Музыкальный язык - это система, которая интегрирует взаимодействие подсистемы, эти системы имеют разные функции, но работают кардинально и одновременно.

Проблемами музыкального языка интересуются также семиотики:

    1. Сохар - признает знаковую природу муз. языка, но считает, что знаковость носит необязательный характер и проявляется дискретно (то есть в определенные моменты текста);
    2. Медушевский и Мальцев – музыка это знак:

а) иконический – (интервал, который модулирует интервал человеческой речи) – музыкальные ритмы, человеческие движения, пульс, дыхание, марш;

б) индексный могут быть частично проведения тем, которые определяют, откуда это заимствованно (тема цитата). Например, симфония N15 Шестаковича, тема из «Вильгельма Телля», Россини;

в) конвенциональный – договоренность мажор-минор. (Глюк Эвридика).

3. Мазель – музыкальный язык имеет дело с одним сложным видом знака, который сочетает в себе все три признака одновременно.

4. Кон – музыкальным знакам не свойственно качества иконичности.

5. Арановский – музыка обладает свойствами языка, но при этом не имеет знаковой природы.

Структура

Структура (с латинского «расположение, порядок, связь») – это прочная относительно устойчивая связь элементов сторон какого-либо явления. Всегда остается устойчивой.

В литературе:

    1. система – все множество проявлений объекта;
    2. структура – то, что остается неизменным при различных преобразованиях системы.
    3. организация – включает в себя и структурные и динамические характеристики.

В музыкальных текстах структура отождествляется с формой.

II.ФОРМА

Список литературы:

  1. Асафьев «Музыкальная форма как процесс»;
  2. Бобровский «Функциональные основы музыкальной формы»;
  3. Мазель «Строение музыкальных произведений»;
  4. Ручьевская «Функции музыкальной темы»;
  5. Соколов «Музыкальная композиция XX века, диалектика творчества»;
  6. Соколов «Введение в музыкальную композицию XX века».
  7. Тюлин, Берштатская и другие «Музыкальная форма»;
  8. Холопова «Музыкальный тематизм»
  9. Холопова «Музыка, как вид искусства».

Форма(от лат. вид, фигура, красота, облик, образ, очертание ). В философии, эстетики и искусстве форма - способ существования и выражения содержания. Термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания.

Отношение содержания и формы характеризуется единством, при этом содержание представляет подвижную динамическую сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предметов.

В музыке термин форма применяется в различных значениях:

1. Тип композиций, определяющий композиционный план произведения;

2. Звуковая реализация содержания, целостная организация элементов музыки, то есть то, как и чем выражается содержание музыки. В данном значении форма – это стилистически и жанрово детерминированный комплекс музыки, определенное их сочетание и их взаимодействие;

3. Понятие «форма» - означает эстетический порядок в музыкальной композиции.

Каждая муз. форма имеет две стороны:

1. Архитектоническая или кристаллическая (то есть незыблемое конструкция, устойчивое образование, каркас формы);

2. Процессуально динамическая (следим за формой как за развивающимся организмом, процесс развития (Курт, Асафьев));

Процесс развития или то, что происходит в муз. произведении обозначается понятием – формообразования.Основополагающим является тождество и контраст.

Три формообразующих принципа:

1. Cопоставление – предполагает наличие самостоятельных уравновешенных в тональном и структурном отношении структурно замкнутых разделов. Между разделами нет связок или переходов;

2. Cвязанное развитие – предполагает наличие связки, перехода к новому материалу, характеризуется неуравновешенностью, разомкнутостью построения, тональной неустойчивостью;

3. Динамическое сопряжение (термин Тюллина) – означает связанное развитие, усиленное до той степени, когда возникают новые качества соотношения материала и разделов формы (сонатная форма).

По образному значению роли в формообразовании различают рельефный и фоновый музыкальный материал:

1. Рельефом служит индивидуализированный, обращающий на себя внимание, запоминающийся тематический материал. Всегда выступает на первый план в процессе развития;

2. Фономслужат общие формы движения. Он всегда на втором плане и имеет вспомогательное значение.

Соотношение рельефа и фона двоякое: 1) вертикальное – то есть одновременно . 2) горизонтальное – то есть последование.

Функции материала формообразования:

1. Основной.Имеет ведущее выразительное значение, наделен яркой индивидуальной образностью;

2. Подготовляющий. Вызывает ожидание нового материала. Предвещает его появление и готовит для него почву.

3. Завершающий. Подводят итог развития, утверждает и закрепляет его в тональном соотношении.

Основной материал, как правило, является музыкальной темой.

Музыкальная тема -элемент структуры текста, репрезентирующий данное представление и являющийся объектом развития.

Типы развития тематизма:

  1. Экспозиционный. Первоначально показывает тематический материал, характерно сдержанное, экономное использование выразительных средств.
  2. Продолженное развитие.Новая фраза высказывания, преобразования музыкальной мысли может идти несколькими путями: 1) переизложение (отличается деталями); 2) тема идет по новому пути при связи с исходным материалом; 3) разработочное развитие (существенное преобразование тематического материала): дробление, вычленение, секвенционное, ладотональное, имитационное проведение, контрапунктическое сочетание тем, полифоническое усложнение тематизма.

III.СТИЛЬ

Список литературы:

1. Лобанова «муз. стиль и жанр. История и современность».

2. Михайлов «стиль в музыке», «этюды о стиле в музыке»

3. Назайкинский «Стиль и жанр в музыке»;

4. Скребков «Художественные принципы в муз. стиле».

Стиль – (от франц., греч. палочка для письма) – совокупность признаков, характерных искусству определенного времени, направления или индивидуальной манеры или стиль художественный в отношении содержаний формы.

Современная наука рассматривает стиль в соотнесении процессов восприятия и творчества, и определяют его как относительно устойчивую систему норм мышления. Стиль внутренне противоречив, с одной стороны нормы, которые характеризуют стилевую систему - относительно устойчивы, но при этом допускают значительное многообразие их частных реализаций в творчестве. С другой стороны, потенциал этого многообразия не безграничен, ибо закономерности, определяющие единство целостности стилевой системе создают некоторые ограничения даже для наиболее новаторских устремлений композитора. При этом надо помнить, что устойчивость целевых норм тоже относительна, поскольку стиль находится в движении, в развитии, то есть частичное нарушение этих норм в отдельном произведении подтачивают целостность стилевой системы, количество ненормативных элементов возрастает, и появляется качественно новая система.

Стиль отражает закономерности мышления, и они фиксируют стилевые признаки (это общие закономерности и нормы, лежащие в основе музыкального мышления коллективного и индивидуального).

Стилистические признаки в муз. явлении:

  1. Система логической организации муз. материала(с использованием модальных тех. (лады народной музыки , кластеры …));
  2. Склад и фактура;
  3. Принципы развития муз. материала и закономерности формообразования;
  4. Ритм, метр, динамика, тембр, жанр;

Типовые закономерности зачина и завершение муз. произведения. Стиль не является однородным. Разные уровни:

  1. Индивидуальный стиль;
  2. Стиль направления, течения, школы;
  3. Исторический эпохальный;
  4. Национальный;

Наши рекомендации