Показатели успешности прохождения практики
1. Демонстрация навыков планирования различных видов музыкальной деятельности в течение дня: составлении планов, конспектов.
2. Четкость и грамотность оформления документации.
3. Обоснование определения цели, задач содержания музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
4. Анализ результатов организации музыкальных занятий, музыки в быту детского сада ,разных видов музыкальных игр дошкольников.
Отчетная документация
1. Дневник практики с отчетом выполненных заданий.
2. Самоанализ работы студента по результатам учебно- производственной практики.
3. Материалы для портфолио студентов по итогам производственной практики.
-Роль воспитателя на музыкальном занятии, в организации музыки в повседневной жизни детского сада и разных видов музыкальных игр. Примерный план работы по музыкальной деятельности.
-Вопросы к беседе с детьми по выявлению знаний: о композиторах, их произведениях, средствах музыкальной выразительности, музыкальных инструментах, играх; по выявлению навыков, умений детей в процессе разных видов музыкальной деятельности.
-Подборка музыкальной литературы по формированию у детей знаний и представлений о средствах музыкальной выразительности, музыкальных инструментах, о композиторах, перечень ДМИ для разных возрастных групп, перечень оборудования по музыке, подбор пособий для организации разных видов музыкальной деятельности ,музыкально- дидактических игр, игр с пением и т.д.)
4. По итогам практики выставляется дифференцированный зачет.
Студент, выполняющий задание по данному профессиональному модулю, а также междисциплинарным курсам должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способности:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач.
Педагогическая практика предполагает формирование у студентов соответствующих профессиональных компетенцийпри выполнений заданий данного профессионального модуля:
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные виды игр с детьми.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
Содержание работы
Задание I
Знакомство с задачами, содержанием практики и методическими материалами, сопровождающими практику.
Цель:
Уточнить знания и представления студентов о понятиях музыкальной деятельности дошкольников, различных формах организации музыкальной деятельности детей, видах музыкальной деятельности.
Уточнить роль воспитателя в организации музыкальных занятий, самостоятельной музыкальной деятельности, музыки в повседневной жизни детского сада.
Познакомить с задачами, целями практики, особенностями прохождения.
Нацелить студентов на представление практического материала по итогам практики (портфолио ПМ.02.).
Примерный перечень материалов, которые студенты представляют к концу практики:
- Планирование музыкальной деятельности в режиме дня.
- Подбор музыкально- дидактических игр по разным направлениям развития детей (для развития ладового чувства, музыкально- слуховых представлений, развития чувства ритма).
- Изготовление самостоятельно (по выбору студента) атрибутов для проведения различных видов музыкальной деятельности, игр с пением и музыкально- дидактических игр;
- подбор пословиц, поговорок, стихов, репродукций по слушанию музыки к теме: «Времена года» в музыке, поэзии, живописи;
-Изготовление самостоятельно( по выбору студентов) детских музыкальных инструментов
Задание II
Изучение развивающей среды для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Цель:
Изучить особенности организации развивающей среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей и проанализировать особенности подбора музыкального оборудования в соответствии с возрастом детей, содержание и задачи работы.
Методика выполнения задания:
Студент выясняет, какие музыкальные уголки организованны в группе, сравнивают имеющееся оборудования с утвержденным перечнем, оценивают порядок и размещение оборудования, доступность его для детей, соответствие гигиеническим и педагогическим требованиям. Для изучения студенты используют ниже приведенные таблицы. Изучение развивающей среды для музыкальной деятельности студенты осуществляют в группах младшего и старшего дошкольного возраста. По завершению наблюдения студенты делают письменный анализ по вопросам:
Музыкальная предметно - развивающая среда ДОУ для развития самостоятельной деятельности детей
Условия для создания музыкальныхзон | Возрастные группы | |
Младший дошкольный возраст (наличие) | Старший дошкольный возраст (наличие) | |
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение. | ||
2. Разнообразие оборудования. | ||
3. Учет возрастных особенностей. | ||
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там. | ||
5. Возможность переноса оборудования в другие места. |
Вопросы для анализа
1. Какие музыкальные зоны имеются в групповой комнате, раздевалке и на участке?
2. Каковы особенности оборудования в разных возрастных группах, соответствуют ли они педагогическим и гигиеническим требованиям?
3. Комфортность и безопасность обстановки, доступность расположения оборудования?
4. Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующееся в детском саду?
5. Обеспечение возможности для развития творческих способностей детей.
Задание IIIИзучение предметно- развивающей среды для игровой деятельности
Принципы построения предметно- игровой среды:
1. Комфортность и эмоциональное благополучие ребёнка (свобода выбора, разная содержательная направленность)
2. Индивидуализация (создание центров отдыха и разгрузки)
3. Педагогическая целесообразность
4. Доступность предметно- игрового пространства
Цель:Изучить особенности организации предметно- игровой среды в младшем и старшем дошкольном возрасте, выявить особенности размещения музыкально- игрового оборудования для самостоятельной деятельности детей, мобильность игровой среды.
Методика выполнения задания
Студенты изучают перечень игрушек, находящихся в распоряжении детей, оценивают соответствие игрушек, игрового оборудования возрасту детей, игровым интересам детей, задачам музыкального воспитания и развития. Выявляют состояние игрушек, их соответствие гигиеническим и педагогическим требованиям: удобство и целесообразность хранения и размещения в группе (с учетом возраста). Выполняя задания, студенты пользуются приложением и материалом, представленным в методической справке. По окончании выполнении задания студенты анализируют увиденное и делают выводы по вопросам.
Методическая справка
Требования к музыкальным игрушкам для детей дошкольного возраста:
1. Безопасность для жизни и здоровья ребенка.
2. Забота о психическом здоровье детей.
3. Эстетичность, гигиеничность.
4. Не должна быть перегружена дополнительными деталями.
5. Должна быть полифункциональной, динамичной.
6. Должна расширять музыкальных кругозор детей, развивать художественный вкус, увлекать образами современной действительности.
7. Учитывать возрастные особенности детей.
8. Способствовать музыкальному развитию ребенка.
Примерный перечень игрушек для музыкальных игр:
-детские музыкальные инструменты,
-атрибуты для музыкальных игр -драматизаций,
-игрушки-забавы,
-аудиовизуальные средства,
-музыкальные игрушки (музыкальные шкатулки, «шарманки» и др.),
-музыкальные дидактические игры и пособия,
-Игрушки для театрализованных игр (по всем видам театра) и развлечений.
Задание IV. Работа в методическом кабинете ДОУ. Знакомство с планами воспитательно- образовательной работы в режиме дня по музыкальной деятельности
Цель: знакомство с методической литературой в помощь воспитателям в работе с детьми в организации музыкальной деятельности, примерным содержанием и формой планирования музыкальной работы в режиме дня.
Методика выполнения задания
Студенты беседуют со старшим воспитателем по данной проблеме, знакомятся с выставкой методической литературы, с примерными формами планирования, анализируют содержание работы в разных возрастных группах. Студенты с руководителем практики уточняют этапы работы над составлением плана воспитательно- образовательной работы по музыкальной деятельности в режиме дня. Осуществляет в дневнике планирование работы на один день для младшего или старшего дошкольного возраста.
Методическая справка