Уровни развития способностей, их характеристика. Развитие способностей.

Первый подход:

два уровня развития способностей:

1. репродуктивный. Человек обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.

2. творческий. Человек создает новое, оригинальное.

Второй подход:

Можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития:

Уровни развития способностей, их характеристика. Развитие способностей. - student2.ru

Задатки

Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей

Склонности

Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности

Одаренность

Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности

Талант

Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности

Гениальность

Высшая ступень талантливости. Способность создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности

Развитие способностей

Морфо-физиологической базой для развития способностей являются задатки. Так, задатками музыкальных способностей будет соответствующее строение улитки и височной коры больших полушарий, для развития актерских способностей нужно наличие достаточно развитого голосового аппарата и эмоциональных зон мозга, а также хорошая мышечная координация и т. д.

Развитие способностей начинается с первых дней жизни и может продолжаться всю жизнь:

1 этап. От рождения до 6-7 лет. Созревание необходимых органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребенка до 6-7 лет.

2 этап. Дошкольники – средние классы. Становление специальных способностей. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность, особенно если они имеют творческий характер. Оценить, насколько развиты способности у ребенка, мы можем по динамике их развития — то есть по скорости освоения той или иной деятельности.

Для развития способностей ребенка нужны определенные условия:

Уровни развития способностей, их характеристика. Развитие способностей. - student2.ru

Условия развития у человека социальных способностей

1. Наличие общества, социально-культурной среды, которая включает предметы материальной и духовной культуры.

2. Наличие в ближайшем социальном окружении человека людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и могут передать ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

3. Необходимость участия в тех видах человеческой деятельности, которые имеютотношение к его способностям.

49,. Темперамент как свойство личности. Основные учения о темпераментах. Физиологическая основа темперамента.

Темперамент — психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Выделяют следующие основные особенности темперамента человека:

*темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность;

*свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными;

*согласно современным данным темперамент обусловлен свойствами нервной системы конкретного человека.

Основные учения:

В истории психологии известны разные теории темперамента. В частности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу Гиппократу, который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма (кровь, лимфа и желчь).

Древнеримский ученый Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента.

Сангвиник «Сангвис» — кровь. Легкая возбудимость чувств и их малая продолжительность. Склонности его непостоянны

Флегматик «Флегма» — слизь. Чувства медленно овладевают таким человеком; он легко сохраняет хладнокровие в экстремальных ситуациях. Он терпеливо переносит невзгоды и редко жалуется

Холерик «Холе» — желтая желчь. Такой человек находится под влиянием страстей. Он размышляет мало, но действует быстро. Холерики вспыльчивы, но отходчивы

Меланхолик «Мелайна холе» — черная желчь. Склонен к печали; преувеличивает свои страдания. Чувствителен и легко раним

Немецкий психолог Эрнст Кречмер попытался увязать темперамент со строением тела (конституционная теория темперамента).

По мнению русского физиолога И. П. Павлова, темперамент человека всецело зависит от свойств нервной системы организма. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность. В зависимости от сочетания данных свойств он выделил несколько типов высшей нервной деятельности человека.

Уровни развития способностей, их характеристика. Развитие способностей. - student2.ru

Меланхолик — (слабый) это слабый тип нервной системы, неспособный выдерживать сильные нагрузки. В ответ на них в центральной нервной системе развивается процесс «запредельного торможения».

Холерик — (безудержный) сильный и неуравновешенный тип, бурно реагирующий на воздействия, способный к активным действиям и сильным эмоциям.

Флегматик — (спокойный) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, способный выдерживать длительные и сильные нагрузки.

Сангвиник — (живой) сильный, уравновешенный, подвижный тип, с регулярно чередующимися процессами возбуждения и торможения.

Б. М. Теплов - главным компонентом темперамента являются эмоции, а точнее скорость и сила их проявления.

Наши рекомендации