Iv.форма организация музальной ткани. склад и фактура
Список литературы:
- Скребкова – Филатова «Фактура в музыке : художественные возможности. Структура. Функции»;
- Тюллин «Учение о муз. фактуре и мелодической фигурации». Первая часть – муз. фактура
- Холопова «Фактура»;
Муз. ткань –это вся масса звучания, которая содержится в тексте, отсюда следует, что муз. ткань – сочетание тонов во взаимодействии их мелодических и гармонических связей. Все звучание должно быть организовано. Склад и фактура осмысливают, организовывают, являются основной частью музыкальной тканью.
1. Способин. Фактура– это изложение музыкального материала. Применительно к многоголосию.
2. Михайлов . Различает два склада: монодия и многоголосие (фактура). Многоголосие: 1) ленточная (параллельное движение); 2) деторофония (случайный звук, который не организовывает самостоятельной линии); 3) подголосочная полифония (осмысленный подголосок, рус. нар. песни); 4) имитационное многоголосие (Бах); 5) гомофонно гармоническое; 6) гомофонно полифоническое;
Только к этому Михайлов применяет термин фактура,–это принцип изложения муз. материала в вертикальной проекции.
3 . Тюлин В.Н. Фактура – форма изложения муз. материала, которая является результатом сочетания взаимопроникновения и взаимодействия основных средств муз. выразительности в их неразрывном единстве. Типичной формой изложения – музыкальный склад.
4. Берштадская Склад–глубинный принцип организации муз. ткани выражающий внутреннюю логику ее строения, ее структуру. Фактура–способ формоизложения муз.материала, т.е. материальное выражение склада.
Музыкальные склады разделяются на два основных рода:
- Монодический(одноголосный) – это склад, который не предполагает гармонических ассоциаций (движение по трезвучиям или тонам аккорда), преобладает поступательное движение, допускаются скачки на 4, 6, 5, 8; исключаются ходы на ум. и ув., интервалы и б7. Применяются лады народной музыки. Для монодии характерна смещение опоры, т.е. любой тон может стать опорой за счет повторения или длительности. Ритм свободный, в идеале нет членения на такты. Преобладает крупные длительности. Принцип развития – неповторность, прорастание (вариантный повтор).
- Многоголосный.Различают два типа:
1) Полифонический. Сочетание в одновременности несколько горизонтально развитых линий, первична горизонталь, вертикаль вторична.
2) Гармонический.Первичной является вертикаль, а горизонталь – вторична.
Различают по единице склада:
В монодии – это отдельно взятый тон.
В полифоническом складе – совокупность тонов, как дифференцирующих единиц.
В гарм. складе – совокупность тонов является целостностью, т.е. аккордом.
В муз. произведении склады могут чередоваться в процессе развития – модуляция склада - горизонтальное взаимодействие; но могут взаимодействовать и вертикально – полискладовость(«прогулка» - картинки с выставки).
Монодии соответствует монофоническая фактура. Бывает фактура полифонизирующая. Для гармонического склада характерна фактура гомофоническая (разделяется на гомофонно-гармоническую и гомофонно-полифоническую).
В истории: 1)моногийный склад. 2) полифонический склад 3) гармонический склад 4) XX все собирает. В процессе эволюции усиливается выразительная роль фактуры, возникает новый склад: разорванность, несвязность, регистровая расслоенность .
Фактура имеет формообразующее значение, так как связана с формой. При сохранении фактурного рисунка достигается слитность построения, смена фактурного рисунка дает расчленение звукового потока. Через фактуру осуществляется развитие тематического материала. Практически варьирование фактуры – один из основных приемов развития музыкального тематизма.
Фактурно-образная трансформация. В основе одна и та же тема, а за счет изменения фактуры выстраивается новая форма («прелюды» Лист ). Фактура участвует в динамизации реприз (Чайковский 6 симф.1-я часть). Участвует в создании контрастов. При помощи фактуры можно достичь образного сближения контрастных тем (Шестокович 2-я соната).
Фактура– конкретный вид организации важных компонентов жанра – мелодии, ритм, метра.
V.ЖАНР
Список литературы:
- Лобанова «Муз. стиль и жанр. История и современность»
- Назайкинский «Стиль и жанр в музыке»
- Соколов «Морфологическая система музыки и ее жудожественные жанры»
- Сохар Эстетическая природа жанра в музыке
- Цуккерман «Муз. жанры и основы муз. форм»
Жанр(от фран.и лат «вид» и «род»).
Жанр характеризует исторически роды и виды произведения искусства в связи с их происхождением, жизненным назначением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержаний и формы.
Жанры различаются по способу исполнения:
- Вокальные(сольные, хоровые, acapella);
- Вокально-инструментальные(камерные, крупные);
- Инструментальные(сольные, оркестровые);
Различают синтетический жанр – муз.театр (опера и балет)
По направлению содержания бывают драматические, лирические, эпические.
I. Внемузыкальные прообразы:
1. Звукоизобразительность (пение птиц, пейзажи моря, шелест листьев);
2. Имитация различных движений;
3. Речевая интонация;
4. Национальные особенности речи;
5. Особенности характера речи в голосе;
6. Пространственные ассоциации (приближение, растаивание);
7. Ритмический эффект периодичности;
II. Музпрообразы:
- Интонационные прообразы (ходы на различные интервалы, фанфары);
- Жанровые прообразы: а) первичные –сформировались и функционируют в быту (песни, танцы – вальс Мазурка, Полька; сюиты - буре, пассакалия, жига, сарабанда; гавот, полонез, болеро, сицилиана, тарантелла); б) вторичные -сформировались в композиторском творчестве (прелюдия, ноктюрн, баркарола);