Тема:Разработка моделей одежды с использованием различных видов ритма.

Цель работы:формирование ПК 1.1-1.2, умения создавать целострую композицию в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования.

Задание:разработать эскизы моделей одежды с применением следующих видов ритма: метрический повтор, радиальный ритм, пропорционально-последовательный ритм.

Время выполнения:8 час.

Оборудование:бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая, ручка гелиевая, кисти, гуашь и др.

Источники информации:методический фонд, основная литература № 1, 2, 6, дополнительная литература № 1, 2,4 ; интернет-ресурсы: № 1,2

Методические рекомендации

Под ритмом подразумевается чередование соизмеримых и зрительно ощутимых элементов, постепенное количественное изменение в ряду чередующихся элементов. Различают две принципиально различные группы таких чередований и закономерных изменений. Это метрические и ритмические повторы. Различные виды этих повторов проявляются в звуковых, речевых, пространственных и изобразительных элементах. Метр и ритм способствуют достижению гармонической ясности, выразительности образа, четкости его восприятия и примеряются практически во всех видах пространственных и временных искусств: архитектуре и музыке; поэзии и изобразительном искусстве, танце и прикладном искусстве, костюме.

Ритм сообщает любому произведению динамику, живость. Благодаря ритму усиливается звучание главной идеи. В пределах формы правильное решение ритма помогает охватить произведение в целом. Характер построения ритма в костюме может вызвать различную степень динамики формы, может быть замедленным, плавным, быстрым, скачкообразным. Значение ритма в композиции очень важно, он может распостраняться не только на одежду, но и на ее дополнения.

Ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия, как движение глаза в направлении нарастания изменений. Наш глаз очень чутко реагирует на едва заметные отступления от закономерности, на которой строятся метрический повтор или ритмический ряд. Подобные нарушения могут быть вызваны различными причинами – небрежность в исполнении модели и нарушение ритмической связи, заключенное в самой композиции.

Метрический повтор – это неоднократное и с одинаковыми интервалами какого-либо элемента. Метрический повтор всегда воспринимается проще ритма.

Хотя метрический повтор сам по себе уже закономерность, но это еще не гармония. Если бесконечно повторять одну и ту же ноту в музыке или строить

архитектурную композицию на повторении одного элемента, гармонии не возникает. То же можно сказать и о композиции одежды. Метрический повтор достаточно широко применяется в одежде, но нельзя забывать, что при чрезмерном увлечении метром может возникать ощущение монотонности и скуки. Этот вид ритма проявляется в расположении пуговиц, защипов, петель, складок, оборок, отделки линейного характера и т.п.

Пропорционально- последовательный ритм проявляется в постепенном увеличении или уменьшении чередований объемов, площадей, размеров карманов, отделки, полос и т.п.

Можно выделить три основных вида пропорционально-последовательных ритмов: пропорциональное увеличение или уменьшение размеров элементов при неизменном расстоянии между ними, пропорциональное увеличение или уменьшение расстояния между постоянными элементами, пропорциональное увеличение или уменьшение размеров элементов и расстояний между ними.

Кроме того, в костюме используется радиально-лучевой ритм, он проявляется в расположении различных драпировок, конструктивных и декоративных элементах.

В данной работе необходимо выполнить следующие задания:

1)Разработать 3 эскиза моделей одежды с использованием простого равномерного ритма (метрический повтор). Метрический повтор может быть решен за счет чередования полос одинаковой ширины, оборок, пуговиц. Разработать 2 эскиза моделей одежды с использованием радиального ритма. Радиальный ритм – это расположение элементов ритма из одной точки, как бы центра круга. Радиальныйритм может быть в виде драпировок, конструктивных и декоративных линий.

2) Разработать 4 эскиза моделей одежды с использованием различных ритмических порядков.Это задание требует продуманного подхода к выполнению эскизов, так как необходимо проследить за сохранением пропорциональных отношений элементов и интервалов ритма.

Задания стоятся на различном чередовании пятен и полос. Задания выполняются в черно-белой графике на листе форматом А4. На листе располагаются две фигуры.

Отчет по работе: 9 эскизов двухфигурных композиций форматом А4, выполненных в черно-белой графике

Критерий оценки:

Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную в полном объеме, выразительно выполненные эскизы, правильно понятую тему.

Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную в полном объеме, грамотно выполненные эскизы, правильно понятую тему.

Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, выполненную не в полном объеме, или неправильно понятую тему или плохо выполненные эскизы.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.

Практическое занятие №23

Наши рекомендации