Уровни способностей и условия их развития (перечислить и дать характеристики). Стадии развития способностей (перечислить и дать характеристику каждой стадии).
Уровни развития способностей (Качественные уровни):
1. Репродуктивный - возможность точно скопировать предложенный образ
2. Реконструктивный - позволяет восполнить недостающие фрагменты образца, опираясь на имеющийся материал, и воссоздать произведение без ущерба подлинному стилю.
3. Творческий - создание нового
(Репродуктивный и творческий - противоположные уровни, так как условием Репродуктивного уровня является наличие образца, а Творческий - подразумевает его отсутствие. Реконструктивный- представляется наиболее удачным для исполнительской деятельности, т.к. объединяет Репродуктивный и Творческий и выступает условием попадания в "золотую середину" между исходным замыслом автора и творческими ориентирами исполнителя.)
Условия развития способностей:
1. Внешние (классифицированное обучение, соответствующая профессиональная среда и наличие потребителя результатов труда)
2. Внутренние (баланс между ответственностью и свободой, благоприятные психологические установки)
Стадии развития способностей (временная шкала):
Задатки - врожденные психофизиологические особенности человека - являются базой для формирования способностей.
С дальнейшим развитием постепенно формируются простейшие мотивации, позволяющие определить склонности.
Склонности - предрасположенность к чему-либо, тенденция действовать определенным образом, отношение к деятельности (то, что человек хочет)
Непосредственно в деятельности проявляются и создаются способности.
Способности – возможности человека в деятельности, перспективы его профессионального развития. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной).
Одаренность -комплекс (качественно-своеобразное сочетание) способностей, от которого зависит успех в той или иной деятельности. (Трактовки понятия таланта в отношении детей - Одаренность как сложный индивидуализированный комплекс способностей, которому необходим индивидуальный подход, ключ к раскрытию возможностей человека; Одаренность как особый природный дар)
Талант -определенные выдающиеся способности, эффективно формирующие навык на основе опыта. (Точки зрения относительно причин таланта - Генетически обусловленное явление или Божий дар; Степень развития талантов полностью обусловливается воспитанием человека.)
Гениальность - высший уровень интеллектуально-творческого функционирования личности, проявлениями которого являются продукты труда, имеющие отдаленные последствия во многих областях национальной или мировой науки и культуры. С практической стороны - высокая скорость работы и качественная продуктивность в каком-либо виде деятельности. Гениальность также связывают с генетической информацией и психическими заболеваниями (шизофрения и биполярное расстройство). Примерно со времен эпохи Возрождения мнение о гениальности помимо незаурядности подразумевает еще разносторонность, универсальность интересов личности.
Билет №6
Понятие обучение (дать определение). Уровни и стадии обучения (перечислить и дать характеристики). Кратко охарактеризовать структуру отечественной трёхступенчатой системы образования (типы образовательных учреждений и их принадлежность к ступеням).
Обучение - педагогический процесс организации и стимулирования познавательной деятельности учащегося по овладению знаниями, умениями и навыками, а также по развитию творческих способностей и нравственных ориентиров, взглядов.
Уровни обучения (качества):
1. Средний (соответствие совокупности знаний, умений и навыков в объеме, достаточном для среднеэффективной деятельности ученика в рамках профессии)
2. Эталонный (соответствие классификаций ученика и преподавателя, дающий первому перспективу профессиональной преемственности и возможность продолжить развить индивидуальные наработки второго)
3. Возможный (дальнейшее развитие ученика в профессии, результаты которого превосходят возможности преподавателя)
Стадии обучения (по времени):
1. Знания (теория)
2. Умения (практика, знания конвертируемые в умения)
3. Навыки (автоматизм, автоматизированные умения)
4. Профессионализм (стабильность высокого качества в изменяемых условиях)
5. Мастерство (индивидуальность, признак личности в искусстве, вариативность результата при высоком качестве)
Образование - результат учебно-воспитательного процесса.
Современная отечественная модель образования в сфере музыкального инструментализма продолжает опираться на созданные в советскую эпоху ступени:
1. Начальная (школа)
2. Средняя (училище)
3. Высшая (ВУЗ)
Сопоставление системы образования со стадиями и уровнями обучения:
Билет №7