Музыкальная грамота и музыкальная грамотность
Музыкальная грамота и, шире, музыкальная грамотность (эти два термина ввел Д.Б. Кабалевский) представляет собой вид музыкальной деятельности, которая направлена на развитие музыкальной культуры. Музыкальная грамота является результатом всей работы на уроках музыки. В ней сконцентрирован весь аудиальный опыт, все музыкальные умения и навыки, которые выражены в знании средств музыкальной выразительности.
Музыкальная грамота, по сути, представляет собой основы элементарной теории музыки, которая дает представления о музыкальном языке и способах его условной записи, т. е. нотной грамоте. Музыкальная грамотность рассматривается как часть музыкального образования, которая связана с овладением музыкальных стилей, жанров, средств выразительности музыки, сведений о ее создателях — композиторах и исполнителях.
Взаимосвязь развития слуха и знаний музыкальной фа- моты общеизвестна. Однако из-за отсутствия возможностей (урок музыки проводится один час в неделю), слушательского опыта детей музыкальная грамота практически исключается из начального обучения. Важным условием развития музыкальной грамотности является соединение любых знаний о музыке с реальным звучанием музыки. То есть знания о музыке станут для ребенка основой музыкальной культуры, если их освоение проходит все стадии: а) мышечного вчувствования, б) эмоционального сопереживания; в) осознания взаимосвязи полученных знаний с конкретным музыкальным произведением.
Основой музыкальной грамотности как условия развития музыкальной культуры становится выработка первоначальных навыков слухового восприятия и исполнения музыки, накопления слухового опыта.
В программе ■Музыкальное искусство» четырехлетней начальной школы в рамках проекта «Начальная школа XXI века» упор делается на развитие обшей музыкальной культуры. Дети в первом классе должны различать жанровое начало (песня, танец, марш); ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и др.); различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метроритмические особенности. К концу четвертого класса у детей закладывается основа музыкальной культуры, которая проявляется в музыкальном кругозоре, музыкальной грамотности, навыках практической творческой деятельности.
Программа Г.С. Ригиной «Музыка» для начальной школы (1—4-е классы), разработанная в рамках развивающей системы JI.B. Занкова, предъявляет к уровню музыкального развития детей следующие требования: дети должны научиться эмоционально и осознанно воспринимать нравственно-эстетическое содержание народной музыки и музыки, сочиненной композитооами; различать русскую музыку и музыку других народов; знать нотные знаки, длительности, петь по ручным знакам и по нотам попевки и фразы из песен в основных размерах (2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8); узнавать на слух пройденные за четыре года музыкальные произведения и знать имена пройденных композиторов. В этой программе упор делается на общее развитие детей, на развитие музыкального слуха и музыкальных способностей.
В стандартной программе «Музыка» для начальной школы, которая основана на идеях Д.Б. Кабалевского, дается перечень того, что могут освоить дети в процессе активных видов деятельности: различие звуков по высоте, длительности, силе, скорости и направлению движения; соотнесение слабых и сильных долей, звуков мелодии и их длительностей (метр и ритм); мелодия и сопровождение (аккомпанемент); выразительные и изобразительные возможности звуков и их сочетаний.
К концу обучения в начальной школе дети должны различать и понимать средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темп, ритм, динамика, тембр, лад, музыкальные формы); формы построения музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо и др.); крупные формы музыкальных произведений (опера, балет, симфония, концерт, вариации, кантата); различные виды исполнения музыки (музыкальные инструменты симфонического оркестра и оркестра народных музыкальных инструментов, певцы — солисты).
Уровень музыкальной культуры также определяется знанием основных композиторов классиков и их произведений, которые дети слушают на уроках музыки (П.И. Чайковский, М.И. Глинка, А.Н. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев, Р. К. Щедрин, И Бах, В. Моцарт, Л« Бетховен, Э Григ, Ф. Шопен).
Объем знаний о музыке достаточно обширен практически во всех перечисленных программах. Но детям очень нравится употреблять новые музыкальные термины («регистр», «форте», «темп»), если педагог знакомит с ними живо, увлеченно, показывает их реальное назначение и подкрепляет реальным звучанием музыки.
Очень важно, чтобы дети правильно понимали смысл музыкальных терминов: темп — быстрый или медленный, но не тихий, спокойный; характер — маршевый, танцевальный, песенный, но не веселый, задорный; настроение — печальное, грустное, радостное, веселое, но не маршевое, песенное.
Одним из обязательных условий ознакомления детей с музыкальной терминологией является их слуховое закрепление. Например, при знакомстве с темпом дети обязательно должны соотнести его с конкретным произведением и с его характером, осознать, что от темпа зависит выразительность музыкального произведения, изменение темпа влечет за собой и развитие музыкального образа, изменение характера, настроения всего музыкального произведения.
Рассказы о композиторах должны быть доступны, интересны по содержанию, ппосты по изложению. Желательно из рассказа исключить даты, котооые дети еще не могут соотнести со временем. Излишне перечисление имен и Фамилий родственников, педагогов композитора. Язык изложения, в отличие от описания биографий в музыкальной литературе, должен быть прост, эмоционален и понятен. Наиболее интересен для детей рассказ о детских годах ребенка, поскольку этот период жизни композитора им понятен и близок. Желательно показать жизнь композитора правдиво и образно. Очень важно рассказать детям, как развивались музыкальные способности будущего композитора и что помогло ему стать известным композитором.
Дополнительной информацией при знакомстве детей с композитором могут стать главные творческие вехи или жизненные события, история сочинения произведения, которое дети будут слушать.
Приведем пример рассказа о Сергее Рахманинове.
Отчаянный шалопай Се
Напротив крыльца старого дома, где появился на свет Сережа Рахманинов, стояла вековая ель. Дом по ночам был наполнен таинственными звуками, скрипами, шуршанием под полом, на чероаке, во оворе. Днем няньки, ключницы и приживалки ссорились, шептались, стучали посудой, утварью Сутра оо ночи скрипели двери, топала детвора, ворчали няньки. Мальчик прислушивался к ним с замиранием, они его волновали, пугали и раоовали. Запахи, звуки, образы детства сохранились у Сережи на всю жизнь.
Первые воспоминания о музыке у Сережи связаны с неприятными ощущениями. Он сидит под роялем в углу гостиной и всхлипывает, наказанный после очередной шалости. За инструментом его мать играет старинный романс, музыка которого казалась особенно обидной после наказания. Но когда за рояль саоился отец и играл шаловливую, веселую музыку, Сережа начинал радостно и громко смеяться, шалить
Когда Сереже исполнилось четыре года, он однижды попро сил гувернантку разрешить ему аккомпанировать на инстру менте одну из песен композитора Шуберта. Это ее рассмешило, но аккорды, которые исполнил мальчик, оказались на удивление верными: ребенок не издал ни одного фальшивого звука.
Начались систематические музыкальные занятия Но мальчика больше влекли звуки окружающего мира, Сережу ча ровали вечерние звуки колоколов, таинственный, мудрый скрип механизма, поднимающего из колодца ведро с водой, переливы перепелов в овсяных полях, колокольчики проезжающих лоша - дей, тихое пение оевушек в роще, жужжание черного мохнатого шмеля. Звуки захватывали Сережу, и он на несколько минут уходил из реального мира в таинственный звуковой мир. Бывало, что няньки трясли его за плечи, чтобы «•вернуть на землю».
Косда семья Рахманиновых переехала в Петербург, Сережу устроили в подготовительные классы при консерватории.
И каждое утро «пай-мальчик» с папкой в руках, в которой находились книги и ноты, направлялся в консерваторию. Но как только Сережа получал из рук бабушки гривенник и выходил за двери квартиры, тот же час направлялся на каток и с огромным наслаждением катался на коньках, которые старательно прятал среди книг в сумке
В день получения зачетной книжки Сережа тайком исправлял единицы на четверки. Доверчивая оабушка рисовалась успехам внука и с удовольствием слушала сочиненные Сережей истории об учебе.
Оонажды, совершенно случайно история с пропусками уроков и подделанными отметками открылась Дома собрался совет, где Сережа публично сознался во всех своих прегрешениях. Родители не знали, что делать с мальчиком.
Неизвестно, чем бы это завершилось, если бы из Москвы не приехал двоюродный брат Сережи, который был известным пианистом. Он послушал игру мальчика и был очень изумлен его свободной и выразительной импровизацией. Но техника игры была слабой. Возмущенный историями шалопая Сережи, с которым никто не мог справиться, он взял 12-летнего мальчика с собой в Москву. По приезие его опреоелили к жесткому, строгому, но талантливому учителю Николаю Сергеевичу Звереву.
Фамилия учителя оправдывала себя. Он был требовательным педагогом, часами заставлял играть своих учеников, которые у него одновременно учились и жили. Сережа, которого Зверев называл Се, часто тихонько плакал после непомерных нагрузок за инструментом, поскольку он не привык много работать. У него болели пальцы, спина. Но учитель был неумолим. Его чрезмерная строгость исходила из желания выковать волевых музыкантов, из убеждения, что лишь трудолюбивые и сильные личности способны создавать музыку При этом Зве рев гордился своими учениками и, когда их представлял кому- либо, преувеличенно хвалил, от чего ребят бросало в краску. Эти похвалы вызывали у детей желание иоказать всем, что они талантливы.
Но окончательно судьбу Сережи как музыканта решила встреча с великим композитором Петром Ильичем Чайковским.
В оаин из трудных учебных дней в гостиной послышался неузнаваемо веселый голос Зверева и еще чей-то незнакомый. Чайковский! Комната закружилась перед глазами мальчиков, все с волнением наблюдали за великим композитором. Учитель представил каждого из учеников Чайковскому и усаОил по очереди за инструмент. Мальчики играли вдохновенно: свежо, остро, молодо.
Чайковский просмотрел теоретические работы учеников и отметил оригинальность маленького музыканта. Во время обеда Сережа не один раз ловил на себе заоумчивый, но рассеянный взгляо гостя.
Ко оню рождения своего учителя мальчики готовили подарки. Сергей Рахманинов выучил пьесу Чайковского «На тройке» из альбома «Времена гиоа». К торжественному обеду приехал Чайковский. Мальчики, взволнованные приездом композитора готовились исполнить свои «подарки».
Первым исполнял Сергей. Он очень волновался, исчезла комната, вытянувшись вдаль длинной, бесконечной дорогой. Что-то понеслось, зазвенело, как в тумане он видел свои руки на клавишах. Когда Сергей кончил, лицо его горело, как в огне. Сердце колотилось. Он неловко поднялся с табурета. Чайковский встал, не проронив ни слова, пойошел к мальчику и расцеловал его. Это была самая большая награда для Сергея. Начинался его долгий и гениальный путь в мир музыки.