С детства в плену у волшебной силы воздей­ствия на человека песни и пения. Люблю петь и играть на гитаре, под которую поют со мной моя мама, мой муж, мои друзья и ученики.

Е.А. Вохмянина
ПЕСНЯ ОСТАЕТСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ
(Мастерская о ценности песни для подростков и старшеклассников)

Наверное, редкая мама не напевает своему ребенку с первых дней его жиз­ни: «Баю - баюшки-баю ...». Так песня становится одним из первых самых яр­ких впечатлений растущего человека. Она будет сопровождать его всегда: в минуты печали и радости, бодрости и грусти. Еще девочкой я любила испол­нять песни, которые мы разучивали в детском саду или которые слышала дома от папы под аккомпанемент баяна или гармошки. С тех пор пою, и со мной по­ют все окружающие. В детские и отроческие годы не знала, как сказать другим, что песня - это великая ценность, данная человеку для лучшего понимания се­бя, для того, чтобы жизненно важный смысл объединял исполнителя и слуша­теля. Теперь решила поделиться тем, что так долго хранилось и зрело в душе.

В чуть затемненном классе собрались юноши и девушки 13-15 лет. На дос­ке иллюстрации в виде арки: хоровод на лугу вокруг березки; Высоцкий с гита­рой; хор и солист на большой сцене; маэстро Игорь Крутой за фортепиано; дети поют у костра; небольшой плакат афиши группы «Руки вверх». Внутри арки из картинок - эпиграф:

Блаженно сердце на краю,

Примерзли пальцы к грифу.

В раю - пою, в аду - пою,

В бреду и наяву пою,

И охраняет на краю

Мой пес - мой голос - жизнь мою.

Не дай Бог, станет тихо...

У доски стоит гитара, в классе по кругу расположены стулья. Участники удобно рассаживаются лицом друг к другу. Начинаем с вопроса: Давайте вспомним и назовем любую песню вашего детства (напоем или расскажем о ней). Объясните, почему именно она - любимая.

Ответы учеников:

-Я очень любила песню «По малинку в сад пойдем», которую выучила в са­дике. Мы очень часто громко пели ее хором с сестрой, когда ехали в автобусе. Пассажиры слушали нас и улыбались, а нам очень нравилось.

-Я помню, что любила песню «Феличита», которую исполнял итальянский дуэт: забавный мужчина в очках и красивая женщина. Песня нравилась еще и потому, что казалась веселой.

-Мне нравилась новогодняя песня про огоньки. Знаете: «...огоньки сверка­ют - красный, голубой». Нравилась, потому что Новый год любил.

-А мне нравилась песня «Черный кот», потому что кота было жалко. - Мне помнится колыбельная, которую пела бабушка. Она говорит, что это старинная вятская песня и ей уже 300 лет. Она очень нежная, мелодичная и добрая, как руки моей бабушки.

Благодарю ребят за откровенность и предлагаю каждому взять из музы­кальной шкатулки жетон, который больше нравится. Прошу одного из участни­ков поставить на столы, сдвинутые попарно, таблички с изображением музы­кальных значков (желтый цвет - диез, красный - бемоль, голубой - скрипич­ный ключ).

Следующее задание: Споем вместе «Песенку для всех», повторяя вслед за мной припев (4 раза).

Песенка для всех

Музыка и слова С. Матвиенко

Эту песенку, друзья, разучить не сложно,

Под оркестр можно петь, без оркестра можно. Даже если вам медведь наступил на ухо,

Эту песню можно петь, не имея слуха.

Пап, парам, парам! (4 раза)

Тот, кто двойки получал на уроках пения,

Тоже хочет песню петь - лопнуло терпение:

Дуют ветры в феврале, и метет поземка,

И не важно, как поем, главное, что громко!

Пап, парам, парам! (4 раза)

Лучше песни не найти, мы вам скажем твердо, Потому что в ней всего целых три аккорда.

Кто не может говорить, пусть рычит мотором,

И не важно, как поем, главное, что хором!

Пап, парам, парам! (4 раза)

Если кончились слова – значит, песня спета,

Не беда, давайте петь с первого куплета!

Пап, парам, парам! (8 раз)

Учащиеся поют с большим удовольствием.

Дадим возможность задуматься над тем, какие песни хочется петь. Возь­мите со стола листочки-секторы и запишите свой ответ - коротко, чтобы уме­стился в одной строке. В это время рисую на левой боковой доске нотный стан и выдаю каждой группе небольшой кружочек из клейкой бумаги. Когда группы закончат писать и каждый прочитает свою мысль вслух в группе, сегменты-мысли можно скрепить в одну круглую нотку и прикрепить ее на нотный стан.

Участники мастерской работают по-разному: кто-то быстро пишет всего несколько слов, а кто-то думает и потом медленно выводит свои строчки. Через 2-3 минуты предлагаю каждому прочитать свою мысль вслух в своей группе, а затем соединить мысли в групповую нотку клейким кружочком посередине. Далее слушаем ответ-обобщение от каждой группы: «Мы считаем, что хочется петь те песни ...» Варианты ответов удивляют многообразием мнений:

- хочется петь то, что совпадает с моим настроением;

- хочется петь песни со смыслом, а под остальные просто танцевать;

- хочется петь то, что зажигает;

- а мне иногда все равно что, ну просто хочется петь!

- хочется петь веселую песню;

- ту, которую можно прокричать ...

На следующем этапе каждая группа получает задание - составить кластер-гроздь на заданную тему. Время работы - 5-7 минут. В качестве раздаточного материала - альбомные листы, фломастеры, фрагменты текстов песен, иллюст­рации. Задания:

1-я группа (принимает участие в рождении песни).

Вспомните те профессии, которые нужны для создания песни.

2-я группа (разнообразные жанры песен).

Взгляните на репродукции на доске. Вспомните другие песенные жанры.

3-я группа (сфера применения песни).

Рассмотрите иллюстрации, вложенные в конверт, и те, что есть на доске. Найдите как можно больше сфер применения песни. (В конверте иллюстратив­ный материал: поющий герой мультфильма; поющая девушка, одиноко стоящая у окна; артист, получающий гонорар; поющие крестьяне, засевающие поле.) (Фрагменты текстов песен см. ниже.)

4-я группа (из песни можем мы узнать ...)

Прочитайте фрагменты текстов песен, вдумайтесь в эпиграф мастерской и

впишите в кластер-гроздь варианты информации, содержащейся в текстах.

Фрагменты текстов песен

- Здесь вам не равнина, здесь климат иной,

- Идут лавины одна за одной ...

- Во деревне то было в Ольховке,

Во деревне то было в Ольховке.

Эх, лапти мои ...

- ... В серой шинели рядового

Шел солдат.

Шел солдат, преград не зная,

Шел солдат, друзей теряя,

Про кари очи, про дом свой отчий

Пел в пути солдат.

- Футбол, футбол!

Кричат болельщики: «Гол!» ...

Эх, дубинушка, ухнем!

Эх, зеленая, сама пойдет!

- Баю - баюшки-баю,

Тебе я песню спою.

Пусть зимний сон к тебе придет

В своих пушистых валенках,

И за собою приведет своих

внучаток маленьких ...

- Туристы все такой народ

Туристам море по колено,

Турист всегда поесть готов,

Хоть будет сварено полено ...

Через 7 минут каждая группа демонстрирует результаты своей работы.

Песня порой создана для того ...

- чтобы передать технологию какого-либо процесса (в русской народной песне: засевали - поливали - собирали и т.п.);

- как фон для передачи настроения в кинофильмах, мультфильмах;

- как средство зарабатывания денег;

- чтобы человек мог самовыражаться;

-как поддержка в работе («Дубинушка»);

- как возможность рассказать о событии, важном для тебя сейчас;

- для поддержания (создания) настроения;

- по поводу (застольная, новогодняя и т.д.).

Из песни можем мы узнать

- цепочку фактов (содержание песни, сюжет);

- сведения об авторе (турист - смелый, сильный);

о географических пространствах, где не был слушатель; об обычаях разных народов; о природных явлениях; о той или иной профессии.

Каждый из тезисов ученики доказывали песенными строчками. Кластеры, как и нотки-мысли, мы поместили на доску.

Кульминационный этап - создание плаката, который бы сразу запоминал­ся. Заголовки-лозунги для плакатов предлагаются следующие:

1. Народная песня. (О том, что ценится в хорошей песне. Когда можно ска­зать, что песня удалась, стала любимой народом?)

2. Так петь не следует. (О выборе песни, обстоятельств, соответствующих пению, об имидже исполнителя и его внешнем виде.)

3. Песня помогает человеку. 4. Моя любимая песня.

Прежде чем начать непосредственно работу над плакатом, нужно убедить­ся в том, что каждая группа - дружный коллектив. Предлагаю группам выбрать песню о дружбе и с чувством ее исполнить. Несколько минут уходит на выбор произведения и мини-подготовку, затем звучит слаженное пение, азартное и воодушевленное. Каждая группа исполнителей в награду получает аплодисмен­ты и лист ватмана, выбирает понравившийся лозунг и на 15-20 минут погружа­ется в совместное творчество. Приятно смотреть на увлеченно работающих участников, получающих удовольствие от процесса поиска и творчества.

Афишируя свою работу, каждая группа демонстрирует и «защищает» свой плакат, отвечает на один-два вопроса, заданные соседними мини-коллективами. Работы получились интересные: это рисунки, цитаты из песен, образы-символы, фрагменты из телереклам. Защищая свои проекты, учащиеся прихо­дят к общему выводу, что главное не в том, какой доход принесет песня разным людям, а в личностях авторов песен, в их умении сказать другим что-то новое, обратить слушателя лицом к истинным духовным ценностям, прошлому и на­стоящему. Чтобы открывать в песне свою душу, нужно обладать высоким уровнем культуры и искренностью, которые ценятся во все времена и не зави­сят от моды.

В заключение прошу закончить фразу «Настоящая песня - это...». Напи­савшие прикрепляют свои эссе на лист ватмана.

- Настоящая песня - это та, которая заражает своей идеей, та, над ко­торой хочется думать, которую хочется переживать вновь.

-Настоящая песня - это сокровище, которое не теряет своего значения никогда.

-Настоящая песня - это та, которая сливается с тобой, когда хочется сказать: «Эта песня есть я».

- Настоящая песня - это как хорошее вино: с годами приобретает новые и новые оттенки, и чем их больше, тем больше она ценится.

- Настоящая песня - это свобода. Ее не уничтожишь, если она проросла в людских сердцах.

Когда все эссе оказываются на одном большом листе, предлагаю каждому в группе ответить на вопросы:

- Что для тебя сегодня стало открытием?

- Что сегодня показалось тебе самым сложным?

- Какой этап работы был для тебя наиболее интересен?

- Вырази одним словом настроение сегодняшнего занятия.

После того, как высказался каждый, вновь объединяемся, усаживаясь в общий круг. Задаю последний вопрос: «Может быть, кто-то хочет подарить нам сейчас свою любимую песню?» Одна из девушек начинает: «Изгиб гитары жел­той ты обнимешь нежно...» Песню подхватывают другие голоса, а я поддержи­ваю исполнителей гитарным перебором. Руки ложатся на плечи друг друга, в этом жесте - тепло, искренность, доверие. Этот прекрасный момент общего от­кровения завершает мастерскую, которая сплотила нас, как настоящая песня.

Наши рекомендации