Сольфеджио и музыкальная грамота

Экзамен проводится в два этапа: письменный и устный.

Письменныйвключает в себя - одноголосный диктант в объёме 8 тактов, который пишется в течение 25-30 минут.

Характеристика диктанта: в мажоре или в одном из видов минора; размеры 2/4, 3/4, 4/4; диктуется 10 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоли, простые виды синкоп.

Требования к устному этапу экзамена:

1. Спеть гамму: мажорную (натуральную, гармоническую), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую).

2. Спеть в тональности:

· ступени;

· интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);

· аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, вводные септаккорды с разрешением, II 7).

3. Спеть от звука вверх и вниз отдельные интервалы и аккорды.

4. Определить на слух:

· лады (мажор 2-х видов, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;

· интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервалов, 3-4 аккорда);

· интервалы и аккорды от звука.

5. Спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональности. Размер 2/4, 3/4, 4/4. В объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности - соответственно диктанту).

6. Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепьянной клавиатуре.

7. Знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых тактах.

8. Сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать ключевые знаки любой мажорной и минорной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей. По данной ступени гаммы (главной или побочной) определить тонику мажорной или минорной тональности.

9. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноимённые и энгармонические тональности.

10. Строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие.

11. В тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшенные интервалы (тритоны и характерные) и разрешить их. По данному интервалу (тритону или характерному) определить тональности (мажорные и минорные), в которых он может встретиться.

12. Строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшенные), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды. В тональности и от звука уметь разрешить Д 7 с обращениями и вводные септаккорды.

13. Читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные тональности.

Зачтено:

Музыкальный диктант написан (возможно - не полностью, с ошибками). Письменная работа написана (может содержать ошибки и недочёты). При устном ответе - интонирование в целом верное (возможны ошибки и недочёты), слуховой анализ в целом верный (может быть не точным).

Не зачтено:

Музыкальный диктант не написан. Письменная работа написана неграмотно, с большим количеством грубых ошибок. При устном ответе - интонирование неверное, слуховой анализ - с грубыми ошибками.

Музыкальная литература

Экзамен включает в себя: ответ по билету, музыкальную викторину.

Билетсодержит 3 вопроса:

1. Персоналия (см. список).

2. Характеристика музыкального произведения (см. ниже)

3. Теоретический материал (в предложенном объёме).

Теоретический материал:

1. Музыкальные жанры: сюита, соната, симфония, опера.

2. Симфонический оркестр, его состав.

3. Музыкальные направления, течения, школы: венская классическая школа, музыкальный романтизм, «Могучая кучка».

Биографии:

И.С.Бах, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович (знание дат жизни и смерти, творческого наследия в объёме программ ДМШ, содержание опер).

Музыкальный материал:

1. И. С. Бах. Произведение на выбор.

2. Й. Гайдн. Симфония № 103

3. В. А. Моцарт. Симфония № 40.

4. Л. В. Бетховен. Симфония № 5 , Соната № 8.

5. Ф. Шуберт. Песня по выбору.

6. Ф. Шопен. Произведения по выбору.

7. М. И. Глинка. Опера «Жизнь за Царя».

8. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», симфония № 2.

9. М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки», «Борис Годунов».

10. Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада», опера «Снегурочка»

11. П. И. Чайковский. «Евгений Онегин», Симфония № 1.

12. С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

13. Д. Д. Шостакович. Симфония № 7.

Характеристика опер - в объёме, предусмотренном программой ДМШ.

Музыкальная викторина может проводиться в письменной и устной форме. Музыкальные темы могут демонстрироваться при помощи технических средств, самим преподавателем в переложении для фортепиано, в виде нотных фрагментов.

В музыкальной викторине используется музыкальный материал,предложенный для характеристики (см.выше).

Зачтено:

Музыкальная викторина написана (возможно - не полностью, с ошибками). Устные ответы на вопросы билета в целом верные (возможно - неполные, с ошибками). Речь связная, грамотная (возможны стилистические недочёты). Абитуриент может спеть или сыграть на фортепиано музыкальные темы по вопросам билетов (возможно не большое количество тем, незначительные ошибки при воспроизведении музыки) или описать характер темы, её основные выразительные средства.

Не зачтено:

Музыкальная викторина написана не верно. Устные ответы на вопросы билета не верные, с грубыми ошибками. Речь не уверенная, с грубыми лексическими и стилистическими ошибками. Абитуриент не может ни спеть или сыграть на фортепиано музыкальные темы по вопросам билетов, ни охарактеризовать темы.

Фортепиано

Исполнение наизусть трех произведений:

1. Полифоническая пьеса

2. Крупная форма.

3. Пьеса

Зачтено:

Программа исполнена и соответствует требованиям (возможны стилистические, технические. текстовые погрешности и ошибки). абитуриент владеет основными приёмами игры на фортепиано.

Не зачтено:

Программа не соответствует требованиям, исполнение неуверенное, нестабильное, абитуриент не владеет основными приемами игры на фортепиано.

Наши рекомендации