Музыкальная грамота.Ее становление как вида музыкальной деятельности на уроке музыки.

Основные музыкальные способности детей.

Комплекс музыкальных способностей определяет понятие музыкальности, ведущим коспонентом которой являются:

эмоциональный отклик на музыку - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому восприятию музыки;

музыкальный слух - способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средвста музыкальной выразительности.

Основные компоненты музыкальности определяют сенсорные способности восприятия отдельных качеств музыкальных звуков:

-звуковысотный слух,

- чувство ритма,

-тембровый слух,

-динамический слух.

При этом музыкальные способности дифференцируются на основные и неосновные.

В музыкальной психологии к основным музыкальным способностям причисляются:

- ладовое чувство - способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- музыкально-слуховые представления - способность звуковысотного отражения мелодии;

- чувство ритма - способность активного двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Графическая структура музыкальности.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ

Музыкальная грамота.Ее становление как вида музыкальной деятельности на уроке музыки. - student2.ru

Музыкальная грамота.Ее становление как вида музыкальной деятельности на уроке музыки. - student2.ru Эмоциональный отклик на музыку
Музыкальный слух Музыкальная грамота.Ее становление как вида музыкальной деятельности на уроке музыки. - student2.ru

Музыкальная грамота.Ее становление как вида музыкальной деятельности на уроке музыки. - student2.ru

Музыкально- сенсорные способности

Музыкальная грамота.Ее становление как вида музыкальной деятельности на уроке музыки. - student2.ru

Основные музыкальные способности  

 
  Музыкальная грамота.Ее становление как вида музыкальной деятельности на уроке музыки. - student2.ru


Ладовое чувство
Чувство ритма
Музыкально- слуховые представления

Основные музыкальные способности определяют способности детей для конкретного вида деятельности Н.А.Ветлугина к таковы относила

-чистоту певческой интонации,

-пластичность,

-изящество ритмических движений,

согласованность движений при игре на музыкальных инструментах,

-способность творческого воображения при восприятии музыки,

-способность к песенному, музыкально - игровому и танцевальному творчеству.

Развитие музыкально-слуховых представлений и ладового чувства у младших школьников.

В мутодике музыкального воспитания дладших школьников принята следующая последовательность в развитии их звуковысотного слуха:

1) ознакомление с характером звучания контрастныхрегистров;

освоение высоких, низких и средних звуков;

2) освоение направления восходящего и низходящего движения мелодии, на одной высоте;

3) освоение поступенного и скачкообразного движения мелодии;

4) освоение устойчивости и неустойчивости ладовых отношений;

5) освоение мажорного и минорного ладов.

Ритм и моторика

Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу. Об этом с несомненностью говорят все наиболее фундаментальные экспериментально-психологические исследования, посвященные чувству ритма.

1) Восприятие ритма обычно включает те или другие двигательные реакции.Это могут быть видимые движения головы,руки.ноги или качание свем телом,или,наиболее часто,не проявляющиеся вовне «зачаточные» движения: голосового, речевого, дыхательного аппарата, мышц конечностей,глубоко лежащих мышц грудной клетки и брюшной полости. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым, оно всегда является процессом слухо-двигательным.

2)Большинство людей не сознает этих двигательных реакций,пока внимание не будет специально обращено на них.Попытки подавить моторные реакции или приводят к возникновению таких же реакций в других органах,или влекут за собой прекращение ритмического переживания.

3)Переживание ритма по самому существу своему активно. Нельзя просто «слышать ритм».Слушатель только тогда передивает ритм, когда он его «сопроводит», «соделывает».

4) Все сказанное особенно проявляется по отношению к восприятию ритмического акцента. С психологической стороны ритмический акцент выражается в своеобразном переживании активности. «чувства деятельности»,чего-то «энергического», «напряженного», своего рода «внутреннего толчка», причем переживание это связано с более сильными двигательными реакциями.

Исходя из этих положений можно сказать, что музыкально-ритмическое чувство должно проявляться в том, что восприятие музыки совершенн непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения,или,говоря другими словами, что восприятие музыки имеет активный, слухо-моторный характер.

Слово «ритм» имеет очень широкое распространение и применяется по отношению к самым разнообразным случаям

( стихотворный ритм, ритм прозы, ритм спектакля, ритм сердца. дыхания, ритм дня и ночи, ритм по отношению к смене времен года)

Чаще всего понятие ритма связывается с особенностями чередования явлений во времени.

Говорят и о «пространственном ритме». Ритм всеобъемлюющее понятие , характеризыется неопределенным признаком : временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов.

Чувство музыкального ритма.

В музыкальной педагогике очень распространено убеждение о том, что чувство ритма мало поддается воспитанию.

Большинство педагогов склонно в этом отношениии проводить различие между музыкальным слухом и чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо треднее, чем музыкальный слух.

( книга Баренбойма : «В то время, как развитие музыкального ритма, как показали и психологический опыты, и педагогическая практика чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию».)

Широкое распространение среди педагогов пессимистического взглядя на возможность воспитания музыкально-ритмического чувства имеет свои основания.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценого восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного,физического,эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развитиядетей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит,видит,осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

*является основой для интеллектуального развития;

*упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

*развивает наблюдательность;

*готовит к реальной жизни;

*позитивно влияет на эстетическое чувство;

*является основой для развития воображения;

*развивает внимание;

*дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

*обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

*обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

*влияет на расширение словарного запаса ребенка;

*влияет на развитие зрительной,слуховой,моторной образной и др.видов памяти.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок ( игрушки, окружающие предметы ). Видит он и

произведения искусства (картины,скульптуры,музыка), но усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства, оно поверхно-

стно.

Здесь приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.На определенных этапах перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

-в раннем детстве накапливаются представления о цвете,форме,величине (они должны быть разнообразны).

-развивать познавательные умения и речевые (определять цвет, форму, предметов путем зрительного,осязательного,двигательного обследовани,сравнения.

- формирование устойчивых,закрепленных в речи представлений о цвете,фигурах,отношениях по величине меджу несколькими предметами.

-обследование : группировка по цвету,форме вокруг образцов-эталонов (развивать аналитическое волсприятие),разбираться в сочетании цветов.расчленять форму предметов, выделять отдельные величины

План

1 Музыкальная грамота, ее становление как вида музікальной деятельности.

2 Основные музыкальные способности детей.

3 Понятие «музыкальность».

4Развитие муз.-слуховых представлений и ладового чувства у младших школьников.

5 Методика обучения нотной грамоте.

6 Развитие чувства ритма.

а) ритм и моторика;

б)музыкальный ритм

в)сенсорное развитие

Литература.

1 Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, вып 2. - М., 1963.

2 Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки.-М., 1991.

3Белобородава В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. -М., 1975

4 Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования.

-М., 1986.

5Дмитриева Л.Г., Черноиваненеко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.-М., 2000.

6 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.-М., 1994.

7 Школяр Я.В. Традации и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. - М. 1999.

8 Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. - М., 1997

9 Уманец В. Чувство ритма -основа музыального развития детей.-К.,1997

10 Ростовский О. Я. Методика музыки в начальных классах.-К.,1977

Контрольные вопросы.

1 Дайте определение музыкальных способностей.

2 Что такое музыкальность?

3 Дайте определение музыкально- сенсорных способностей.

4 Перечислите основные музыкальные способности.

5 Перечислите способности детей для различных видов музыкально деятельности.

6 Перечислите средства наглядности в развитии звуковысотного слуха.

7 Перечислите педагогические приемы развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста.

8 В чем заключается системность в развитии чувства ритма у детей?

9 В чем особенность системы Жака-Далькроза в развитии музыкального ритма?

10 Расскрыть понятие «сенсорика» .

Творческие задания.

-Провести работу по наглядностям

-Создать свою нагладность для работы над развитием чувства ритма.

Музыкальная грамота.Ее становление как вида музыкальной деятельности на уроке музыки.

Современные взгляды на роль музыкальной грамоты на школьном уроке музыки довольно противоречивы, как противоречива и практика в этой области. В ней можно заметить общие черты, характеризующие разные направления еще дореволюционной поры, которые имели положительные и отрицательные качества.

Решающим, конечно, является то,как понимается тем или иным теоретиком , практиком,сама суть термина «музыкальная грамота» применительно к общеобразовательной школе. Можно столкнуться с мнением, что музыкальнfя грамота - это та элементарная теория музыки, которая дает представление о музыкальном языке и способах его условной записи, т.е. фактически понимают под ней нотную грамоту. Представители противоположной точки зрения рассматривают музыкальную грамоту, как ту часть музыкального образования, где даются все сведения о музыке ( ее стилях,жанрах, элементах выразительности, способах записи) и ее создателях (композиторах, исполнителях),благодаря деятельности которых музыка не умирает.

Как по-разному понимается содержание и роль музыкальной грамоты, так же по-разному намечаются и пути обучения музыкальной грамоте на практике.

В одних случаях элементы грамоты вводятся с самых первых уроков (например, понятие о том, что музыкальные звуки различаются между собой по высоте и длительности звучания), в других высказывается утверждение, что все теоретические сведения даватьлишь после того, когда музыка стала близкой детям, любима ими.

В одним из первых мктодических материалов на музыкальному воспитанию в школе, в «Краткой программе занятий» указывалось : «В продолжение первых двух лет обучения (8-9лет) занятия сводятся исключительно к пению по слуху несложных детских песенок… На этой ступени - царство эмоций. Дети, не рассуждая, на анализируя, усваивают несложный (но строго систематизированный учителем) материал».

В сборнике «Музыка в школе» (1921г) в разделе «Программы и планы» встречаемся с той же мыслью: «задача работы в области музыки в первые годы школы только одна - начить детей чувствовать и любить музыку. Работа же над музыкальной сознательностью и получение знаний должны прийти после того, как самая музыка станет для детей понятным родным языком».

Позже с данными установками перекликаются мысли о музыкальной грамоте Д.Б.Кабалевского.

В статье «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» он пишет: « Новая программа почти польностью исключает из начального обучения ( первого класса) то, ято принято называть музыкальной грамотой и что по сцществу является не чем иным, как упощенным курсом обычной, преподающейся в музыкальных школах элементарной теории музыки…

Что же касается элементов теории музыки, то включать их в школьные уроки (особенно в начальной школе) надо в высшей степени осторожно и лишь после того, как в ребятах вызваны интерес и любовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен некоторый слуховой опыт».

На основании вышеприведенных высказываний Д.Б.Кабалевского многие педагоги делают вывод о том. что он вообще против обучения музыкальной грамоте, исключает ее из начального обучения. Однако в «Предварительных замечаниях» к программе 1класса дается перечень понятий, с какими должны ознакомится дети

«…различие звуков по высоте, длительности, силе, по скорости и направлению движения;

-соотношение сильных и слабых долей,

-количество их в такте и соотношение звуков мелодии по их относительной длительности (метр и ритм),

-мелодия и сопровождение ( аккомпанемент);

-выразительные и изобразительные возможности звуков и их сочетаний;

-различная окраска звуков ( тембр);

-простейшие формы построения музыки ( одночастная, двухчастная, трехчастная);

-различные виды исполнения музыки ( отдельные инструменты, певцы-солисты, хоры. оркестры и т.п.).

К концу первого года обучения по усмотрению учителя можно начать приучать ребят к тому, что звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком ее на доске на нотном стане».

Объем сведений из области музыкальной грамоты для первоклассников весьма обширен, и, вероятно, все-таки все больше они даются не после того, когда у ребят вызваны интерес и любовь к музыке, а именно для того, чтобы она стала близкой , интересной любимой.

История становления и развития методики музыкального воспитания в области обучения музыкальной грамоты говорит о том, что ведущей тенденцией явлвлась именно та, представители которой видели в ней не самоцель а путь к достжению главного - приобщения детей к музыке как живому искусству.

Лишь отдельные менее подготовленные педагоги по традиции, идущей от официального направления школы, считали главним «научить читать ноты» и «тренировали» детей в знании того, как и где пишется та или иная нота определенной длительности.

Конечно, с этой задачей легче спривляться на практике, но при этом музыка как таковая если не исчезнет вовсе, то отходит на задний план.

Таким образом, вновь и вновь подтверждается та положение, что если цель занятия понимается по-разному, то и пути, и все содержание совершенно различны, но в тоже время и разными путями можно прийти к одной и той же цели, если все время точно ее понимать.

Наши рекомендации