Тема: Разработка ахроматических композиций из геометрических фигур
Цель работы:формирование ПК 1.1-1.2, знания теоретических основ композиционного построения в графическом дизайне, умения разрабатывать концепцию проекта.
Задание:Выполнить композиции из геометрических фигур разного светлотно-тонального состояния
Время выполнения: 6 час.
Оборудование:бумага формата А4, карандаши , кисти, гуашь и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература №1, 5, дополнительная литература № 1,3.
Методические указания
В задании необходимо разработать эскизы композиций, различных по своим светлотным отношениям. Эскизы разрабатываются из геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.п.), расположение которых на листе напоминает форму костюма. Необходимо разработать два вида композиций: статичную и динамичную. Из одинаковых по форме и расположению на листе геометрических фигур создаются композиции различных светлотных отношений.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.Группа ахроматических цветов включает цвета белый, черный и серый, причем последний имеет множество оттенков, которые отличаются один от другого только светлотой. Светлота характеризует степень отличия данного цвета от белого или черного. Человек способен различать очень большое количество серых оттенков. Ахроматические цвета очень широко применяются в дизайне, трудно себе представить предметный мир без белого, черного и серого цветов.Можно сказать, что в ахроматических композициях отражены возможности выражения в них различного эмоционального состояния: от спокойного сдержанного до экспрессивного.
Серые цвета расположены между белым и черным цветами, причем чем ближе к белому, тем светлее, а чем ближе к черному , тем темнее.
Для образования гармонии желательно использовать как минимум три тона, причем тон бумаги также является элементом композиции. Широко распространена гармония трех серых тонов, которые близки друг к другу. Это спокойные композиции, они создают ощущение спокойствия, уравновешенности. Частоиспользуется принцип динамической активизации плоскостных композиций за счет возможности сочетания в композиции тонов разных светлот. Неравноступенность же серых тонов усиливает экспрессивность светлотных отношений.
Согласование трех тонов в одной композиции следует решать, сообразуясь с законом соподчинения (одна из этих тем должна доминировать, подчиняя себе остальные). Доминирование одного тона над другим обеспечивается разными способами, в том числе контрастным звучанием тона, жесткостью обрисовки некоторых форм и мотивов, выразительностью пластических форм.
Если участвуют белый, черный и серый цвета, то мы имеем полный светлотный диапазон тонов ахроматического ряда.
Если мы выбираем какую-либо часть ахроматических тонов, тогда речь идет о светло-сером и темно-сером светлотном диапазоне. Если мы не используем черный и белый, то такой диапазон называется средне-серый.
Трехтоновые композиции полного светлотного диапазона отличаются большой контрастностью, они активны, причем особенно, если серый цвет не средний.
Светло-серый диапазон характеризуется легкостью, мягкостью, воздушностью.
Средне-серый диапазон наиболее нейтральный, полнее всего соответствует идее статики, иногда даже маловыразителен.
Композиции темно-серого диапазона характеризуются в целом затемненностью, лиричностью, суровостью. Навевают чувство грусти, в них ощущается настроение драматизма и трагедийности.
Светлотный контраст. Условием любого изображения на плоскости является заметность пятен и форм, которая прежде всего зависит от светлотности. Поэтому выразительность ахроматических композиций определяется главным образом выступанием светлых пятен и отступанием темных по отношению друг к другу и к фону, причем последним в большинстве случаев является серый цвет. Если один из мотивов играет обычно главную роль в композиции, то другие лишь поддерживают, дополняют и развивают основную композиционную идею. На ритмическое и пластическое движение пятен студент должен обращать основное внимание.
Для создания гармоничной трехтоновой композиции студенты могут использовать три варианта:
1) Промежуточный цвет является средним по отношению к самому светлому и самому темному. Достигаемый светлотный контраст (равноступенный) утверждает принципы статики.
2) Промежуточный серый цвет сдвинут в сторону темного и поэтому сильно звучит светлый тон.
3) Наоборот.
4)Светлотный контраст.
Очень важно, чтобы пропорциональные отношения площадей, занимаемых каждым тоном, характеризовались определенностью, ясностью. Это может достигаться двумя способами:
1) Отношения площадей строятся на принципе одинаковости; статика, особенно если и формы статичны.
2) Отношения площадей строятся на принципе соподчинения. Необходимо, чтобы разница в площадях, занимаемых каждым тоном,была четко воспринимаемой. Например, 52%, 32% и 18% (близкое к «золотому сечению»).
Сначала надо разработать форэскизы (на листе А4 6-8 эскизов) карандашом или тушью, в которых определяют основные геометрические фигуры, их пропорциональные и тональные соотношения.Статичные и динамичные композиции разрабатываются в трех светлотных вариантах, причем расположение геометрических фигур остается неизменным для каждого вида композиции. Преподаватель выбирает наиболее удачные.
Работа выполняется графическим приемом «коллаж». Для этого из листов бумаги белого, черного или серого цвета вырезаются геометрические фигуры соответственно фор-эскизу.Таким образом достигается четкость изображения и одинаковость эскизов (по геометрическим фигурам).
Можно использовать готовую бумагу, или сделать несколько выкрасок серых цветов (гуашью широкой щетинной кистью). Затем геометрические фигуры необходимо наклеить на лист бумаги формата А4, также соответственно фор-эскизу. Бумага может быть любого ахроматического цвета – белого, серого,черного.
Отчет по работе: 6 эскизов формата А4, по три на каждый вид композиции.
Критерий оценки:
Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную в полном объеме, выразительно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную в полном объеме, грамотно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, выполненную не в полном объеме, или неправильно понятую тему или плохо выполненные эскизы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие № 5