Сольфеджио и музыкальная грамота. Экзамен проводится в два этапа: письменный и устный

Экзамен проводится в два этапа: письменный и устный.

Письменныйвключает в себя - одноголосный диктант в объёме 8 тактов, который пишется в течение 25-30 минут.

Характеристика диктанта: в мажоре или в одном из видов минора; размеры 2/4, 3/4, 4/4; диктуется 10 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоли, простые виды синкоп.

Требования к устному этапу экзамена:

1.Спеть гамму: мажорную (натуральную, гармоническую), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую).

2. Спеть в тональности:

· ступени;

· интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);

· аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, вводные септаккорды с разрешением, II 7).

3. Спеть от звука вверх и вниз отдельные интервалы и аккорды.

4. Определить на слух:

· лады (мажор 2-х видов, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;

· интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервалов, 3-4 аккорда);

· интервалы и аккорды от звука.

5. Спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональности. Размер 2/4, 3/4, 4/4. В объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности - соответственно диктанту).

6. Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепьянной клавиатуре.

7. Знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых тактах.

8. Сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать ключевые знаки любой мажорной и минорной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей. По данной ступени гаммы (главной или побочной) определить тонику мажорной или минорной тональности.

9. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноимённые и энгармонические тональности.

10. Строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие.

11. В тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшенные интервалы (тритоны и характерные) и разрешить их. По данному интервалу (тритону или характерному) определить тональности (мажорные и минорные), в которых он может встретиться.

12. Строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшенные), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды. В тональности и от звука уметь разрешить Д 7 с обращениями и вводные септаккорды.

13. Читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные тональности.

Музыкальная литература

Экзамен включает в себя: ответ по билету, музыкальную викторину.

Билетсодержит 3 вопроса:

1. Персоналия (см. список).

2. Характеристика музыкального произведения (см. ниже)

3. Теоретический материал (в предложенном объёме).

Теоретический материал:

1.Музыкальные жанры: сюита, соната, симфония, опера.

2. Симфонический оркестр, его состав.

3. Музыкальные направления, течения, школы: венская классическая школа, музыкальный романтизм, «Могучая кучка».

Биографии:

И.С.Бах, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович (знание дат жизни и смерти, творческого наследия в объёме программ ДМШ, содержание опер).

Музыкальный материал:

1. И. С. Бах. Произведение на выбор.

2. Й. Гайдн. Симфония № 103

3. В. А. Моцарт. Симфония № 40.

4. Л. В. Бетховен. Симфония № 5 , Соната № 8.

5. Ф. Шуберт. Песня по выбору.

6. Ф. Шопен. Произведения по выбору.

7. М. И. Глинка. Опера «Жизнь за Царя».

8. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь», симфония № 2.

9. М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки», «Борис Годунов».

10. Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада», опера «Снегурочка»

11. П. И. Чайковский. «Евгений Онегин», Симфония № 1.

12. С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

13. Д. Д. Шостакович. Симфония № 7.

Характеристика опер - в объёме, предусмотренном программой ДМШ.

Музыкальная викторина может проводиться в письменной и устной форме. Музыкальные темы могут демонстрироваться при помощи технических средств, самим преподавателем в переложении для фортепиано, в виде нотных фрагментов.

В музыкальной викторине используется музыкальный материал,предложенный для характеристики (см.выше).

Наши рекомендации