Раздел 2. Музыкальная грамота.
Тема 2.1. Формирование голосового аппарата.
Тема 2.2. Основы сольфеджио и гармонии.
Тема 2.3. Воспитание музыкально-эмоциональной памяти.
Строение голосового аппарата.
Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей:
1) Дыхательный аппарат;
2) Гортань с голосовыми связками;
3) Резонансная область (рупор или надставная трубка).
1. Дыхательный аппарат представляет собой:
а) лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами; б) дыхательные пути - бронхи и трахея, т.е. дыхательное горло; в) диафрагма - мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена частью к нижним рёбрам, частью к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом, при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом. Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Благодаря её активности у профессиональных вокалистов существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато и др.
В дыхании также принимают участие мышцы г) брюшного пресса, которые оказывают давление на диафрагму при выдохе и д) межрёберные мышцы грудной клетки, от сокращения одних из которых происходит сжатие грудной клетки, от сокращения других - расширение и вдох.
В зависимости от участия тех или иных мышц в дыхательных движениях и при пении выделяют: грудной, брюшной и смешанный тип дыхания, о чём мы будем говорить чуть позже.
2. Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.
Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования.
Главными для образования голоса являются истинные голосовые связки - складки, колебания которых и вызывают появление звука.
В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие - голосовую щель, через которую свободно проходит воздух (см. рис. внизу).
Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки.
- Резонаторная область (часть трахеи, ротовая область и носоглотка), основные характеристики которой: 1) усиление звука голосовых связок; 2) создание тембра голоса.
Если мы посмотрим на рисунок, приведённый выше, то обнаружим сходство между рупорным громкоговорителем и голосовым аппаратом певца.
Один из законов механики Ньютона утверждает: действие всегда равно противодействию. Колебания мембраны рупора, как и колебания голосовых связок, оказывая давление на прилегающие слои воздуха, вызывают ответное сопротивление. Чем больше это сопротивление, тем большую энергию мембрана (или голосовые связки) смогут передать во внешнюю среду, тем больше КПД и, следовательно, громкость.
Общее сопротивление (противодействие), создаваемое ротоглоточным рупором, его формой и различными сужениями, а также колеблющемся в нём столбом воздуха (Z), называется импедансом.
Чтобы достичь большой мощности звука оперным певцам требуется умение создавать предельно высокий импеданс, что включает в себя способность опускать гортань вниз, расширение ротовой полости во время пения, специфическое выдвижение губ, так называемый "тюбаж", и другие приёмы. Всё это приводит к одному недостатку: некоторой неестественности пения по сравнению с разговорной речью у оперных певцов. Но такова цена платы за то, чтобы петь в огромных оперных залах без микрофона и не срывать при этом голос.
Вторая характеристика резонаторной области - создание тембра. Звук голосовых связок совсем не похож на звуки живого голоса: окончательный тембр т.е. содержание целого ряда призвуков (обертонов), создающих неповторимость, отличимость от других, голос человека приобретает благодаря системе резонаторов. Важнейшими из них являются носоглотка и ротовая полость.
Нарушения и заболевания носовой полости приводят к ухудшению звучания голоса. По меткому замечанию профессора Ермолаева "хороших певцов с плохим носом, как правило, не бывает".
1. Мягкое нёбо ротовой полости играет активное участие в формировании тембра: при его недостаточной активности голос приобретает гнусавый призвук.
2. Важным органом, создающим тембр, является и нижняя челюсть. От её активности и подвижности зависит ясность и красота гласных звуков.
3. Самые активные и важные в создании тембра голоса, а также (как его существенной характеристики) правильной артикуляции являются язык и губы.
Музыкальная грамота или сольфеджио
Музыкальная грамота или сольфеджиохорошо известный профессиональным музыкантам предмет, но малоизвестный любителям музыки. Именно с основ этого предмета и начинается первый урок музыки. Мы проверяем слух: пробуем отличить высокие звуки от низких, восходящее мелодическое движение от нисходящего, поступенное движение от скачкообразного, повторяем голосом мелодию или звук и т.д. Мы знакомимся с написанием нот, с прочтением нотного текста, с основными частицами музыкального языка. Все это и есть сольфеджио или развитие музыкального слуха – главного инструмента музыканта и любителя музыки[10]. Оно в одинаковой степени необходимо всем инструменталистам, вокалистам, композиторам, всем, кто занимается музыкой.
Итак, урок сольфеджио включает в себя:
- знакомство с музыкальными звуками, с их написанием (ноты), с их расположением на клавиатуре фортепиано;
- развитие слуха, используя специальные упражнения на запоминание и распознавание различных музыкальных структур, таких как: гамма, трезвучие, интервал, аккорд, обращение аккорда и т.д.
- пропевание всего музыкального материала, находящегося в работе – сольфеджирование
- подбор по слуху, написание диктантов
- знакомство с элементарными правилами голосоведения и тяготения.
Курс уроков сольфеджио относительно короткий по продолжительности. В зависимости от получаемого вами уровня знаний и интенсивности занятий музыкой он занимает от 3-х месяцев до 2-х лет. Заниматься сольфеджио полезно в любом возрасте и с любым уровнем музыкального образования. Уроки сольфеджио развивают слух у любителей музыки, обостряют слух у профессиональных музыкантов
Обращаем ваше внимание на то, что если вы будете изучать предмет своей специализации (например, фортепиано или вокал) в отрыве от сольфеджио или вовсе без него, ваши знания будут неполноценными, вы не сможете достичь по-настоящему хороших результатов в занятиях музыкой. Также наш многолетий опыт подсказывает, что если ученик начинает заниматься сольфеджио на несколько лет позже, чем он начал заниматься вокалом или любыми другими музыкальными занятиями, то сталкивается с определенными трудностями в усвоении материала. Поэтому мы призываем вас как можно раньше начать свои занятия сольфеджио.
Урок гармонии и развитие музыкального мышления
Урок гармонии обычно относят к сложным музыкальным дисциплинам, которые изучают профессионально мотивированные музыканты во взрослом возрасте. Например, по программе музыкального училища/колледжа учащиеся знакомятся с гармонией, как с предметом, на втором-третьем курсе, то есть в возрасте 16-17 лет. Изучение гармонии в более раннем возрасте традиционная система обучения считает нецелесообразным.
Однако такое музыкальное обучение можно сравнить с изучением азбуки, но без использования слов и предложений. Азбука - это азы музыкальной грамоты, сольфеджио. Все остальное в музыке, включая и саму музыкальную азбуку, - это гармония. Поэтому мы очень рекомендуем всем любителям музыки и профессионалам особое внимание уделять именно этой музыкальной дисциплине, наравне с основной специализацией.
Знание гармонии и владение ею дают вам возможность исполнять, подбирать и сочинять любую музыку!
Абсолютный слух и относительный слух
Абсолютный слух
Вокалистам лучше не иметь абсолютный слух, ведь если нужно спеть произведение выше или ниже оригинальной тональности, он сослужит плохую службу. Пианистам тоже очень часто приходится транспонировать музыкальное произведение из одной тональности в другую. У некоторых из них, имеющих абсолютный слух, возникают при этом определенные сложности.
Относительный слух
Гораздо важнее иметь очень хороший «относительный» слух – это вам подтвердит любой музыкант. Ведь именно он помогает чисто интонировать (чисто петь), подбирать по слуху, анализировать услышанную музыку и т.п. Но если вы все же хотите развить свой слух до абсолютного, мы вам обязательно поможем в этом.
Музыкальная грамота и музыкальная грамотность
Давайте не забывать о самом главном: музыкальная грамота – это еще и ваш музыкальный кругозор, умение отличить музыку одной эпохи от другой, стиль одного композитора от другого, Также это абсолютное понимание смысла каждого средства музыкальной выразительности в его взаимосвязи со всей остальной музыкальной тканью.
Можно сравнить изучение музыки с изучением иностранного языка. Выражение «свободное владение иностранным языком» означает, что человек, о котором идет речь, знает алфавит, обладает лексическом запасом (знаем много слов), знает правила произношения и построения предложений. Соответственно, он свободно читает на иностранном языке, свободно говорит на нем то, что хочет сказать, выражает свои мысли, эмоции, чувства. При этом большую роль в освоении иностранного языка играет ежедневная практика.
Для музыканта алфавит – это ноты, музыкальные символы, лексический запас музыканта – различные музыкальные интонации, правила построения предложений – это гармония и форма музыкального произведения.
Получается, что человек, не знающий музыкальной грамоты, может в общих чертах понять, что выражает музыка (страсть, печаль, радость). Но, как и без специального изучения иностранного языка вы никогда не сможете свободно говорить на нем и понимать его, так и без специального изучения языка музыки, вы никогда не сможете самостоятельно прочесть музыкальный текст и не сможете его по-настоящему грамотно и выразительно исполнить, тем более создать свою собственную музыкальную композицию и свободно владеть музыкальным инструментом.
Воспитание музыкально-эмоциональной памяти
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный вид, который может сохраниться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Речь идет о памяти человека.
Память – это довольно-таки широкое понятие, изучаемое в области психологии.
Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытываем в тех или иных ситуациях.
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития.
Вопрос музыкальной памяти – это отдельный вопрос в музыкальном воспитании и в музыкальной педагогике, так как музыкальная память включает в себя синтез различных видов памяти, таких как зрительная, логическая, тактильная, моторная, эмоциональная, слуховая.
Музыкальная память – явление комплексное. Она складывается из различных видов памяти – общих и специфических музыкальных. Известный педагог Л. Маккинон сравнивает память с лифтом, держащимся на нескольких тросах: если обрывается один из тросов – остальные удерживают лифт.
Музыкальная память подразумевает под собой и моторную память.
Моторная память – это запоминание движений рук и пальцев. Чтобы выработать моторную память необходимо много тренироваться, поддерживая активность движений и постоянную аппликатуру.
Выработку моторности следует начинать с первых лет обучения. Особенностью моторной памяти является постепенное увеличение единицы технического мышления. Вначале ученик обдумывает каждый звук. Затем педагог предлагает думать «на раз», а играть в этот момент четыре звука. Это просто, если думать «раз», а быстро прослушивать шестнадцатые. Сначала это делается с остановками. Потом они сглаживаются. Единицы укрупняются «на раз» - 6 или 8 звуков.
Улучшению моторной памяти всегда способствуют крепкие, а не вялые, ничего не запоминающие пальцы.
Говоря о музыкальной памяти, нельзя упустить эмоциональную сторону, которую обеспечивает эмоциональная память, она является одним из самых сложных видов памяти.
При изучении произведения она находится как бы на периферии, возникает спонтанно, часто неосознанно, а отсюда и нелогично. И в тоже время это самый прочный и надежный вид памяти во время сценического выступления, так как эмоциям удается соединять в себе все виды навыков, необходимых для исполнения произведения.
Для формирования эмоциональной памяти необходимо постоянно проверять, анализировать точность, искренность, правильную меру чувств, их логику. Но это сложно даже для взрослых исполнителей. Часто эмоции (требующие нервных затрат) заменяются умозрительностью: мыслями о чувствах. Разработка и переживание эмоционального сюжета дается не просто, часто образуются «эмоционально пустые места», которые опасны на сцене.
Но, главное, любое изменение эмоционального состояния должно иметь свое выражение в туше: «малейшее движение души» проявляется в характере движения, прикосновении, способе интонирования. И пусть эти попытки поначалу будут неуклюжими – важно указать ученику нужное направление.
Заключительным этапом в комплексном явлении – музыкальная память – считается слуховая память, она универсальна. Проявление слуховой памяти мы можем видеть в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что развитие музыкальной памяти – достаточно серьезный и сложный процесс, т.к. одновременно с развитием музыкальной памяти развивается синтез многих других видов памяти. Развивать музыкальную память желательно с самого раннего детства, но возможно и в более поздние периоды жизни человека.