Глава iv музыкально-исполнительская деятельность

Исполнительская деятельность, по сравнению с композитор­ской деятельностью, детально исследована как в психологии, так и в музыкознании [34, 52, 149, 244, 253, 254, 302]. Несмотря на всю специфику, исполнительское творчество имеет очень много психологических закономерностей, общих с творчеством композиторским — не случайно выдающиеся ар­тисты называли исполняемые ими произведения своими «детьми».

4.1. Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя

Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и созда­ния собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности творческой дея­тельности музыканта-исполнителя определяется нормами му­зыкальной жизни каждой эпохи, закрепившимися в соответ­ствующих музыкально-эстетических теориях. Возникновение исполнительства как самостоятельного вида музыкальной деятельности связано с серединой XVIII века. Именно в это время композиторы стремятся наиболее полно выразить свои намерения в нотном тексте, требуя от исполни­телей верности своему замыслу. Однако ранее завоеванная исполнителями свобода, проявлявшаяся в праве сочинять соб­ственную каденцию в инструментальном концерте, импрови­зировать, вносить изменения в текст сочинений,' продолжает существовать, обостряя конфронтацию композиторов и интер­претаторов. Выражением этой тенденции является возникно­вение двух направлений в исполнительстве — позднероманти-ческого — с преувеличенной эмоциональностью, доминирова­нием субъективного начала в прочтении замысла и академи­ческого — со сдержанно-строгим и внимательным отношением к нотному тексту [157, с. 21].

216_____________________________Бочкарев Л. Л. На рубеже XX века при всем обилии различных стилевых направлений усиливается тенденция к объективизму в исполне­нии. Однако дискуссии о «правах», «свободе» исполнителя не прекращаются и до настоящего времени [157, 165]. Несмотря на серьезные преобразования в практике испол-нительства, требования «верности автору», и в наши дни можно встретиться с примерами вмешательства исполнителя в замысел композитора. Некоторые современные западные композиторы-авангар­дисты, сочиняющие так называемую «информационную музы­ку», оставляют свои произведения незаконченными, в «вер­бальной партитуре» таких произведений содержатся «пара­метры», которые не расшифровываются композитором, пре­доставляющие исполнителю полную свободу. Другая тенденция, связанная с новыми течениями в му­зыке, — устранение исполнителя со сцены: в создании и ис­полнении электронной, конкретной музыки участвует сам ав­тор, немузыкальные звуки и звуки электронных инструментов монтируются на магнитофонной ленте. В нашу задачу не входит детальный эстетический и исто-рико-теоретический анализ проблем интерпретации. Отметим лишь, что, ориентируясь на методологию системного подхода в эстетике, российские ученые понимают интерпретацию как род художественного творчества [117, 252, 253, 302]. Но это творчество вторично: исполнительство, по мнению Б. В. Аса­фьева, есть проводник композиторства в среду слушателей. Л. Мазель также подчеркивает, что хотя исполнительство и является продолжением работы композитора, «факт такого продолжения отнюдь не означает, будто композитор создает некий эскиз или полуфабрикат, завершить который призван исполнитель. Нет, симфония Бетховена, Чайковского или Шос­таковича — это тщательно продуманное, отделанное и закон­ченное во всех деталях произведение» [188, с. 14]. Тем не менее исполнитель не является лишь пассивным проводником, воссоздающим или несколько углубляющим композиторский замысел. Исполнитель — в первую очередь творческая личность, сын своей эпохи, культуры, своего на­рода. Его интерпретация — это не только личное прочтение музыки, привнесение в нее творческого начала «от своего имени», но и от имени своей музыкальной среды. Говорят: «так играли П. И. Чайковского В. Клиберн, Д. Лилл», «так играет П. И. Чайковского С. Рихтер», «так играют П. И. Чай-

Музыкально-исполнительская деятельность_____________217 ковского в Москве», наконец, «так следует играть П. И. Чай­ковского». Ю. Капустин, анализируя социальные функции музыкан­та-исполнителя, совершенно справедливо выделяет в интер­претации две стороны: актуализацию исполняемого произве­дения, его «перемещение» в ту эпоху, социальную и нацио­нальную среду, к которой принадлежит исполнитель и ин­дивидуализацию — такое переосмысливание произведения, которое связано с личным отношением музыканта к испол­няемому. Автор подчеркивает их взаимосвязь и особое значе­ние индивидуализации как необходимой стороны истинно ху­дожественного исполнения: «Слушателю в музыке в первую очередь интересно почувствовать личность творца — как авто­ра, так и исполнителя, — и чем богаче она, тем более содер­жательным будет слушательское восприятие» [140, с. 15]. Об этом же пишет Е. Г. Гуренко [117], выделяя реализацион­ную функцию исполнительского искусства, в которой «овещес­твлено» творчество исполнителя, его концепция, и реадапта-ционную функцию, заключающуюся в приспособлении произ­ведения к новым конкретно-историческим условиям. Художе­ственную интерпретацию автор определяет как правомерный вариант исполнительской объективации замысла композитора. По мнению всех российских исследователей, интерпрета­ция вариантно существует в различных исполнительских трак­товках [117,157]. Исполнительскую деятельность обычно психологически рас­сматривают в двух аспектах: в плане работы над произведением, подготовки к публичному выступлению и как процесс творчест­ва на эстраде. Не всегда процесс работы над произведением заканчивает­ся публичным исполнением, однако в большинстве случаев публичное исполнение, являясь венцом исполнительской дея­тельности, представляет собой итог творческого процесса му­зыканта-исполнителя . Характер предстоящего выступления, особенности музы­кального жанра с самого начала ориентируют исполнителя в том или ином направлении, создают соответствующую психо­логическую установку. Если серенада предназначена для одного слушателя, если в народном хоровом пении или салонном музицировании слуша­телями являются сами исполнители, то на концерте или фес­тивале исполнитель играет для огромной массы слушателей. В

218_____________________________Бочкарев Л. А. условиях конкурса жюри и слушатели не только воспринимают музыку, но и оценивают, сравнивают соревнующихся испол­нителей. Не имея возможности рассмотреть детально психологичес­кие особенности многообразных форм исполнительской деятель­ности, сосредоточим основные усилия на психологическом анализе процесса индивидуальной и коллективной подготовки к концертно-сценическому и конкурсному выступлению .

Наши рекомендации