Тема: Разработка формы одежды из макетного материала на масштабном манекене с определенными конструктивными задачами
Цель работы:формирование ПК 1.1-1.2, умения создавать целострую композицию в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования.
Задание:
1 вариант: построить форму изделия из макетного материала с одним прямым швом и одним отверстием.
2 вариант: построить форму изделия из макетного материала с одним пластическим швом и одним отверстием.
3 вариант: построить форму изделия из макетного материала со спиралевидным швом и одним отверстием.
Время выполнения: 4 ч.
Оборудование:макетная ткань, булавки, ножницы и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература № 3, 6, дополнительная литература № 2, 3; интернет-ресурсы: № 1,2
Методические указания
Задание выполняется на масштабном манекене из макетного материала (ткани). Задача художника - достижение максимальной выразительности формы изделия снаименьшими техническими затратами, упрощение конструктивной формы при одновременном повышении эстетической значимости ее тектоники.
Студент выбирает из предложенных вариантов какой-нибудь один.
Поиск формы ведется прямо на манекене от куска ткани. Путем «окутывания» манекена, с учетом необходимых припусков на свободу движения студент ищет оптимальное решение формы с точки зрения ее силуэта, пропорций, определяет место расположения шва. «Одно отверстие» может быть понято как горловина, одна пройма или низ изделия.
В отдельных случаях (например, при решении формы со спиралевидным швом) положение шва можно предварительно определить на манекене, нарисовав линию мелом, а затем уже работать с тканью. В данном случае ткань лучше располагать по косой нитке.
Обернув тканью весь или часть, зафиксировав это положение швом притачивания, ткань можно обернуть в обратном направлении дляобразования пелерины или капюшона или в другом каком-либо виде декоративного объема. Когда форма готова, ставят марочки, форму разбирают. Полученная развертка может оказаться самой неожиданной конфигурации.
Поскольку назначение одежды в задании не обусловлено, фантазия расковывается и формы получаются в очень широком диапазоне: от рационально простых до остро декоративных.
Отчетом по работеявляются
- проработанный макет;
- развертка формы из бумаги.
- зарисовкаи фотографияформы.
Критерий оценки: оценка «отлично» ставится за оригинальное конструктивное решение формы, за высокое качество выполнения задания;
оценка «хорошо» ставится за интересное конструктивное решение формы, за хорошее качество выполнения работы;
оценка «удовлетворительно» ставится за грамотное решение темы и грамотное выполнение работы;
оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие №12
Тема:Трансформация природной формы в форму костюма
Цель работы:формирование ПК 1.1-1.2, умения создавать целострую композицию в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования.
Задание:разработать композицию костюма на основе природной формы.
Время выполнения:4 час.
Оборудование:бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая , ручка гелиевая, кисти и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература № 1, 2, 4; интернет-ресурсы: № 1,2
Методические указания
Природа - это многообразный и удивительный мир. Природа воспитывает наши эстетические чувства и вкусы. Она представляет нам формы, идеально сочетающие в себе целесообразность и красоту. Художественное восприятие человека возникает, развивается и обогащается в процессе постоянного и непрерывного общения со всем, что его окружает. Общение с окружающим миром является предпосылкой к творческой работе мысли. И чем оно богаче, тем шире возможность ассоциативной работы мозга.
Для художника биоформа интересна прежде всего с точки зрения ее эмоциональной и эстетической выразительности, которая раскрывается в пропорциональной и ритмической организации формы, ее пластических особенностей, цветовых и фактурных проявлениях.
Обогащение памяти представлениями многообразных форм, накопление таких представлений и составляет тот необходимый материал, из которого в дальнейшем окажется возможным создавать новые образы.
Порядок выполнения работы
1. Выполнить зарисовки одиночных биоформ.Работа с биоформой начинается с натурных зарисовок. Большое значение имеет сам выбор объекта, который не должен быть случайным. Это может быть цветок, животное, насекомое и т.п. Для придания зарисовке большей остроты и выразительности можно усилить, утрировать какие-либо детали.
При работе с биоформой художник стоит перед необходимостью отбора наиболее характерных черт объекта. Зарисовка должна быть естественной, необходимо найти соответствующую выразительную графику. Зарисовки выполняются на листах формата А4 карандашом или ручкой.
Создание нового образца на основе объектов природы предполагает проведение предварительного графического и умственного анализа.
2. Провести графический анализ наиболее характерных свойств каждой биоформы.
Последовательность графического анализа:
а) изучить конфигурацию избранного объекта, зарисовать его силуэт, линию абриса, геометрический вид формы;
б) рассмотреть структуру объекта, передать его строение, конструкцию, основные объекты, членения, наиболее важные узлы, проанализировать пропорции, выделить типичные черты для данного объекта;
в) изучить структуру поверхности, основные выпуклые и вогнутые участки, фактуру, цвет, ритмическую организацию элементов поверхности.
Во время работы надо зарисовать наиболее удачные и характерные решения, приближенные к форме костюма.
Разработать эскизы костюма на основе трансформации биоформы, используя различные приемы.
1. Вычленение из целостной формы одного какого - либо ее свойства и использование его в дальнейшем для создания нового образа. Например, только силуэт, или только пластику, или только фактуру и т.п.
2. Упрощение сложной формы, ее геометризация, абстрагирование от некоторых черт формы, условная трактовка, превращение ее в символ или другую форму, отдаленно напоминающую исходную.
3. Усиление какого - либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большого или особого значения в характеристике объекта. Так, усиление контрастов формы, ее выпуклых и вогнутых участков, обострение динамики и т.п. может коренным образом изменить исходную форму и привести к созданию новой.
4. Растяжение или сжатие отдельных участков формы объекта, изменения на этой основе пропорциональных отношений, ритмов внутри формы. Соединение отдельных вычлененных элементов и их свойств и создание нового образа. Например, использование фактуры поверхности различных биологических форм при разработке комплекта костюма или совмещение абриса конфигурации различных видов насекомых и создание на этой основе новых силуэтов костюма.
Эскизы выполняются на листах формата А4, расположенных горизонтально. На эскизах надо продемонстрировать последовательность превращения зарисовки биоформы в форму костюма. Фигура человека может изображаться условно, но с учетом пропорциональных отношений, главных конструктивных поясов.
Отчет по работе: эскизы костюма на основе биоформы, 3-4 шт.
Критерий оценки:
оценка «отлично» ставится за оригинальное творческое решение, высокое качество исполнения;
оценка «хорошо» ставится за грамотное творческое решение, хорошее качество исполнения;
оценка «удовлетворительно» ставится при неправильной решении темы или при неаккуратном исполнении;
оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие № 13