Раздел II Музыка и изобразительное искусство
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Небесное и земное в звуках и красках.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность.
Музыкальная живопись и живописная музыка .
Музыкальная живопись и живописная музыка
. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова.
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Образы борьбы и победы в искусстве. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития..Полифония в музыке и живописи.
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.
Музыка на мольберте.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Импрессионизм в музыке и живописи.
Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Музыкальный жанр – Реквием.
Тематическое планирование
5 класс Тема года: "Музыка как вид искусства".
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание | ||
План | факт | ||||
Тема I полугодия: Музыка и литература | |||||
Что роднит музыку с литературой | 08.09. | ||||
2-3 | Вокальная музыка. Что такое песня? | 15.09. 22.09. | |||
4-5 | Вокальная музыка | 29.09. 06.10. | |||
Жанры инструментальной и вокальной музыки | 13.10. | ||||
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества | 20.10. | ||||
"Всю жизнь мою несу родину в душе" Звучащие картины. Мир русской песни. | 27.10. | ||||
9-10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 10.11. 17.11. | |||
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. | 24.11. | ||||
Что может изображать хоровая музыка. | 01.12. | ||||
Самый значительный жанр вокальной музыки. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 08.12. | ||||
Единство музыки и танца. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 15.12. | ||||
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 22.12. | ||||
Мир композитора. Обобщающий урок | 29.12. | ||||
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство
Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 19.01. | |||
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». | 26.01. | |||
Музыка – сестра живописи». Урок закрепления знаний | 31.01. | |||
20-21 | Искусство исполнительской интерпретации в музыке. | 02.02. 09.02. | ||
Живописность искусства. | 16.02. | |||
Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 02.03. | |||
Музыкальные сюжеты в литературе. | 09.03. | |||
Образы борьбы и победы в искусстве. | 16.03. | |||
Может ли музыка выразить характер человека? | 23.03. | |||
Образы природы в творчестве музыкантов. | 06.04. | |||
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. | 13.04. | |||
Волшебная красочность музыкальных сказок. | 20.04. | |||
Сказочные герои в музыке. | 27.04. | |||
Тема богатырей в музыке | 04.05. | |||
Что такое музыкальность в живописи «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». | 11.05. | |||
Что такое музыкальность в живописи «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». | 18.05 | |||
Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». | 25.05 |
Планируемые результаты:
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
Уметь:узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в ходе исследовательской, проектной работы, подготовки и участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Во внеклассных мероприятиях в ходе проведения недели музыки. Акмуллинская дистанционная олимпиада по музыке 5-7 классы
Постановка детского мюзикла обучающимися 5-9 классов «Новогоднее приключение».
Музыкальный осенний марафон.
Конкурс патриотической песни.
Праздник последнего звонка.
Концерт ко Дню учителя