Iv.форма организация музальной ткани. склад и фактура

Список литературы:

  1. Скребкова – Филатова «Фактура в музыке : художественные возможности. Структура. Функции»;
  2. Тюллин «Учение о муз. фактуре и мелодической фигурации». Первая часть – муз. фактура
  3. Холопова «Фактура»;

Муз. ткань –это вся масса звучания, которая содержится в тексте, отсюда следует, что муз. ткань – сочетание тонов во взаимодействии их мелодических и гармонических связей. Все звучание должно быть организовано. Склад и фактура осмысливают, организовывают, являются основной частью музыкальной тканью.

1. Способин. Фактура– это изложение музыкального материала. Применительно к многоголосию.

2. Михайлов . Различает два склада: монодия и многоголосие (фактура). Многоголосие: 1) ленточная (параллельное движение); 2) деторофония (случайный звук, который не организовывает самостоятельной линии); 3) подголосочная полифония (осмысленный подголосок, рус. нар. песни); 4) имитационное многоголосие (Бах); 5) гомофонно гармоническое; 6) гомофонно полифоническое;

Только к этому Михайлов применяет термин фактура,–это принцип изложения муз. материала в вертикальной проекции.

3 . Тюлин В.Н. Фактура – форма изложения муз. материала, которая является результатом сочетания взаимопроникновения и взаимодействия основных средств муз. выразительности в их неразрывном единстве. Типичной формой изложения – музыкальный склад.

4. Берштадская Склад–глубинный принцип организации муз. ткани выражающий внутреннюю логику ее строения, ее структуру. Фактура–способ формоизложения муз.материала, т.е. материальное выражение склада.

Музыкальные склады разделяются на два основных рода:

  1. Монодический(одноголосный) – это склад, который не предполагает гармонических ассоциаций (движение по трезвучиям или тонам аккорда), преобладает поступательное движение, допускаются скачки на 4, 6, 5, 8; исключаются ходы на ум. и ув., интервалы и б7. Применяются лады народной музыки. Для монодии характерна смещение опоры, т.е. любой тон может стать опорой за счет повторения или длительности. Ритм свободный, в идеале нет членения на такты. Преобладает крупные длительности. Принцип развития – неповторность, прорастание (вариантный повтор).
  2. Многоголосный.Различают два типа:

1) Полифонический. Сочетание в одновременности несколько горизонтально развитых линий, первична горизонталь, вертикаль вторична.

2) Гармонический.Первичной является вертикаль, а горизонталь – вторична.

Различают по единице склада:

В монодии – это отдельно взятый тон.

В полифоническом складе – совокупность тонов, как дифференцирующих единиц.

В гарм. складе – совокупность тонов является целостностью, т.е. аккордом.

В муз. произведении склады могут чередоваться в процессе развития – модуляция склада - горизонтальное взаимодействие; но могут взаимодействовать и вертикально – полискладовость(«прогулка» - картинки с выставки).

Монодии соответствует монофоническая фактура. Бывает фактура полифонизирующая. Для гармонического склада характерна фактура гомофоническая (разделяется на гомофонно-гармоническую и гомофонно-полифоническую).

В истории: 1)моногийный склад. 2) полифонический склад 3) гармонический склад 4) XX все собирает. В процессе эволюции усиливается выразительная роль фактуры, возникает новый склад: разорванность, несвязность, регистровая расслоенность .

Фактура имеет формообразующее значение, так как связана с формой. При сохранении фактурного рисунка достигается слитность построения, смена фактурного рисунка дает расчленение звукового потока. Через фактуру осуществляется развитие тематического материала. Практически варьирование фактуры – один из основных приемов развития музыкального тематизма.

Фактурно-образная трансформация. В основе одна и та же тема, а за счет изменения фактуры выстраивается новая форма («прелюды» Лист ). Фактура участвует в динамизации реприз (Чайковский 6 симф.1-я часть). Участвует в создании контрастов. При помощи фактуры можно достичь образного сближения контрастных тем (Шестокович 2-я соната).

Фактура– конкретный вид организации важных компонентов жанра – мелодии, ритм, метра.

V.ЖАНР

Список литературы:

  1. Лобанова «Муз. стиль и жанр. История и современность»
  2. Назайкинский «Стиль и жанр в музыке»
  3. Соколов «Морфологическая система музыки и ее жудожественные жанры»
  4. Сохар Эстетическая природа жанра в музыке
  5. Цуккерман «Муз. жанры и основы муз. форм»

Жанр(от фран.и лат «вид» и «род»).

Жанр характеризует исторически роды и виды произведения искусства в связи с их происхождением, жизненным назначением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержаний и формы.

Жанры различаются по способу исполнения:

  1. Вокальные(сольные, хоровые, acapella);
  2. Вокально-инструментальные(камерные, крупные);
  3. Инструментальные(сольные, оркестровые);

Различают синтетический жанр – муз.театр (опера и балет)

По направлению содержания бывают драматические, лирические, эпические.

I. Внемузыкальные прообразы:

1. Звукоизобразительность (пение птиц, пейзажи моря, шелест листьев);

2. Имитация различных движений;

3. Речевая интонация;

4. Национальные особенности речи;

5. Особенности характера речи в голосе;

6. Пространственные ассоциации (приближение, растаивание);

7. Ритмический эффект периодичности;

II. Музпрообразы:

  1. Интонационные прообразы (ходы на различные интервалы, фанфары);
  2. Жанровые прообразы: а) первичные –сформировались и функционируют в быту (песни, танцы – вальс Мазурка, Полька; сюиты - буре, пассакалия, жига, сарабанда; гавот, полонез, болеро, сицилиана, тарантелла); б) вторичные -сформировались в композиторском творчестве (прелюдия, ноктюрн, баркарола);

Наши рекомендации