Творческая и исполнительская деятельность.

ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.

ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов.

ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося: 804 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 514 часа;

самостоятельной работы (дополнительной работы над завершением программного задания под руководством преподавателя) обучающегося 290 часов.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия 516
Итоговая аттестация в форме: экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Рисунок»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Рисунок натюрморта  
Тема 1.1. Рисунок натюрморта из геометрических тел и тел вращения Содержание учебного материала: 1 семестр
Основные закономерности восприятия и построения формы предметов в рисунке натюрморта. Основы конструктивного анализа формы, теория теней и основы линейной перспективы. Правила и законы линейно-воздушной перспективы геометрических тел и тел вращения, правила построения их падающей и собственной тени.
Практические занятия:    
Выполнение линейно – конструктивного рисунка геометрического тела (куб)
Выполнение линейно – конструктивного рисунка геометрического тела (шестигранная призма)
Выполнение линейно – конструктивного рисунка тела вращения (цилиндр)
Выполнение линейно – конструктивного рисунка тела вращения (шар)
Тема 1.3. Рисунок натюрморта из геометрических тел Содержание учебного материала:
Особенности композиции и рисунка натюрморта в тоне. Конструктивный анализ предметов быта сложной формы, элементов крепления, особенности построения теней от них
Практические занятия:  
Выполнение линейно - конструктивного рисунка натюрморта из группы геометрических тел
Выполнение тонового рисунка натюрморта из группы геометрических тел
Тема 1.3. Рисунок натюрморта из предметов быта Содержание учебного материала:  
Конструктивный анализ предметов быта, элементов крепления, особенности построения теней от них. Особенности композиции и конструкции натюрморта при изменении точки зрения. Особенности композиции натюрморта с включением неглубокого пространства. Средства передачи плановости, световоздушной среды. Тоновое единство постановки.  
Практические занятия:    
Выполнение зарисовок предметов быта различной конструкции  
Выполнение линейно – конструктивного рисунка натюрморта из предметов быта и геометрического тела.  
Тема 1.4. Рисунок натюрморта с включением драпировки Содержание учебного материала: 2 семестр
Конструктивный анализ складок драпировки. Способы передачи материальности предмета. Композиция тематического натюрморта.
Практические занятия:    
Выполнение тонового рисунка натюрморта с включением драпировки  
Выполнение тонового рисунка тематического натюрморта с передачей материальности предметов постановки (металл, стекло)  
Раздел 2. Рисунок архитектурных деталей и интерьера  
Тема 2.1. Рисунок гипсового орнамента Содержание учебного материала:  
Конструктивные особенности архитектурных деталей: розетка. Правила построения гипсового орнамента. Этапы выполнения работы. Методы и технология работы мягким материалом.  
Практические занятия:    
Выполнение линейно – конструктивного рисунка гипсового орнамента (розетка)  
Выполнение тонового рисунка натюрморта с гипсовым орнаментом  
Тема 2.2. Рисунок гипсовой капители Содержание учебного материала: 3 семестр
Конструктивные особенности архитектурных деталей: капитель. Правила построения гипсовой капители. Этапы выполнения работы. Методы и технология работы мягким материалом.
Практические занятия:    
Выполнение линейно – конструктивного рисунка капители (дорическая, ионическая)  
Выполнение тематической постановки натюрморта с капителью мягким материалом  
Тема 2.3. Рисунок крупных архитектурных деталей Содержание учебного материала: 4 семестр
Особенности композиции и конструкции натюрморта при изменении точки зрения. Композиция натюрморта. Способы передачи материальности предмета.
Практические занятия:    
Выполнение тонового рисунка натюрморта с гипсовым вазоном (вазой)  
Тема 2.4. Рисунок интерьера и его деталей Содержание учебного материала:  
Конструктивный анализ стула. Особенности построения теней в интерьере. Особенности перспективы интерьера. Средства передачи плановости, воздушной среды в рисунке интерьера. Специфика построения углового и фронтального интерьеров. Методы и технология работы мягким материалом. Особенности композиции натюрморта в интерьере, тональный строй графического листа.  
Практические занятия:    
Выполнение зарисовок элемента обстановки интерьера (стул)  
  Выполнение линейно – конструктивного рисунка натюрморта с элементом обстановки интерьера (стул)  
Выполнение зарисовок интерьера  
Выполнение тематической постановки тонового рисунка натюрморта в интерьере  
Раздел 3. Рисунок фигуры человека  
Тема 3.1. Рисунок гипсовой античной головы Содержание учебного материала: 5 семестр
Конструктивный анализ черепа человека, его анатомические особенности. Конструктивный анализ головы человека, анализ конструктивных и анатомических узлов, характерных черт лица гипсовой модели. Конструктивный анализ губ, носа, уха и глаза, их анатомические особенности.
Практические занятия:    
Выполнение линейно – конструктивного рисунка черепа человека (в ¾ ракурсе)  
Выполнение тонового рисунка гипсовой античной головы (Венера, Сократ)  
Выполнение тонового рисунка гипсовой античной головы (Апполон, Сенека)  
Тема 3.2. Рисунок головы человека с натуры Содержание учебного материала: 6 семестр
Особенности рисунка головы человека с натуры. Композиции портрета. Роль и значение портрета в истории изобразительного искусства. Образное решение портрета. Портретные зарисовки выдающихся художников.
Практические занятия:    
Выполнение линейно - конструктивного рисунка головы натурщика (женская, мужская голова)  
Выполнение тонового рисунка головы натурщика мягким материалом  
Самостоятельная работа:    
Выполнение зарисовок головы натурщика  
Тема 3.3. Рисунок гипсовой фигуры человека Содержание учебного материала:  
Конструктивный анализ скелета человека при различных положениях в пространстве. Конструктивные особенности построения скелета человека. Конструктивный анализ стоп и кистей рук человека, их анатомические особенности. Конструктивные особенности построения фигуры человека в пространстве.  
Практические занятия:    
Выполнение линейно – конструктивного рисунка скелета человека  
Выполнение тонового рисунка гипсовой модели верхней конечности человека (кисть) 7 семестр
Выполнение тонового рисунка гипсовой модели нижней конечности человека (стопа)
Выполнение тонового рисунка гипсовой античной фигуры (Венера и Геракл)  
Тема 3.4. Рисунок фигуры человека с натуры Содержание учебного материала: 8 семестр
Особенности изображения стоящей и сидящей обнаженной модели: конструктивный анализ основных объемов, анатомические и композиционные особенности. Пластика силуэта в решении зарисовки фигуры человека, технические и пластические способы передачи образа. Пластика силуэта в рисовании фигуры человека, технические и пластические способы передачи образа. Конструктивные особенности изображения складок одежды модели, композиция сидящей фигуры человека.
Практические занятия:    
Выполнение тонового рисунка фигуры натурщика стоя, сидя  
Выполнение тонового рисунка поясного портрета натурщика мягким материалом  
Выполнение тематической постановки фигуры натурщика в национальном костюме  
ВСЕГО за курс:  


3. условия реализации программы дисциплины:

Наши рекомендации