Малыш и мир геометрических фигур

Желание малыша рисовать, лепить, конструировать, де­лать аппликации объясняется его интересом ко всему окру жающему и удовольствием от самостоятельной работы. Но если мы хотим развивать изобразительную деятельность, то этого недостаточно.

Необходимо научить малыша строить (конструировать) изображение (полностью или частично соединять между со­бой основные части и детали изображаемых объектов). На­пример, у дерева ствол, крона, ветки, листья; у здания стены, крыша, окна, двери; у человека голова, туловище, руки, ноги. Способность изображать главные части объекта чаще всего зависит от умения наблюдать и анализировать реальные предметы.

Процесс построения изображения сложен по своей природе, и задача взрослого — помочь ребенку овладеть основными изо­бразительными средствами. Так, например, в рисовании - это линия, контур, цвет, композиция; в лепке объем; в апплика­ции — силуэт, форма; в конструировании — форма и объем.

Конструирование позволяет дошкольнику не только осво­ить основные изобразительные средства, но и решить изо­бразительные и выразительные задачи.

Приемы конструирования из плоских деталей просты и доступны ребенку и позволяют построить (сконструировать) практически любое изображение на плоскости. По своему характеру эта деятельность более всего сходна с апплика­цией, рисованием, но не приравнивается к ним.

Для достижения элементарного сходства рисунка, скульп­туры, конструкции или аппликации с тем, что стремится пере­дать ребенок в изображении, должны быть отражены сле­дующие характеристики предмета: его форма, величина, стро­ение, цвет, положение в пространстве и т. д.

Основным средством, позволяющим установить сходство изображенных предметов с реальными, является форма. В кон­структорской деятельности и при изготовлении аппликаций дети работают с готовыми геометрическими фигурами и телами (куб, призма, цилиндр, брусок, круг, квадрат, овал, прямоугольник

и т. д.), которые выступают не только как элементы строитель­ного материала, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, например круг, с самого начала играет для ребенка роль меры для всех предметов круг­лой формы. Малыш воспринимаег круг не как абстрактную геометрическую фигуру, а как наиболее простое выражение формы того или иного конкретного предмета, и в зависимости от цвета и размера круга он может быть для ребенка солныш­ком, яблоком, мячом, шаром или другим круглым предметом.

Начиная работать с конструктором, малыши передают форму предметов в упрощенном, т. е. обобщенном, виде (гео­метризованное изображение). Основным критерием для их оценки является узнавание предмета. Однако этот период длится недолго и не задерживает развитие познавательных способностей. От упрощенной передачи формы и строения объектов дети постепенно переходят к изображению харак­терных различий предметов по форме. С этой целью они используют уже несколько геометрических фигур и разны­ми способами получают выразительное изображение предме­тов и объектов, имеющих свою характерную форму.

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Важно отметить, что данный конструкторский материал позволяет передавать форму объектов только в одной плос­кости. При таком способе изображения неизбежно допуска­ется некоторая условность. Однако, если включить в состав набора конструктора небольшие отрезки шерстяных ниток или куски непряденой шерсти, это даст возможность созда­вать полуобъемные композиции. Например, с помощью ко­ротких ниток можно дополнить изображение ежа иголками, придать объем кронам деревьев, сделать пушистой шерсть у животных и т. д. (рис. 12).

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru Во всех видах изобразительной деятельности необходимо чувство ритма. Ритм вносит порядок и организованность во все то, что создают люди, он связан с различными повторе ниями движений, форм, звуков, линий. Это первое средство художественной выразительности, которым овладевают дети.

Малыши любят создавать ритмические узоры, занимать­ся декоративной работой. Сначала они учатся выдерживать одинаковые интервалы между элементами, затем создавать орнаменты, чередуя их по цвету, форме, располагая узор на полоске, круге, квадрате и любом другом трафарете, что осо­бенно легко сделать из разнообразных по форме, цвету, раз­меру готовых геометрических фигур.

Цвет, в особенности интенсивный, возбуждает у детей положительные эмоции. Начиная с младшего дошкольного возраста перед ними ставится задача уметь передавать цвет как признак предмета и использовать как средство вырази­тельности. Чувство цвета формируется у детей во всех видах изобразительной деятельности. Разница лишь в том, что в конструировании и при выполнении аппликации дети сами не окрашивают геометрические фигуры, а работают с уже заданными по цвету деталями. (Закрашивание — сложное комплексное умение, требующее специальных навыков и ка­честв движений). Из элементов конструктора можно постро­ить яркие и реалистичные изображения.

В искусстве способность создавать целостный образ и рас­крывать замысел произведения достигается композицией. Содержание замысла определяет расположение объектов изо­бражения, которые могут бытЬ близко друг к другу или в отдалении, повернуты так или иначе и т. д. От умения пере­дать единство отношений всех составляющих элементов изо­бражения зависит не только красота, но и возможность рас­крыть замысел.

Младшие дошкольники не владеют композиционными умениями. Дети располагают изображение на плоскости спон­танно. Для объединения предметов и объектов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит назва­ние «фриз». Со временем фризовое расположение усложня­ется. К старшему дошкольному возрасту дети уже могут ес­тественно расположить объекты на всей поверхности рабоче­го поля.

Детали конструктора можно быстро передвигать и пробо­вать различные варианты построения изображения на плос­кости, т. е. создавать различные композиции.

Конструктор несложно сделать самим. Желательно подо­брать или вырезать определенное количество геометричес­ких фигур и несколько рабочих полей (фонов). Новый кон (ч 1>\ к горский материал вызовет живой интерес и желание позаниматься с ним, особенно, если ребенок не будет видеть, как он создается.

Для конструктора могут подойти разнообразные по мате риалу, цвету, форме плоские геометрические фигуры из на­бора «Учимся считать», из мозаики, настольно-печатных игр Детали конструктора вырезают и из ткани или старых обло­жек доя книг, надувных мячей, игрушек из яркого синтети­ческого материала, что придаст элементам конструктора при­влекательность.

Рабочим нолем для вашего конструктора может служить цветная скатерть, пластиковое покрытие на кухонном столе или лист плотной бумаги. Цвет игрового поля, его размер и форма подбираются не произвольно, они согласуются с кон кретными задачами обучения конструированию. Игровое поле для составления декоративного узора может быть квадрат ным или прямоугольным, овальным или круглым или иметь, например, форму силуэта фартука (сарафана, платья). Поле может быть большим или маленьким. На нем должно сво­бодно помещаться предполагаемое количество элементов кон­структора.

Важно, чтобы все элементы, входящие в конструктор, сов­падали но размеру, дополняли и взаимозаменяли друг друга.

Для каждого возраста подбирается опредеУ1енный комплект рабочих полей и деталей, который отличается составом, ко­личеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем боль ше по составу, разнообразнее по цвету геометрические фигу­ры, входящие в комплект конструктора.

Для детей двух-четырех лет комплект может состоять из набора рабочих полей (фоны) и геометрических фигур (кру­ги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) девя­ти цветов и их оттенков (красный, желтый, оранжевый, зе­леный, синий, белый, черный, коричневый, фиолетовый) и трех градаций величины (2 х 2 см, б х 6 см, 10 х 10 см) по десять-двадцать деталей каждого цвета и размера.

Цвет игровых полей может ограничиться белым, голубым, желтым, оранжевым, розовым, светло-зеленым, черным и фиолетовым фоном. Детям младшего возраста интереснее заниматься декоративной изобразительной деятельностью на специально вырезанном трафарете. Они любят украшать

платья, шапочки, рукавички и другие предметы одежды и быта. Поэтому набор рабочих полей может пополниться лю­бым, по вашему выбору, трафаретом (рис. 13).

Этот конструкторский набор является основным. Работая с ним, малыш получает возможность увидеть не только гео­метрические фигуры определенной формы, конкретного цвета и размера, но и отношения между ними, т. е. воспринимать разнообразные сочетания и иметь возможность самостоятельно выбирать нужное изобразительное средство. Вместе с тем если ребенок ограничится простым созерцанием этих геометри­ческих фигур, то он не пойдет дальше знакомства с их фор мой, цветом, величиной. Процесс конструирования позволя­ет получить значительно более полные представления о раз личных свойствах этих деталей.

Материал готов. Можно приступить к обучению малыша конструированию, которое должно быть направлено на раз­витие его умственных и художественных способностей.

При любой форме организации обучения (фронтальной, групповой) акцент делается на индивидуальное развитие ре­бенка. Важно сотрудничество между взрослым и малышом в процессе работы.

Для ребенка трех лет характерно быстрее развитие речи, накопление личного опыта. Он любознателен, живо откли­кается на предложение взрослого конструировать. Прежде всего его интересует процесс изображения, который прибли-

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

жается по своему характеру к игре. Поэтому необходимо направить обучение конструированию так, чтобы наряду с желанием поиграть возникло желание создавать все более отчетливые изображения.

Дети овладевают средствами построения изображения от­носительно медленно и для малышей возрастной группы этот процесс можно разделить на два этапа.

Первый этап — подготовительный к самостоятельной прак­тической деятельности. Вначале ребенка подводят к понима­нию функционального назначения элементов конструктора — строить изображение (делать картинки). Затем развивают интерес к практической деятельности и желание конструиро­вать самостоятельно.

Второй этап обучения — овладение средствами постро­ения простых изображений и их вариантов, состоящих из двух- семи одинаковых геометрических форм (например, кругов) или разных (квадратов, треугольников, прямоуголь­ников, овалов) — ориентировка на два признака одновре­менно (цвет, форма).

На первом этапе обучения внимание взрослого направле­но на развитие воображения ребенка, знакомство его с гео­метрическими формами, назначением элементов данного ма­териала, экспериментирование с новыми деталями конструк­тора. Детское экспериментирование зачастую сходно с экс­периментированием взрослого человека и направлено на изу­чение предмета (или явления), познание его свойств, взаи­мосвязей. В процессе конструирования дети успешно экспе­риментируют с новым материалом.

Вы приобрели конструкторский материал. Не спешите проводить сразу обучающие занятия с ребенком. Дайте ему возможность самостоятельно ознакомиться с элементами кон­структора. Ваша роль при этом должна проявляться косвен­но. Она заключается в определении постоянного места для практической деятельности малыша и хранения материала. Предлагая конструктор, взрослый находится рядом с ребен­ком, поощряет и подбадривает его, но активно не влияет на ход и характер экспериментирования с элементами конструк­тора. Вернее сказать, влияние взрослого должно быть по­строено по принципу: «Помоги ребенку сделать все или поч­ти все самостоятельно!» Предложите малышу конструктор и понаблюдайте, что он будет делать. На этом этапе нецелесо­образно предлагать образцы из приложений к конструкто­рам, аппликации.

Ребенок впервые видит яркие, красочные геометричес­кие фигуры, входящие в набор конструктора. Он не знаком с их назначением, поэтому сначала берет их в руки, мнет, перекладывает и хаотично располагает на игровом поле, по­степенно заполняя его. Игровое иоле воспринимается ребен­ком как поверхность стола. Красочные пятна, появляющие­ся на нем, нравятся малышу. Он увлекается, пробуя подряд все элементы конструктора. Не торопите ребенка. Пусть он экспериментирует, знакомится с материалом, его свойства ми. Еще неосознанно, ребенок сравнивает элементы между собой, устанавливает сходства и различия по цвету, форме, размеру.

У трехлетних детей может отсутствовать прямое намере­ние изобразить что-то. В процессе игры с конструктором, наступает момент, когда геометрические фигуры случайно складываются в определенное сочетание. Ребенок по общим контурам получившейся фигуры внезапно замечает ее сход­ство с каким-то знакомым предметом или животным и назы­вает его. Первый образ возникает непреднамеренно. Затем у ребенка появляется желание получить знакомое изображе­ние. Он может сказать о своем желании, но не в силах реа­лизовать это. Постепенно экспериментирование малыша ста­новится целенаправленным. Ребенок начинает выкладывать геометрические фигуры так, чтобы получить конкретный образ. Однако не у всех детей этот процесс может наступать одновременно. У одних это произойдет уже на первом заня­тии, у других значительно позже. Есть дети, которых долгое время интересует именно процесс действия с геометрически­ми фигурами. Они обычно молча манипулируют ими. Таких детей следует побуждать к созданию образов, развивая отно­шение к практической деятельности с геометрическими фи­гурами как к изобразительной. Помочь могут вопросы: «Что у тебя сейчас получилось? Посмотри, что это? А что сейчас получилось?» Вопросы заставят ребенка задуматься и ис­кать сходство, он призовет на помощь уже полученный опыт общения с окружающим. Вначале малыш может не отвечать на вопрос взрослого. Это и понятно, так как ребенок не ста­вил перед собой цель что-то изобразить. Но даже когда ребе­нок начинает понимать, что можно получить изображение определенного предмета соединением геометрических фигур, не всегда изображение получается похожим на задуманный предмет. В таких случаях не надо спешить с осуждением: «Какой же это дом! На дом не похоже!» Возникающие у ребенка ассоциации неустойчивы, они быстро разрушаются и через некоторое время он уже может не вспомнить, как называл это случайное сочетание элементов.

Дальнейшая работа будет направлена на подведение ре­бенка к осознанному повторению случайно полученного и правильно узнанного образца (изображения), чтобы малыш понял, что комбинации фигур могут изображать определен­ный предмет.

Взрослый, не давая прямых указаний, только с помощью вопросов может косвенно подсказать ребенку, что делать дальше, и одновременно оживить в его памяти образ предме­та или явления («На что это похоже?», «Кто пришел к нам в гости?», «Что лежит у тебя на тарелке?», «Это конфе­та?»).

Во время занятия было бы хорошо прочитать отрывок из стихотворения или потешки, где ярко представлен нужный образ или отражены действия, которые ребенок может по­вторить. Например: «Я рисую желтый круг и много палочек вокруг — это солнышко сияет».

Косвенными же приемами можно развить у детей способ­ность замечать различные оттенки цветовой гаммы. Для это­го предлагается несколько игровых полей одной формы и размера, отличающихся только тоном. Взрослый привлекает внимание ребенка к красивому сочетанию цветов («Как кра­сивы белые кружочки на синем фоне», «Разноцветные шары выглядят особенно празднично на голубом фоне»), демонс­трирует удачное и менее удачное их сочетание, используя разные по цвету игровые поля.

Второй этап обучения детей конструированию предпола­гает совместную деятельность взрослого и ребенка. Органи­зовать ее можно различными способами. Например, взрос­лый по просьбе ребенка создает изображение какого-либо предмета. Ребенок же является сторонним наблюдателем. Или: взрослый частично строит изображение, ребенку же предлагается дополнить картинку: добавить, например, клюв, хвост или глаз у птицы, рыбы; окно или трубу в доме, за­борчик или ворота рядом с ним; игрушки на новогоднюю елку и другие элементы, дополняющие изображение.

Процесс сотворчества полезен для развития изобразитель­ных навыков, дает возможность малышу воспринимать изо­бражение как незаконченное, так и окончательное. А благо даря тому что взрослый использует не прямые указания типа: «Сделай цыпленку глаза», а задает вопросы, побуждающие

к действию, например: «Как твой цыпленок увидит свою маму?» или «Чем же птичка будет клевать зернышки?», про­цесс изображения становится увлекательной деятельностью для малыша (рис. 14).

АЛ Л& АЛ. Ж

Рис. и

Вовлечение малыша в совместную деятельность должно проходить постепенно и начинаться с наиболее легкого. Вна­чале можно предложить «привязать ниточки к шарику» (при­соединить шнурок или толстую нить к кружку или овалу), «стебельки к цветам», «палочки к флажкам» (рис. 15)

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Таким образом ребенок учится узнавать изображаемый предмет.

Игровые приемы возбуждают у малышей живой интерес к образу, вызывают желание действовать. Например, мишка просит малыша достать для него много разноцветных ша­ров, так как идет на праздник. Взрослый выкладывает в ряд на голубом фоне разноцветные круги и говорит: «Как много шаров! К каждому шарику надо привязать веревочку, чтобы удобно было держать в руке». Присоединяет конец одной из веревочек к первому шару. Предлагает ребенку: «Помоги мне, а то мишка торопится». Малыш выкладывает нитку от «шара» (кружка) сверху вниз, «строит» линию (рис. 16).

Для успешного развития творческой деятельности важно с раннего возраста учить ребенка видеть различные вариан­ты изображения одного и того же объекта. С этой целью можно предложить не одно изображение, а два-три, отлича­ющихся по цвету, размеру, расположению на игровом поле. Однако работа начинается с изображения одного объекта, а не всех сразу.

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Рис. 16

Так, например, средства и способы изображения первого домика дети усваивают в готовом виде в процессе специаль­ного обучения. Взрослый строит изображение и анализирует его с помощью вопросов, указывающих порядок выделения структурных особенностей всего предмета, а также составля­ющих его частей.

Малышу трудно воспринять одновременно изображение в целом и его отдельные части. Поэтому сначала надо рассмот­реть изображение в целом. Например: «Какой красивый дом». Затем выделяются части изображения: «У дома есть стены; окна, дверь и крыша». Взрослый называет форму и пространс­твеннее расположение основных частей, затем уточняет де­тали: «Стены сделаны из большого зеленого квадрата, а окош­ко — из маленького желтого квадрата, крыша - из красно го большого треугольника. Вот какой получился замечатель­ный дом».

Анализ предмета должен проходить параллельно с постро­ением его изображения. В дальнейшем это облегчит малышу процесс конструирования. Ребенка учат создавать изображе­ние предмета по частям: сначала самые крупные, затем бо­лее мелкие детали.

Детально разобрав с детьми изображение домика, нужно сразу же построить его еще раз, но не до конца (может от­сутствовать окно) или взять другие по цвету и размеру квад раты и треугольники.

Каждое новое изображение не должно являться повторе­нием первой модели, а быть ее вариантом. Поэтому третий домик, оставаясь все той же несложной конструкцией, мо­жет быть двухэтажным (рис. 17).

Рис. 17

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

С помощью взрослого или самостоятельно ребенок опре­деляет, чего конкретно недостает в каждом изображении, и достраивает его.

Дополнения, вносимые ребенком в изображение предме­тов, сделанных взрослым, могут придать образу выразитель­ность, появляется вариативность изображения.

В процессе анализа вариантов изображения одного и того же объекта ребенок начинает понимать, что основные части однородных объектов, например рыбок, могут выглядеть по-разному, так как изображены различными по цвету, форме и размеру геометрическими фигурами. Дети уже способны уловить разницу: в одном случае рыбка сделана из желтого овала, в другом из красного кружка (рис. 18)

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Большое внимание уделяется развитию у детей представ ления о том, что каждый предмет имеет определенную фор чу, так как знание геометрических фигур помогает опреде­лить форму предмета или его частей. Например, умение раз­личать круг и овал позволяет более точно передать форму того или иного предмета, добиться выразительности изобра­жения.

Переход от совместной к самостоятельной конструктор­ской деятельности происходит у ребенка постепенно, за счет увеличения доли его участия в построении изображения. Малышу предлагается не только дополнить, а самостоятель­но что-либо сконструировать. Например, взрослый изобра­зил поезд из нескольких вагонов, а ребенку предлагается его дополнить (изобразить колеса, окна, сделать еще несколько вагончиков) (рис. 19)

Тематика заданий по обучению конструированию разно­образна. Вначале для изображения выбираются предметы, наиболее простые по форме, окраске, строению, с равномер­но расположенными, сходными но форме частями. Детей знакомят с особенностями строения определенной группы предметов, состоящих из нескольких однородных или двух грех разнородных элементов конструктора. Предлагается составить (построить) изображения знакомых предметов, располагая их на плоскости: по горизонтали (бусы, поезд, заборчик), по вертикали (башенка, пирамидка, елка, лист­венное дерево, заяц, медведь, поросенок, девочка, мальчик), комбинируя их размещение, образуя простейшие перекры­тия (ворота, дом, гриб и т. п.) (рис. 20).

В данном случае средством обучения является анализ пред мета или готового образца. Так как перед детьми ставится задача передать форму, то при анализе надо учить ребенка прежде всего выделять именно форму. Взрослый должен фиксировать на ней внимание ребенка («Какой формы ша-

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru
Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru
Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

рик?). Во время занятия нужно, чтобы каждый ребенок по держал изображаемую игрушку в руках, обвел пальцем ее контур. Наиболее полное представление о предмете малыш может получить только поиграв с ним. Так, решив построить изображение снеговика, сначала поиграйте с детьми в снеж­ки на улице, слепите снеговика. Перед занятием прочитайте ребенку стихотворение или загадку о снеговике. Например: «Меня не растили, из снега лепили, вместо носа ловко вста­вили морковку, глаза-угольки, губы-сучки. Холодный, боль­шой. Кто я такой?» Рассмотрите игрушечного снеговика, уточняя форму и количество деталей. Иначе говоря, идет обучение самостоятельному расчленению изображения на составные части и воссоздание сложной формы. Затем пред­ложите ребенку самому изобразить снеговика. Лучше не по­казывать и не объяснять последовательность работы, но за­интересованно наблюдать независимо от ее результата. Обу­чение должно быть направлено на соотнесение изображения объекта с реальным предметом. Когда работа будет выпол­нена, можно повторно прочитать загадку и попросить малы­ша дополнить изображение более мелкими характерными деталями, например, сделать снеговику нос, глаза, рот («По­смотри на нас, снеговичок! Улыбнись нам»).

Ребенку предлагается построить другого снеговика (боль­шого), используя для работы круги большего размера. Та­ким образом закрепляется представление об изменении изо­бражения путем замены маленьких элементов на большие по размеру, развивается понимание отношений между плоскост­ными фигурами.

С другим способом изменения конструкции изображения — надстраиванием ее в высоту и длину, целесообразно позна­комить ребенка при построении изображения домика из двух геометрических фигур — квадрата и треугольника. Как только ребенок справится с заданием, скажите ему, что в таком кра­сивом домике наверняка захотят жить все игрушки. Затем предложите ребенку построить точно такой же дом, но высо­кий. Проследите, чтобы дом был выполнен из деталей того же размера, что и в первоначальном варианте, но из больше го их количества.

Эти два способа изменения изображения позволят полу­чить множество вариантов конструирования, избегая повто­рения шаблонных решений.

Одним из средств обучения детей конструированию яв­ляется рисунок-схема. Схема передает контуры геометри-

ческих фигур, из которых состоит изо­бражение (состав частей предмета). Например, для изображения дома на поверхности фонового стенда вычер­чиваются мелом квадрат и треуголь­ник (рис. 21).

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Схематическое изобра жение можно дать вместе с образцом для анализа предмета более сложной конструкции, например при построе­нии изображения транспорта (маши ны, трамвая, поезда) (рис. 22). Схема должна быть изго­товлена в одном масштабе с образцом. Это позволяет ре бенку, в случае затруднения, вначале решить задачу ну тем накладывания деталей прямо на схему, совмещай их грани с контурами изображения. Этот прием используется обычно при переходе к более сложным изображениям (па-пример, транспорта), состоящих из большого количе< гва разных по форме деталей. Схема помогает детям отраба-гывать технику точного соединения элементов, выделять свойства предмета, более четко представлять себе его стро­ение. После такого упражнения дети, как правило, могуэ самостоятельно создать аналогичное изображение. Одна ко точное соединение деталей дается сразу не каждому ребенку. Это объясняется особенностями ребенка и зави сит от уровня его развития.

Малыш не способен сосредотачивать внимание на несколь­ких элементах одновременно. Делая что-то одно, он отвлека­ется от другого, не думает о связях, которые важно устало вить между ними. Не пытайтесь в один день научить ребен­ка. Начните с указания на разобщенность частей изображе­ний. Подведите ребенка к тому, чтобы у него самого возник-то желание добавить что-либо или соединить разрозненные части для получения целостного изображения

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Оценивать детские работы надо тактично. Сначала обяза­тельно похвалите малыша, обратите внимание на достоинс­тва его работы. Обращайте внимание не только на содержа­тельную сторону, но и на качество исполнения. Если работа не удалась, то похвалите ребенка за то, что он занимался ею с увлечением.

Особенности психики четырехлетнего ребенка позволяют развивать у него интерес не только к процессу конструиро­вания, но и к его результату. Таким образом одновременно решаются две задачи: развитие умственных и эстетических способностей.

Начинается обучение в процессе экспериментирования с элементами конструктора и универсальными блоками-карка сами (рис. 23) при их достраивании.

Второй этап работы обучение умению строить:

выразительные образы животных, людей, растений. Для этого используются схемы-рисунки, передающие изображе ние в двух проекциях (вид спереди, сбоку) и незавершенные графические изображения, передающие место и время собы­тия (лес, поляна и т. д.);

простейшие сюжетные композицити по мотивам знако­мых сказок;

целостные ситуации путем достраивания незавершен­ных графических изображений (фоновых). Здесь уместны конструкторские загадки типа: «Кто любит играть на этой поляне?», «Какие чудеса происходят в этом лесу?».

Конструктор должен включать набор геометрических фи­гур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, тра пеция) девяти цветов и двух их оттенков, пяти градаций ве­личины (2x2 см, 4x4 см, 6x6 см, 8x8 см, 10 х 10 см). В него входят также элементы, представляющие собой полови­ну и четверть геометрической фигуры (рис. 24).

Прежде всего необходимо создать оптимальные условия для работы. На первых норах позвольте детям самим экспе­риментировать со знакомыми и новыми элементами КОНСТруК тора, затем предложите им задания-загадки на достраивание блоков-каркасов (незавершенных расчлененных графически! моделей). Здесь возможно множество конструкторских ре шений.

Самая легкая загадка для детей четырех лет это загад ка на достраивание Г-образной фигуры из четырех квадра­тов одного цвета (рис. 25). Выложите данный блок на лю­бом игровом поле и предложите ребенку загадку: «Это недо­строенная фигура. Посмотри внимательно на нее и скажи, что я хотел (а), но не успела(а) построить». Ребенок отвеча­ет, а затем достраивает фигуру, используя любые элементы конструктора. Полученная конструкция рассматривается, оце­нивается. В любом случае советуем оценивать результаты работы положительно. Разобрав вместе с ребенком получен ную фигурку, можно сказать: «У тебя получился замечи тельный самолет, но я строил(а) другую фигуру. Догадайся что». Это может повторяться несколько раз, и ребенок снова и снова будет придумывать новые варианты конструкции, пока не исчерпает своих возможностей.

Содержание и количество создаваемых детьми образов зависит от цвета квадратов игрового ноля, от его размеров и формы, а также от характера расположения данного блока на нем (рис. 26).

Аналогично можно организовать работу и с другими фигу рами, например с узким бруском из пяти квадратов (рис. 27) и бруском из шести квадратов (рис. 28).

Простота конструкций данных блоков дает возможность достраивать их в различных вариантах. Заметьте, что, рабо­тая с блоками, дети должны были их только достаивать, не

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

меняя конфигурацию и состав элементов заданного блока-каркаса. На этом этапе происходит формирование умений строить в воображении новые образы с опорой на заданный блок-каркас.

Решив данные загадки, ребенок может захотеть порабо­тать самостоятельно. Не мешайте. Через некоторое время можно опять подключиться и организовать совместную дея­тельность.

Второй этап работы — обучение детей преднамеренному, произвольному характеру действий в процессе построения выразительного изображения.

Выразительность образа в конструкторской деятельности достигается выразительностью формы, детализацией изобра­жения, передачей характерных сторон объекта и эмоциональ­ным отношением к нему. Для этого важно научить ребенка анализировать строение предмета, выделять в нем составные части, определять их относительную величину, форму, вза­имное расположение.

Обучение умению строить изображение проводится на предметах одного вида, например деревьев. Этому посвяща­ется несколько занятий. Сначала дети упражняются в пере­даче упрощенной формы хвойного и лиственного деревьев, затем вносятся дополнения, изменения в уже знакомое изо­бражение. Малыши переходят к более точному и полному изображению основных, а затем и характерных признаков (форма ствола дерева, кроны (рис. 29). Это способствует

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Рис. 29

развитию творчества. В каждом конкретном случае дети приобретают новые изобразительные умения.

Напоминаем, что при обучении четырехлетних детей ак­центируется внимание на развитие способности самостоятель­ного поиска способов и средств изображения. Не спешите давать готовые образцы — это тормозит развитие воображе­ния. Дайте ребенку возможность самостоятельно построить изображение. Использование на занятиях художественного слова, песен, загадок создаст эмоциональный настрой и вы­зовет у ребенка желание самостоятельно передать образ. В случае затруднений можно предложить схематическое изо­бражение предмета (в данном случае елки) (см. рис. 29).

Если дети легко и быстро справились с заданием, услож­ните его: предложите, например, сконструировать молодую елочку; елку, которая растет в дремучем лесу; высокую и стройную; старую и кривую и т. д.

Советуем помогать детям наводящими вопросами: «Как изобразить яблоню с яблоками; березу; дерево, которое со­гнулось от ветра; красивое дерево; сказочное дерево; старое?»

Следующий этап работы — изображение животных.

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru Для начала постройте на нескольких рабочих полях раз­ные по размеру, цвету и характерным особенностям елки. Поговорите с детьми о лесе, предложите загадки о живот­ных, которые живут в лесу. Это может выглядеть так: «По­смотрите, как тихо в зимнем лесу, никого не видно и не слышно. Наверное, все звери спрятались за деревьями. Слы­шите, скрипнул снежок, кто-то идет по лесу. Угадайте кто. А теперь отгадайте загадку: «Летом серенькие, зимой белень­кие, никого не обижают, а всех боятся». (Зайки.)

Когда ребята отгадают загадку, вспомните вместе с ними, как живет заяц, его характер, повадки. Пусть малыши пока­жут, как прыгает зайчик, трясет ушками, держит передние лапки.

После того как дети все вспомнят и вволю напрыгаются, им следует приступить к самостоятельному построению изо­бражения зайцев в лесу. По завершении работы важно еще раз уточнить представления детей об изображаемом персона­же, рассматривая схему-рисунок, передающую общий кон­тур, состав и пространственное размещение основных частей изображения. В данном случае схема-рисунок дается детям не на рабочей фоновой поверхности, а на листе бумаги. При этом исключается возможность наложения геометрических фигур непосредственно на схемы-рисунки. В случае боль­ших затруднений, предложите ребенку рассмотреть полный образец, передающий цвет, форму, пропорции и другие ха­рактеристики изображаемого объекта.

Вы получили множество вариантов изображения зайца. Все они изображены фронтально, но каждый из них имеет свои особенности. Один веселый, другой грустный, третий испуганный и т. д. Добейтесь, чтобы дети дали словесную характеристику каждому из них (рис. 30).

Это занятие можно продолжить: «Зайцы — веселый на­род. Они не могут долго стоять на месте. Любят играть в

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

прятки. Сейчас каждый из них спрячется за елкой. Покажи­те, как они будут стоять боком к нам».

Профильное изображение связано с изменением не толь­ко формы изображаемого объекта, но и расположением всех его частей. Научить детей видеть эти изменения — большая работа. Чтобы ребенок мог осознанно изобразить объект в профиль, нужно наглядно показать это. Попро­сите одного ребенка встать боком к остальным детям. Ма­лыши сразу же увидят, что при такой позиции хорошо видна одна рука, плечо не выделяется, другая рука может быть совсем не видна или видна частично. То же самое относится к положению ног.

После уточнения представлений о профильном изображе­нии зайцев дети приступают к работе (рис. 31). Следует рас­смотреть полученные изображения, уточнить, кто из зайцев удачнее спрятался от ведущего (зайчик, находящийся в центре поля).

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Рис. 31

Незавершенные графические изображения, передающие место и время события (лес, поляна), могут использоваться как фон к возможным сюжетным композициям на конкрет­ную тему (например, «Два жадных медвежонка делят сыр», «Какие чудеса происходят в лесу?», «Кто встретился на этой поляне?» и т. д.). Не следует каждый раз точно копировать одно и то же фоновое изображение.Оно должно отличаться от предыдущего количеством объектов, их расположением, временем года (например, изображение летней и зимней по­лянки леса).

Умение конструировать объекты, которые являются глав­ными действующими героями знакомых сказок и рассказов, облегчит работу по построению сюжетного изображения. По­святите ряд занятий обучению детей изображению живот­ных и людей в двух плоскостных проекциях: вид спереди, сбоку (рис. 32).

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Умение видоизменять графические образы в зависимости от поставленных задач дает ребенку возможность создавать несложные сюжетные картинки по мотивам знакомых ска­зок, рассказов или эпизодам из личной жизни.

Ребенок четырех лет улавливает связи и отношения меж­ду предметами и явлениями, с которыми сталкивается в жиз­ни. Однако он должен овладеть рядом умений и навыков, чтобы изобразить их. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, что второстепенным (фо­новым), решить композиционные задачи.

Определенное расположение объекты сюжетной компози­ции приобретут тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название «фриз». Это наиболее простое композиционное решение. Дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предме­та поместить еще один.

Усложняется содержание, меняется и фризовое расположе­ние. Вверху фоновой поверхности появляется полоса — небо. Все предметы располагаются в ряд, не заслоняя другие.

Следует применять методы обучения, которые не приве­дут к однообразию способов выражения, так как существует много вариантов изображения одной и той же ситуации. Фризовое расположение предметов не может быть единст­венным и обязательным во всех случаях.

Для детей данного возраста необходимо конкретно фор­мулировать содержание каждой темы (например, «Колобок встретился с зайцем»). В начале занятия взрослый просит

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

вспомнить сказку «Колобок», песенку колобка и спеть ее. Уточняется, что колобок вначале встретил зайца. Предлага­ется изобразить эту сценку. На предыдущих занятиях дети уже получили представление о строении данного животного, поэтому им будет не сложно создать его изображение.

Поупражнявшись в построении сюжетной композиции, можно вернуться к обучению действиям построения объекта в двух проекциях. Лучше начать с изображения зданий (рис. 33) и транспорта (рис. 34). Через несколько занятий взрослый может построить изображение улицы. Это послу

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

жит фоном, на котором дети изобразят машины. В данном случае фризовое расположение объектов (композиция на по­лосе) поможет детям организовать изображение. Получится длинная улица, переполненная транспортом. Участие каж­дого ребенка в коллективной работе не должно остаться не­замеченным. Важно рассмотреть полученную картину, вы­слушать каждого ребенка, порадоваться общим успехам

Элементы конструктора и разнообразные ло цвету и фор­ме рабочие поля позволяют изображать не только предметы, но и строить декоративные изображения, узоры. Каждый элемент в узоре повторяется несколько раз. Чередование эле­ментов обычно идет равномерно. Знакомя детей с действия­ми построения декоративного изображения, расскажите о ритмичности движений. Перед занятием рассмотрите несколь­ко образцов, выделите элементы, назовите их расположение (в центре, в углу, по краям). Обратите внимание ребят на то, что элементы повторяются.

Анализируя работы детей, дайте им возможность выска­зать свое мнение, объяснить конкретно, почему нравится или не нравится то или иное изображение. Развивайте умение оценивать работу по эстетическим достоинствам.

Обучение детей пяти лет направлено на развитие умствен­ных и художественных способностей.

В художественном развитии решаются две основные зада­чи: уметь передавать различные эмоциональные отношения и связное содержание сюжета литературного произведения.

Задачами развития умственных способностей являются:

— умение изображать структурные особенности внешнего вида предметов;

— умение пользоваться схемами для определения простран­ственных отношений между объектами (уточнение формы, композиционные, размерные и пространственные отношения между объектами).

Для реализации данных задач необходимо дополнить на­бор конструкторского материала (с которым работали дети четырех лет) новыми элементами —сегментами геометричес­ких фигур трех размеров: 4x4 см, б х б см, 8 х 8 см (рис. 35) и разноцветными шерстяными нитками, непряде ной шерстью.

Для большей активизации конструкторской деятельности детей данного возраста целесообразно обновить все элемен­ты конструктора — сделать их из другого материала, напри­мер гладкокрашеной и набивной хлопчатобумажной ткани.

Ребятам будет интересно принять участие в изготовлении элементов конструктора. К тому же, вырезая детали, они познакомятся с новым составом набора конструктора, при­мут участие в систематизации геометрических фигур.

В этом возрасте от ребенка потребуется умение изменять и преобразовывать усвоенные графические образы в зависи­мости от содержания изображения. Важно научить его изо­бражать персонаж таким, каким он является в данном кон­тексте, передавать его позу (сидит, стоит, лежит), состояние души и настроение (веселый, грустный, испуганный, спо­койный и т. д.), что достигается цветом и прорисовкой дета­лей. Выразительность образа достигается и за счет изобра­жения некоторых деталей (одежда, длинный нос, борода). Для изображения подбираются художественные произведе­ния с яркими и доступными для понимания дошкольника образами. Ребенок пяти лет может создать выразительный образ, например Красной Шапочки. Перед работой погово­рите с детьми, о чем эта сказка, о ее главных персонажах, как они относились друг к другу. Затем конкретно обсудите портрет девочки. Дети должны вспомнить наиболее сущест­венные детали образа Красной Шапочки (фасон платья, цвет шапочки, корзина с угощением для бабушки). Также важно помочь ребенку передать эмоциональный настрой происхо­дящего действия, состояние девочки (испуг, растерянность и т. д.), показать отношения между героями. В этом же клю­че поговорите об образе волка (рис. 36).

Анализируя работы, обратите внимание детей не только на изображение, но и на выразительные компоненты сюжет­ной композиции (волк — сердитый, страшный, хитрый, ог­ромный, Красная Шапочка — грустная, веселая, растерян­ная ).

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Рис. 36

Детям данного возраста уже можно предложить проиллю­стрировать то или иное произведение или сделать диафильм по знакомой сказке. Работая над этим заданием, они учатся моде­лировать временные отношения. Сначала литературное произ­ведение разбирается на эпизоды, где самим текстом определе­ны действующие лица, место и время действия. Дети пяти лет не всегда могут самостоятельно справиться с этим, что приво­дит к объединению в одной картинке (изображении) предметов и действий, не совпадающих во времени. Чаще это происходит при изображении сказок и рассказов, знакомых ребенку. Не умея расчленять произведение на отдельные эпизоды, он объ­единяет их в одном изображении. Такие работы говорят о том. что ребенок еще не понимает, что посредством изобразительно­го искусства передается один момент действия в определенный отрезок времени.

Чтобы избежать такого явления, на первых порах можно предложить детям на выбор несколько сюжетов. Например, иллюстрируя сказку «Теремок», попросите изобразить эпи­зод, когда в дверь стучат один за другим звери, а кто имен­но, ребенок должен выбрать сам. Иллюстрируя сказку «Лиса, заяц и петух», детям предлагают изобразить плачущего зай­чика около избушки, а кому он жалуется — медведю, соба­кам, петушку, — они выбирают сами.

Постепенно дети переходят к самостоятельному выбору сюжета. Тем не менее в начале занятия следует уточнить, какие картинки можно построить по данному произведению, что было сначала, потом, чем оно заканчивается. Определя­ется количество знакомых эпизодов и их последовательность!

Если дети работают группой, то каждый ребенок выбира­ет себе один эпизод и строит его изображение. Они догова­риваются, каким будет их герой (костюм, черты лица, раз­мер и цвет элементов конструктора для его изображения и т. д.), затем занимают свои места у стендов (рабочих фонов) в порядке изображения сюжета и только после этого присту­пают к работе.

Если вы проводите индивидуальное обучение, то сюжет выбранной сказки строится на продолжении нескольких за­нятий.

Напоминаем, что заключительным этапом любого вида работы является анализ полученного произведения. Важно показать детям как положительные стороны, так и ошибки в изображении. Ребенок должен научиться самостоятельному анализу, научиться думать. Ни в коем случае не следует дик­товать детям, как изображать персонаж в том или ином слу­чае. Указывая на ошибку, обратите внимание ребенка на на­рушение смысла, логики в изображении. Приведем пример. Взрослый говорит доброжелательным тоном: «Выбран инте­ресный эпизод, героев сказки можно узнать, особенно хоро­шо передана их одежда и характерные особенности. Но сами герои как будто неживые. Они стоят в неестественных поза-х».Не следует разъяснять, как исправить ошибку. Пусть ре­бенок подумает, поэкспериментирует с изображением, само­стоятельно найдет способ изменения изображения фигуры человека, животного (поднятые руки, расставленные ноги и т. д.). В случае же затруднения предложите ему самому при­нять нужную позу и объяснить словами движение.

Дети постепенно учатся самостоятельно передавать фоно­вые изображения (лес, избушка и т. д.). Поэтому в этой возрастной группе уже нецелесообразно использовать фоно­вые изображения, построенные взрослым, которые широко использовались на предыдущем этапе обучения.

Ребенок пяти лет способен отойти от расположения пред­метов на плоскости в одну линию и научиться передавать пространство более сложными приемами (близко, далеко, ниже, выше).

Рассматривая картины, дети учатся решать сложные ком­позиционные задачи. Обратите их внимание на то, как ху­дожник делит картину на две части — землю и небо, как изображены предметы в нижней части, покажите, что отда­ленные предметы изображаются выше, почти без деталей. Целесообразно рассмотреть несколько картинок, где исполь-

зован один и тот же прием расположения. Предложите ребя­там своеобразную модель фона, на которой дана не одно­цветная рабочая поверхность, например голубая или зеле­ная, а двухцветная: верхняя часть — голубого цвета, ниж­няя зеленого. Ширина верхней и нижней частей рабочей поверхности может быть различной (рис. 37).

Совершается постепенный переход от фризового располо­жения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля. В старшей группе дети уже самостоятельно определяют тему работы и конкретный ва­риант ее воплощения. Можно предложить им и другие вари­анты рабочих полей, разделенные на две-три части, напри мер вверху — голубая полоса (небо), в середине листа -голубая полоса (водная гладь), внизу — зеленая полоса (зем­ля) (рис. 38).

В пятилетнем возрасте дети все больше опираются на лич­ный опыт, свои представления, воображение, более активно ищут новые способы действия, отличные от показанных ра­нее. Все отчетливее проявляются элементы творчества, поэ­тому можно долго не объяснять, для чего на занятиях по конструированию плоскостного изображения нужны обрез­ки разноцветных шерстяных ниток, куски непряденой шерс­ти и ножницы. Как правило, дети быстро догадываются, что нитки можно использовать для изображения травы, листвы, иголок у ежа, пуха у птиц, шерсти у животных. Непряденую шерсть можно использовать для конструирования целого изображения или пейзажной композиции

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Одновременно продолжается обучение декоративному изо­бражению. Задания усложняются за счет более сложной ком­позиции на квадрате, круге и введения в узор новых изобра­зительных элементов (сегментов геометрических фигур). В качестве композиционного приема чаще применяется прин­цип чередования элементов, что делает узор более декора­тивным. В работе используются все цвета спектра в сочета­нии с цветным фоном. Дети учатся видеть различные оттен­ки одного и того же цвета.

Дети шести лет продолжают учиться создавать вырази­тельные образы, передавать смысловые отношения сюжет­ной композиции. Несмотря на то что они уже строили изо­бражение по мотивам художественных произведений, важно продолжать учить их «делить» сказку или рассказ на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия. Для этого необходимо спрашивать, какие композиции можно построить по данному произведе­нию, что было сначала, а что потом, чем оно заканчивается, каковы взаимоотношения между главными героями, отличи­тельные особенности каждого персонажа и т. д. Следует об­ратить внимание детей на композиционное решение, на сред­ства, помогающие раскрыть характеры героев. С помощью правильно подобранных по цвету элементов конструктора и фона дети могут передать конкретное эмоциональное состоя­ние и настроение героев сказки.

При систематической работе дети учатся продумывать как содержание, так и средства для выполнения будущей компо­зиции. Ребенок может самостоятельно решить, что будет изо­бражать, что в теме является главным, с чего надо начать работу, как композиционно расположить объекты реального или сказочного характера, найти способ выражения. Изо­бражение сказочных и фантастических героев дети строят на основе имеющихся представлений о реальных предметах. Например, чтобы представить и изобразить жар-птицу, ре­бенку надо иметь правильное представление о строении пти­цы вообще, затем изобразить, чем может сказочный образ жар-птицы отличаться от обычной птицы (например, необык­новенно красивыми перьями), т. е. соединить реальные при­знаки с волшебными, создавая единый образ. Ребенок учит­ся выявлять детали, характерные для каждого конкретного персонажа. Поэтому конструкторский материал, используе­мый в предыдущей возрастной группе, дополняется обрезка­ми разнообразных по цвету и фактуре тканей, перьями, фоль- гой. Важно поощрять стремление ребенка передать характер персонажа, его выразительность.

В работе с детьми данной возрастной группы, как прави­ло, не используют готовых образцов и не показывают прие­мы работы, но в случае необходимости, можно использовать обобщенное схематическое изображение. Схема напоминает ребенку образ конкретного объекта, но не дает материал для копирования, так как в ней отражены только некоторые ха­рактерные детали (рис. 39)

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Рис. 39

Важно поощрять стремление ребенка искать новые реше­ния для изображения знакомых персонажей с целью переда­чи эмоциональных отношений между действующими лицами в конкретной сюжетной композиции. Поэтому полезно рас­сматривать иллюстрации в детских книжках. Люди, живот­ные, предметы, изображенные в них, необычайно вырази­тельны. Одни из них могут быть добродушными, храбрыми, веселыми, сильными или трогательно беспомощными, бес­хитростными. К ним ребенок испытывает глубокую симпа­тию. Образы других, напротив, возбуждают у детей негодование и протест, потому что они хитры, жадны, лживы (рис. 40). Благодаря иллюстрациям, в воображении ребенка оживают литературные образы, а текст, в свою очередь, по­могает ему увидеть, какими средствами художник добился выразительности рисунков. Дошкольник учится понимать метаморфичность «языка» изобразительного искусства и при­менять всю гамму изобразительных средств в своей работе для более полного раскрытия образа.

Малыш и мир геометрических фигур - student2.ru

Рис. 40

Эмоциональное переживание, полученное ребенком от чте­ния художественного произведения и рассматривания иллюст­раций, вызовет у него потребность передать изобразитель­ными средствами то или иное действие.

Наши рекомендации