Тема: Фактура. Какой бывает музыкальная фактура.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание).

С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание).

Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание).

Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям (пение).

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошёл прогресс (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Давайте поговорим о фактуре музыкальных произведений.
Что означает этот термин? В Интернете нашёл такое определение:
ФАКТУРА (лат. factura — обработка, от facio — делаю) — совокупность средств музыкального изложения, образующая технический склад произведения, его музыкальную ткань. В отличие от формы, под Фактурой разумеются одновременно (по вертикали) развертывающиеся компоненты произведения. Иногда вместо термина Фактура употребляются выражения: склад, строение, сложение, изложение. Элементами Фактуры являются мелодия, бас, аккорды, фигурация, отдельные голоса, орнаментика, выдержанные звуки и др. Фактура обусловлена содержанием произведения, композиционными принципами (например, гомофония, полифония), выразительными и техническими возможностями инструментов и голосов. Основные формы Фактуры — музыкальные склады: монодический (одноголосный), полифонический, подголосочный, аккордовый, гомофонический; чаще всего применяются смешанные виды этих складов.

Возникли следующие вопросы:
1. Можно ли кратко определить фактуру как характер зависимости интегрального звучания произведения от времени?
2. Фактур бесконечное или конечное множество?
3. Существует ли сомножество благозвучных фактур, признанных в музыкальной практике и наоборот, «запрещённых», т.е. неблагозвучных фактур?
4. Есть ли соответствие между жанром (стилем) произведения и его фактурой?
5. Могут ли два произведения иметь одинаковые фактуры?
6. Может ли быть фактура предметом изобретения (творческой находки) музыканта и распространяется ли на неё авторское право?

ФАКТУРА это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается -- мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура -- это словно бы "вертикальный разрез" звучащего пласта.

В гитарной практике, в основном, мы встречаемся с тремя элементами фактуры:

1. Мелодия
2. Гармоническое заполнение
3. Бас

Мелодия - главный элемент фактуры. В песнях именно мелодия поётся голосом, и по мелодии мы отличаем одно произведение от другого. В нотах она обозначается штилями вверх, потому что как правило, она находится выше других элементов фактуры. Но нередки случаи, когда мелодия проводится в среднем голосе или даже в басу. Тогда штили могут быть направлены вниз.

Бас - второй по значимости после мелодии элемент фактуры. Бас можно назвать второй мелодией, которая проходит в нижнем регистре, часто этот элемент называют также "басовой линией". Бас - это фундамент произведения, его опора. Именно бас обозначает ритмическую пульсацию, смену гармоний. Басовые ноты, как правило, находятся на сильных долях такта, они являются опорными точками, на которых держатся остальные элементы фактуры. Басовые ноты также могут быть и на слабых долях такта, в том случае когда они входят в состав басовой линии, басовой мелодии. В любом случае басовая линия всегда хорошо различима на слух.

Гармоническое заполнение это третий по значимости элемент фактуры после мелодии и баса. Роль гармонических нот в заполнении пространства между басом и мелодией по вертикали, а также ритмического заполнения по горизонтали. Гармонические ноты создают глубину, объём, полноту звучания фактуры. Как правило, они находятся на слабых долях такта и представляют собой ноты, входящие в состав текущего аккорда.

При игре произведения, при его разборе, очень важно знать роль каждой ноты в фактуре. Только через осознание многослойности музыкальной ткани можно достичь эффекта объёмного звучания, эффекта игры нескольких инструментов на одном.

Музыкальная ткань. Фактура.

Совокупность всех звуковых элементов музыкального произведения составляет музыкальную ткань.

Строение и характер музыкальной ткани называется фактурой (от лат. factūra - строение).
Это же понятие обозначает и музыкальное изложение, склад письма.

Музыкальное изложение бывает одноголосным и многоголосным.

Одноголосное изложение:

  • Монодия (греч. [monos] – один, [ode] – пение)
    Представляет собой одноголосную мелодию.
    Чаще всего в чистом виде встречается в народной песне.

    Примеры монодии в профессиональной музыке:
    Начальное проведение темы в фуге
    Пролог к опере “Борис Годунов” М.П.Мусоргского
    Вступление к I части симфонии №2 П.И.Чайковского
    Часто одноголосно изложены трубные сигналы или наигрыши пастушьего рожка:
    "Итальянское каприччио" П.И.Чайковского
    Вступление к I действию оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
  • Удвоение
    Промежуточная форма между одноголосием и многоголосием.
    Представляет собой удвоение мелодии в октаву, терцию, сексту или удвоение аккордами.

    Например:
    Вступление к "Шахерезаде" Н.А. Римского-Корсакова
    "Русская" из "Петрушки" И.Ф. Стравинского

Многоголосное изложение:

Встречается в народной музыке разных национальных культур. В профессиональном творчестве является господствующим.
Оно имеет несколько типов:

I тип Гомофония (греч. [homos] – ровный, [phones] – звук, голос).
Есть главный мелодический голос и другие мелодически нейтральные голоса.
Обычно, главный голос в гомофонии верхний, но бывает также нижний и даже средний.

Существуют две формы гомофонии, основанные на:

- Ритмическом контрасте голосов:


- Ритмическом тождестве голосов (фактура хорального типа):

· II тип Гетерофония (греч. [heteros] – другой, [phones] – звук, голос).
Такой вид многоголосия называется еще подголосочной или ветвистой полифонией. Это основная форма народного, особенно русского, белорусского и украинского многоголосия.
Главный мелодический голос сочетается с другими мелодическими голосами, являющимися вариантами главного, ответвлениями от него, подголосками.

III тип Полифония (Контрапункт)

Полифония (греч. [poly] – много, [phones] – звук, голос)
Контрапункт (лат. punctum contra punctum - точка против точки (нота против ноты))

Совместное звучание контрастных, разных, мелодически развитых голосов. При этом контраст обязателен, а мелодическая развитость переменна:

- Одинаковая развитость голосов.

В этом случае количество голосов ограничивается двумя, реже тремя голосами ради отчетливого звучания каждого голоса:
"Фарандола" из "Арлезианки" Ж.Бизе

Реприза увертюры оперы "Нюрнбергские мейсерзингеры" Р.Вагнера

- Разная развитость голосов


Главная мелодия более выразительная (яркая, значительная), чем другие.

IV тип Сложное многоголосие

Со второй половины XVIII века возникает новый вид многоголосия – сложное многоголосие.

В сложном многоголосии гомофония, гетерофония и полифония постоянно чередуются во времени и объединяются в совместном звучании.

Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Урок 27

Тема: Пространство фактуры.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание).

Ø С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание).

Ø Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание).

Ø Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям (пение).

Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошёл прогресс (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Задачи:

1) эмоционально настроить учащихся на работу;

2)познакомить с темой и целью урока, поставить задачи, эмоционально настроить учащихся на работу.

На экране проецируется видеоряд, включающий картины весны, в сопровождении пьесы П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зелёные весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное,
Тёплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озёр.
Всё это твоё, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.

Вряд ли есть что-нибудь столь же властно занимающее человеческий ум и воображение, как природа. И это вполне естественно: человек — дитя природы, с первых шагов своих он ощущает могучие силы окружающего мира.

Человек растёт, взрослеет — и его отношение к природе изменяется. Оно становится более многосторонним и осознанным. Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А лесовод, например, не даёт оскудеть зелёным запасам земли и тем помогает природе сберечь и приумножить свои силы.

А поэт, художник, музыкант находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в образы, с помощью которых рассказывает нам о сложных законах жизни человеческой души. Так природа помогает человеку лучше понять самого себя.

Отличие отношения к природе у людей искусства от научного, практического заключается прежде всего в том, что поэт в своих стихах, художник в своих картинах, музыкант в своей музыке наделяет её переживаниями, свойствами и чертами живого существа, иными словами — одушевляет.

И именно сочувственное отношение к окружающей природе — высшей творческой силе нашего мира — позволяет художнику (широком смысле) создавать запоминающиеся образы. Нет ни одного значительного поэта, музыканта или художника, душа которого не отзывалась бы на красоту природы. Русское искусство располагает удивительными образцами пейзажной лирики. “В ней есть душа, в ней есть свобода”, -это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…

На нашем сегодняшнем уроке мы постараемся понять, как, с помощью каких средств создали картины русской весны Сергей Рахманинов и Иван Бунин – Композитор и Поэт. Мы приоткроем дверь в творческую мастерскую двух больших художников и сами попробуем свои силы в творчестве: в нашем «приюте муз» будет работать начинающий художник, а лучшим итогом нашей работы будет создание вами сочинений-миниатюр.

Задачи:

1) провести сравнительный анализ произведений разных видов искусства (романс С.Рахманинова «Весенние воды», стихотворения Ф.Тютчева «Ещё в полях белеет снег…» и картины И.Левитана «Весна. Большая вода»);

2) показать значение музыкальной фактуры в создании образа весны.

Сколько прекрасных стихов, картин, музыкальных произведений посвящено весне. Сколько чувств, сколько мыслей и переживаний они выражают. А всё потому, что весна – необычное время года, ведь изменения происходят не только в природе, но и в душе человека. Кажется, что жизнь наполняется каким-то особым смыслом, заставляет двигаться, действовать, не даёт стоять на месте.

Сегодня мы обратимся к романсу С.Рахманинова «Весенние воды». Вспомните, что такое романс? (Романс – это произведение вокального искусства, в котором выражаются чувства.)

· Работа с текстом романса.

В основе романса лежит стихотворение Ф.И.Тютчева. С ним вы познакомились ещё в начальной школе. Давайте прочитаем его. (Слайд №23)

Какие чувства передаёт это стихотворение?

Чувствуете ли вы движение весны? В каких словах оно выражено?

О каком этапе весны идёт речь: это начало, середина или конец весны? Обоснуйте свой ответ.

· Работа с мелодией романса.

Романс С.Рахманинова не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику. Послушайте это произведение в исполнении камерного хора и фортепиано.

Слушание романса С.Рахманинова «Весенние воды» в исполнении камерного хора.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит мелодия хора. Обратите внимание на её нотную запись в первой строке. Она похожа на ручеёк.

Мелодия построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего. Окончания почти всех фраз – восходящие, что позволяет сделать интонацию ещё более ликующей, восклицательной, чем в стихотворении. (Показ на нотной записи и пропевание учителем.)

Давайте всмотримся в запись аккомпанемента. Скажите, какой инструмент использовал композитор в качестве музыкального сопровождения? (Фортепиано.)

Почему? (Этот инструмент позволяет создать ощущение движения бурлящей воды, охватывающей огромное пространство, ломающего все преграды на своём пути.)

Как вы думаете, фортепиано является только аккомпанементом или самостоятельным участником этого произведения?

Фортепианное сопровождение в этом романсе выступает как самостоятельный участник действия, который по силе выразительности и изобразительности порой превосходит даже хор!

Скажите, чувство и настроение, созданное в романсе испытывает один человек или оно всеобъемлющее, охватывающее всё и вся?

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, охватывающее и природу, и людей, и весь окружающий мир. Кажется, что эта музыка позволяет расширить пространство. Огромную роль в передаче этого пространства играет музыкальная фактура.

Что такое фактура музыкального произведения? (Музыкальная фактура – это особенность записи произведения.)

Какая бывает фактура? (Аккордовая, фигурационная, пластовая, одноголосная, многоголосная.)

Мы с вами уже сказали о том, что хор и фортепиано имеют практически одинаковое значение в создании образа весны. Посмотрите, как различаются нотные записи партий голоса и фортепиано. Но ведь мы воспринимаем их вместе, как единое целое. Перед нами фигурационная фактура. Всмотритесь в запись: если соединить все ноты в строчке, получатся фигуры, волнистые линии. Именно в этих линиях мелодии и заложена выразительность романса.

· Работа с картиной И.Левитана «Весна. Большая вода».

Посмотрите на экран. Перед вами одна из самых известных картин Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Она принадлежит к числу самых светлых и жизнеутверждающих образов природы в творчество художника. Народное выражение «большая вода» означает широкий разлив, большое половодье. К сожалению, это красивое выражение теперь крайне редко употребляется.

Скажите, почему художник так назвал свою картину?

Назовите, на что вы обратили внимание в первую очередь? Почему?

Какое настроение создаёт картина?

Благодаря каким краскам, картина выглядит такой солнечной, ведь солнца на ней не видно?

Обратите внимание на деревца, затопленные водой. Какими они изображены?

Благодаря этим тонким деревцам картина становится музыкальной, ведь именно они задают ритм этой картине. Давайте вспомним, что такое ритм? (Ритм – это чередование длинных и коротких звуков в определённой последовательности и строго определённом количестве.)

Посмотрите, действительно, деревца разные по высоте и по толщине. Расположены они неравномерно, как и длительности в нотной записи.

Вспомните нотную запись романса. В ней так же много коротких, восьмых, нот. Эти нотки, как берёзки в воде, создают какой-то ритмический рисунок.

· Вывод.

Итак, мы видим, что поэты, художники, композиторы в своих произведениях не просто создают образ весны, но и передают чувства, эмоции, ощущение движения, динамику. Конечно, каждый из них использует средства выразительности и изобразительности, доступные данному виду искусства. В музыке одним из важнейших средств является фактура, ведь именно в ней запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Мощный хор, стремительные звуки фортепиано – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

3. Литературная часть.

· Вводное слово.

Задача: эмоционально настроить учащихся на восприятие стихотворений И.А.Бунина.

Учитель читает стихотворение Б. Л. Пастернака «Март».

МАРТ

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!

Настежь всё, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник -
Пахнет свежим воздухом навоз.

· Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта

Задача: расширить и углубить знания учащихся о И.Бунине.

Мастером создания поэтических пейзажей является Иван Бунин - выдающийся русский поэт и прозаик. Он родился 10 (22) октября 1870 года в старинной обедневшей  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE" \o "Русское дворянство" дворянской  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B" \o "Бунины" семье в самом сердце средней полосы России - в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B7%D1%91%D1%80%D0%BA%D0%B8_%28%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29" \o "Озёрки (Петрищевское сельское поселение)" Озёрки под  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE%D0%BC&action=edit&redlink=1" \o "Ельцом (страница отсутствует)" Ельцом. Детство, проведённое в небогатом поместье, среди русской природы, русских людей, навсегда поселило в сердце поэта любовь к своему Отечеству.

До 11 лет Иван воспитывался дома, а потом поступил в Елецкую уездную гимназию, (слайд №30) где провёл 4 года. Из-за недостатка средств в семье Бунину пришлось оставить гимназию. Он возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Бунин, Юлий Алексеевич" Юлия. (слайд №31) Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.

В 17-летнем возрасте начинает писать стихи. В 1887 году состоялся литературный дебют Ивана Алексеевича – были опубликованы его стихотворения и рассказы. Иван Алексеевич умел подмечать каждую новую черту переменчивых картин родной природы.

Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия – высшая награда Российской империи в области литературы.  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F" 1 ноября  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1909_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1909 год" 1909 года он был избран почётным академиком  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA" \o "Императорская Санкт-Петербургская Академия наук" Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.

В феврале  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1920" \o "1920" 1920 года Бунин навсегда покинул Россию: он уехал из охваченной огнём гражданской войны страны в Европу. Многие годы поэт прожил во Франции. (слайд №32) Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Нобелевская премия в области литературы. (слайд №33) Он стал первым русским писателем-нобелевским лауреатом.

Вторую мировую войну (с октября  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1939_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1939 год" 1939 года по  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1945_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" 1945 год) провёл на съёмной вилле «Жаннет» в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%81" \o "Грас" Грасе (департамент  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%8B_%28%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%29" \o "Приморские Альпы (департамент)" Приморские Альпы). (слайд №34) Бунин отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России.

Умер Иван Алексеевич во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1953_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1953 год" 1953 года в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6" \o "Париж" Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Толстой, Лев Николаевич" Л. Н. Толстого « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%29" \o "Воскресение (роман)" Воскресение». (слайд №35) Похоронен на кладбище во Франции  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%96%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D0%B4%D0%B5-%D0%91%D1%83%D0%B0" \o "Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа" Сент-Женевьев-де-Буа.

· Поэтическая страничка

Задача: подготовка к анализу стихотворения И.А.Бунина.

Послушаем несколько стихотворений Бунина о весне.

a. Подготовленные учащиеся читают стихотворения Бунина:

· «Ещё и холоден и сыр…»

· «Шире, грудь, распахнись для принятия…»

· «Русская весна»

· «Раскрылось небо голубое…»

Вопрос: с какими чувствами поэт встречает весну?

b. Работа с учебником.

Прочитаем стихотворение «Бушует полая вода…»

Вопросы:

ü О каком весеннем месяце пишет поэт? Как вы это поняли?

ü Где поэт встречает весну – в городе или в деревне? Какие детали позволили вам сделать такой вывод?

ü Что значат выражения «полая вода», «слышишь запах сада», «затишье гумен и дворов»?

ü В каких строках поэт «оживляет», одушевляет весеннюю природу?

ü Каким стихотворным размером написано стихотворение? Как вы думаете, почему Бунин использовал именно ямб?

ü Определите вид строфы и рифмовки.

ü Какое настроение поэт постарался выразить в этом стихотворении?

ü Можно ли сравнить стихотворение Бунина с музыкой Рахманинова и картиной Левитана? Почему?

ü Поэт «рисует» словом. Какие образы помогают Бунину создать картину наступления весны? (Работа по составлению «весеннего словаря» поэта).

c. Работа над сочинением- миниатюрой «Движение весны».

А теперь вам предоставляется возможность самим стать художниками слова. Напишите сочинение-миниатюру «Движение весны». А во время работы вас будет вдохновлять прекрасная музыка.

d. Несколько учащихся читают свои сочинения. Класс даёт свою оценку услышанному.

4. Итог.

Задача: подвести итоги урока, оценить работу учащихся, настроить их на внимательное отношение к изменениям в природе и в человеческой душе, а также отражение этого в произведения разных искусств.

Эпиграфом нашего урока были строки из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…». Храмы создают люди, архитекторы, живописцы… И каждый из них вместе с работой привносит частичку своей души. Так же и в природе. Да, человек не создал лес, солнце и небо, но именно он наполнил всё вокруг чувствами, мыслями, переживаниями. Именно благодаря произведениям искусства начинает трудиться человеческая душа.

Сегодня на уроке поработали и вы, и ваша душа потрудилась, что отразилось Ваших творческих работах: в пейзажах, нарисованных словами и красками.

Что Вам особенно понравилось и запомнилось на уроке?

Что нового, интересного для себя вы узнали?

Особенно хотелось бы отметить работу…

Весна – это особое время года. Время перемен, время перехода от покоя к движению.

Любовь земли и прелесть года,

Весна благоухает нам! –

Творенью пир даёт природа,

Свиданья пир даёт сынам!..

Дух жизни, силы и свободы

Возносит, обвевает нас!..

И радость в душу пролилась,

Как отзыв торжества природы,

Как Бога животворный глас!..

(Ф.И.Тютчев)

//Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. К числу наиболее популярных относятся - "Сирень", "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Ночь печальна", "Отрывок из Мюссе", "Я опять одинок".

"Сирень" (слова Ек. Бекетовой) – одна из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы, выраженных посредством тонких музыкально-живописных элементов. Вся му зыкальная ткань романса певуча, мелодична. Спокойные, распевные вокальные фразы непринужденно льются одна за другой. Выразительная фигурация фортепиано ассоциируется с представлением о колеблемой легким ветерком листве. Ощущение покоя возникает и благодаря пентатонической ладовой окраске: вокальная мелодия и сопровождение первых тактов романса выдержаны в бесполутоновом звукоряде ля-бемоль - си-бемолъ - до - ми-бемоль - фа.

В дальнейшем, по мере развития, композитор выходит за рамки пентатоники, В середине романса выделяется задушевностью и теплотой широкая мелодическая фраза ("В жизни счастье одно"), поддержанная красивым инструментальным подголоском и оттененная мягким поворотом в тональность II ступени (си-бемоль минор). Значительно обновлена и реприза. (Романс написан в простой двухчастной форме.) Композитор сохраняет лишь тональность и рисунок фортепианного сопровождения. Сама же мелодия здесь новая, с широкими интервалами и острыми задержаниями в кульминации ("Мое бедное счастье"). Зато тем более свежо и кристально чисто в заключении звучат у рояля диатоническая мелодия и прежняя пентатонная фигурация, которыми завершается романс.

В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой

формы, сочностью и густотой красок, блеском и сложностью фортепианного изложения.

В таком стиле Рахманиновым написан романс "Весенние воды" (слова Ф. И. Тютчева). Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты: мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, энергичные восходящие фразы, заканчивающиеся энергичным скачком. Их волевой характер усиливается пунктирными ритмическими фигурами. Блестящая, можно сказать, концертирующая, партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль в создании общего, жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика. Уже вступительная фраза фортепианной партии - в бурно взлетающих пассажах, в экспрессивном звучании увеличенного трезвучия - воссоздает атмосферу весны, рождая музыкальный образ пенящихся весенних потоков.

Эта фраза развивается далее на протяжении почти всего романса и приобретает самостоятельное художественное значение, становясь как бы лейтмотивом весны. В кульминациях произведения он превращается в радостные звоны, возвещающие торжество светлых сил.

Музыкальное развитие, благодаря неожиданным терцовым сопоставлениям мажорных тональностей (Ми бемоль мажор - Си мажор - Ля бемоль мажор, Ми бемоль мажор - Фа диез мажор), отличается яркими тональными контрастами. Необычным для камерного жанра является и глубокое преобразование тематизма.

Сила и напряженность музыкального развития вызвали появление в романсе двух ярких и мощных кульминаций. Одна из них достигается при сопоставлении Ми-бемоль мажора и Фа-диез мажора ("Весна идет! Мы молодой весны гонцы"). В вокальной партии здесь появляется широкая (в объеме децимы), круто устремляющаяся вверх, ликующая фраза "Она нас выслала вперед!", поддержанная бурными взлетами аккордов у фортепиано (вступительный мотив). Вслед за тем музыка приобретает мечтательный и сдержанный характер: внезапно спадает звучность, дважды замедляется темп, облегчается фортепианная фактура.

Andante ("И тихих, теплых майских дней") начинает новую волну нарастания: ускоряется темп и учащается ритмический пульс (восьмые сменяются триолями). Энергичные восходящие секвенции фортепиано приводят ко второй, не менее впечатляющей, но на этот раз чисто инструментальной кульминации. Она напоминает патетические виртуозные эпизоды фортепианных концертов композитора. Последний звук вокальной партии "затопляется" лавиной бурно низвергающихся октав, приводящих к патетическому, подобному возгласу трубы, призыву "Весна идет!". Он сопровождается плотным, как будто "вибрирующим" (повторяющиеся триоли) аккомпанементом с острозвучащим наложением аккорда "доминанты с секстой" на тоническую квинту.

Антракт к третьему действию — картина ночи в горах. «Звучит» тишина и «слышен» покой горных вершин. На сцене — скалистый пейзаж Сиерры. Через горные перевалы крадутся отважные контрабандисты. Хозе кажется «своим» среди этих смелых и вольных людей. Но его непрестанно мучит совесть и мысли о матери, которая ждет и верит в него.//

Вокально-хоровая работа.

Ø Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям (пение).

Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошёл прогресс (пение).

IV. Итог урока.

Итак, мы видим, что поэты, художники, композиторы в своих произведениях не просто создают образ весны, но и передают чувства, эмоции, ощущение движения, динамику. Конечно, каждый из них использует средства выразительности и изобразительности, доступные данному виду искусства. В фактуре непременно запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Мощный хор, стремительные звуки фортепиано – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

V. Домашнее задание.

Сочинение по теме: «Мастерская весны».

Четвёртая четверть

Урок 28

Наши рекомендации