждут нас.
Основная часть.
Задание № 1. Артикуляционная гимнастика.Цель: развитие мышц артикуляционного аппарата
Логопед:

- Угадайте, кто нас встречает первым?
-Хоть он и ушастик,
Собою хорош!
Узнали кто это?
Конечно же… Дети хором: - Крош!
Логопед:

- Расскажите, ребята, какой он - Крош?

Дети: -ловкий, смелый, быстрый, любознательный, умелый и т.д.
Логопед:

-Правильно! А еще Крош очень любит делать зарядку для язычка.
Вот так!
(Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики).
Логопед:

Молодцы! Угадайте, кто же нас встречает следующий?

(Дети подходят к магнитной доске с изображением домика.)

Задание № 2. Дидактическая игра «Направление букв». Цель: расширять представление о графическом изображении букв, закреплять зрительную память.

Логопед:
- Артист, пианист,
Балагур, тары-барыч!
Узнали кто это?
Конечно… Дети: - Кар-Карыч)
Логопед:

- Но мне кажется, у него проблемы. Карыч запутался и не знает, какие буквы смотрят в левую сторону, а какие в правую. Давайте поможем ему!
(Дети распределяют буквы на левую или правую сторону домика в соответствии с графическим изображением.)
Задание № 3. Дидактическая игра «Исправь словечко» Цель: развивать фонематический слуха детей.

Логопед:

- Ну вот, Кар - Карыч остался совершенно доволен, а мы с вами продолжаем свой путь угадайте к кому?
(Дети рассаживаются на мягкие подушки.)

Логопед:

Капризный поэт,
Любит горный пейзаж.
Узнали кто это?
Конечно… Дети: - Бараш!
Логопед:

- Ребята, послушайте, какие стихи придумал Бараш, но внимательно проверяйте, все ли слова наш поэт подобрал правильно, если нет, то исправьте его.
-Нам темно. Попросим папу
Нам включить поярче ЛАПУ. (лампу)

-Здесь хорошее местечко -
Протекает рядом ПЕЧКА. (речка)


-Чтобы выросли листочки,
На ветвях набухли БОЧКИ. (почки)

- Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли ШАПКИ. (лапки)

-Таня - пухленькие щечки
И веснушки, словно КОЧКИ.(точки)

- Любопытные мартышки
Собирают с елок ФИШКИ. (шишки)

- Волны ходят на просторе
День и ночь в открытом ГОРЕ. (море)

- Свет дневной уходит прочь,
На поля спустилась ДОЧЬ. (ночь)

-Пчелка мед цветочный пьёт,
Из него готовит ЛЁД. (мед)

Задание № 4. Динамическая пауза. Цель: снять мышечное напряжение, развивать основные физические движения детей.
Логопед:

- Молодцы! А кто же из смешариков всегда следит за здоровьем?
-На лыжах бегунья,
На кухне певунья.
Узнали кто это?
Конечно… Дети: - Совунья
(Дети выполняют общие физические упражнения под музыку).
Задание № 5. Дидактическая игра «Древняя пирамида» Цель: Закрепить навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать мышление.
(Дети подходят к доске с изображением древней пирамиды.)
Логопед:

-Рогатый ученый,
Забавный типаж.
Узнали кто это?
Конечно….. Дети: - Лосяш!
Логопед:

- Сейчас он как раз занят изучением истории древнего народа, который прекрасно умел строить пирамиды. Одну из них Лосяш сумел откапать, но она настолько старая и потертая, что я предлагаю вам ее украсить. Для этого нам нужно разделить слова с картинок на слоги и поставить ее на соответствующий этаж.
(дети расставляют картинки на этажи пирамиды, в соответствии слогов в слове и количеством «камней» на каждом этаже)

Задание № 6. Дидактическая игра «Волшебный цветок» Цель: Закрепить навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать мышление, внимание.

(Дети подходят к столику с приготовленным заданием.)
Логопед:

- Итак, следуем дальше. Нас встречает любительница прекрасного, а кто же это, угадайте сами!

-Красотка, звезда,
И совсем не свинюша!
Узнали кто это?
Конечно же… Дети: - НЮША! В своем прекрасном саду.

- В саду распустился красивый цветок,
Он разный по цвету имел лепесток,
На каждом из них написан был слог,
Чтоб слово составить ты сразу бы смог.

Логопед:

- Ребята, давайте с вами вместе прочитаем слоги на лепестках цветка и попробуем составить из них слова.
(Дети читают слоги на лепестках цветка и составляют из них слова.)
Варианты слов: (замок, ваза, вата, роза, рота).

Задание № 7. Дидактическая игра «Укрась свою букву» Цель: Закрепить знание графического изображения букв, знание геометрических фигур. Развивать творческие способности.

(Дети рассаживаются за столы.)

Логопед:

- Ну вот мы и добрались до последнего жителя страны Смешария-буквария.

-Колючки, очки,
Пара ручек и ножек.
Узнали кто это?
Конечно же… Дети: - ЕЖИК!
Логопед:

- Помогите ежику украсить буквы той геометрической фигуркой, которая прикреплена к вашей букве.
(Дети под музыку раскрашивают свою букву геометрическими фигурками, демонстрируют результат друг другу.)
Подведение итогов совместной деятельности.
Логопед:
- Ребята, какие же вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями смешариков, показали какие вы умелые, дружные, любознательные и внимательные.
И в конце нашего путешествия Смешарики - букварики решили подарить вам памятные призы, книжки - прописи, которые помогут вам научиться красиво писать буквы.
До новых встреч!
(Детям раздаются памятные сувениры - книжки с прописями.)

Наши рекомендации