Разве современные песни петь не легче

Чем традиционные гимны?

Использование современной христианской музыки на богослужениях некоторые музыкальные новаторы оправды­вают тем, что якобы большинству людей слишком труд­но петь традиционные гимны. Они считают, что гимны слишком сложны для понимания из-за обилия старых ан­глийских слов, что лишь немногие прихожане знают, как исполнять гимн в четыре голоса, и что старая церковная музыка может отпугнуть посетителей. Один из пасторов так выразил эту точку зрения:

Наши гимны написаны на основе богатейшего насле­дия церковной музыки. Но к сожалению, большинство людей, которых мы хотели бы видеть в церкви, не зна­комы с ними, а те, кто знаком, познакомились с ними в плохом исполнении. Поэтому использование гимнов в церкви создает проблему.1

В то же время современная христианская музыка, кото­рая почти всегда поется в один голос, как считает большин­ство, помогает каждому участвовать в поклонении и дает посетителям возможность почувствовать себя на богослуже­нии комфортно. Этот довод звучит весьма убедительно.

Но можем ли мы принять его? Проблема заключает­ся в том, что он просто не соответствует действительно­сти. Проведя множество служений поклонения и прослав­ления, я заметил, что не все люди поют на них. На самом деле, некоторые из присутствующих на собрании стоят, опустив голову. Я спросил себя, почему, и обнаружил две основные причины.

Трудности в разучивании

Во-первых, некоторые люди признавались, что им слож­но дается запоминание синкопированных мелодий совре­менных христианских песен. Синкопирование означает, что такт начинается не с сильной доли, а со слабой. Этот при­ем применяется во многих музыкальных стилях, однако в некоторых из них он очень ярко выражен. Постоянное использование синкопы — отличительная особенность рит­ма рок-музыки. Вы неоднократно слышали синкопирован­ный ритм. Классический пример такого музыкального стиля — это песня «Девчонка из Айпанемы». Все песни, написанные в стиле рок, изобилуют синкопами. То же самое относится к джазу и блюзу.

Синкопированную мелодию разучивать гораздо слож­нее, потому что ее трудно петь по нотам. Кроме того, в нас заложен инстинкт начинать музыкальную фразу с сильной доли. В современных христианских песнях, как и в рок-музыке в целом, особенно подчеркивается слабая доля. Руководителю приходится прилагать много сил, чтобы научить людей петь синкопированные мелодии. Традиционную же музыку и современную музыку, написанную в традиционном стиле, разучивать легко, потому что в ней музыкальные фразы начинаются с сильной доли.

К тому же очень трудно правильно соблюсти ритм в синкопированной мелодии. Вы, возможно, обращали внима­ние на то, что если какая-нибудь бродячая группа пыта­ется воспроизвести популярную роковую мелодию, ей это никогда не удается — в их исполнении она звучит ина­че, чем в оригинале. То же самое происходит, когда цер­ковные музыканты, наученные классическому исполнению, пытаются играть современные христианские песни — они не могут правильно сделать это. Нужно «чувствовать» эту музыку, чтобы сыграть ее.

Например, белые рок-музыканты не всегда могут пра­вильно воспроизвести блюзы или негритянские христиан­ские мелодии, потому что им не хватает «чутья» для этой музыки. Томас Дэй хорошо подметил эту проблему. Про­читав инструкцию по исполнению одной из современных песен, он выразился следующим образом:

Темп этой композиции определили как «шагающий блюз», чтобы люди, которые будут исполнять ее — белые-католики из фольклорных групп должны были иг­рать роль бедных фермеров-издольщиков с юга, — смог­ли правильно понять, что от них требуется. Компози­тор и редакторы понимали, что у исполнителей нет природного чувства того, как нужно исполнять эту му­зыку, поэтому им пришлось уточнять, например, что слово «слава» нужно петь так: «сла-а-а-ва».- Когда я впервые увидел эту «инструкцию», мне хотелось рвать и метать, прилично выражаясь.2

Когда-то и я входил в состав такой христианской груп­пы. Мы тоже пытались играть музыку бедных фермеров с юга'1. Если бы я в то время услышал замечания мис­тера Дэя, я бы ужасно разозлился на него и назвал бы его фарисеем за то, что он с осуждением говорит об искренних христианах, изо всех сил старающихся служить Богу. Однако сейчас я понимаю, что он был совершенно прав. Я заметил то же самое. На мой взгляд, музыкан­ты. исполняющие музыку, которая не свойственна культуре их народа, выглядят весьма глупо. Какую славу они мо­гут принести Богу? Если приверженцы современной му­зыки в действительности хотят достичь «правдивости» в той музыке, которую они исполняют, они должны играть ту музыку, которая свойственна их культуре.

За время своего служения я не часто встречал людей, которые без предварительного прослушивания смогли бы прочесть с листа сильно синкопированную мелодию. Я тоже не умею этого делать. У меня также есть склонность синкопировать мелодии. Я постоянно борюсь с этим ис­кушением, и, чтобы не давать волю своим греховным на­клонностям, я больше не возглавляю прославление и не пишу музыку для церкви. Когда я руководил прославле­нием в церкви, мне приходилось снова и снова проигры­вать мелодию, чтобы другие могли запомнить ее. Как вы думаете, почему в современной церкви проектор высвечи­вает на стене только слова песни, а не ноты со словами? Одна из негласных причин тому заключается в том, что большинство прихожан не может петь по нотам современ­ную музыку, изобилующую синкопами.

Вынужденное молчание

Вторая причина, по которой многие люди не пели во время прославления, повергла меня в полное недоумение, так как я считал, что в своем служении мы ориентировались на среднестатистического прихожанина. Однако некоторые люди признавались мне, что поставленные голоса группы прославления мешают им петь, поскольку они не слышат себя. И действительно, разве могут обычные люди улуч­шить пение группы одаренных вокалистов, вооруженных микрофонами, особенно если поет она под сопровождение рок-группы? И с другой стороны, я на опыте убедился в том, что когда гимн исполняет вся церковь без ведущего голоса, когда поощряется многоголосное пение, тогда все ощущают себя равными и активно участвуют в пении.

Даже ищущие и невоцерковленные ценят хорошее ис­полнение гимнов, и созвучие, которое достигается в та­ком пении, притягивает их к Евангелию. Большинству людей, не посещающих регулярно церковь, еще с детства хорошо знакомы мелодии классических христианских гимнов (таких как «О благодать, спасен тобой», «У креста», «Как Ты велик», «Святый, Святый, Святый», «Такой, как есть» и многих других). Многие признавались мне, что им гораздо приятнее было бы услышать эти песни, чем тер­петь подобие музыки, которое им и так приходится слу­шать каждый день. Некоторые даже впадали в растерян­ность, услышав свою мирскую музыку в церкви. Это еще раз доказывает, что новаторы настаивают на исполнении в церкви современной музыки просто потому, что она им нравится.

Что приносит общине больше пользы: четырехголосное пение гимнов или одноголосное пение современных песен? Я согласен с тем. что написано в предисловии к сборни­ку «Христианские гимны», который используется в еван­гельских церквах Великобритании:

В общем, та община, которая сможет петь эти гимны на четыре голоса, со временем, помимо всего прочего, об­наружит, что ее прославление стало богаче и что оно приносит больше удовлетворения по сравнению с тем временем, когда в церкви пелась только мелодия гимна.1

Слушать и петь четырехголосье в церкви доставляет огромное удовольствие. Почему же мы позволяем убедить себя в том, что нужно упростить пение в церкви? Не слишком ли быстро мы соглашаемся променять совершенство на посредственность? В большинстве церквей (даже в тех. которые ориентированы на привлечение ищущих) есть люди, которые умеют петь по нотам, и могут помочь тем, кто не умеет этого делать. В крайнем случае, музы­кально безграмотные могут петь знакомую им партию. Так было заведено в церкви на протяжении столетий, вплоть до того момента, как новаторы начали убеждать нас в том, что это слишком сложно. Не будем же сдаваться без боя!

Нам удастся возродить в наших церквах любовь к ста­рым гимнам, если мы последуем мудрым советам Джона Уэсли, которые он изложил в своих «Правилах пения в методистских церквах» (сокращенный вариант).

1. Разучите мелодию.

2. Пойте по нотам.

3. Пойте все. Если это ваш крест, возьмите его, и он станет вашим благословением.

4. Пойте с воодушевлением, смело.

5. Пойте скромно. Не кричите.

6. Пойте со всеми. Не затягивайте и не забегайте вперед.

7. Более всего, пойте духовно. Взирайте на Бога, произ­нося каждое слово. Стремитесь угодить Ему больше, не­жели себе или кому бы то ни было. Для этого постоян­но вдумывайтесь в смысл того, что вы поете, и следите за тем, чтобы ваши мысли не уносились вдаль вместе с ме­лодией, а постоянно возносились к Богу.5

Глава 16

Наши рекомендации