Раздел «Музыка и изобразительное искусство»

Задание 1.

1. Прочитайте внимательно текст.

Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные, обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества - колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые,календарные).

2. Используя слова текста, попробуйте дать определение слову «фольклор».

Фольклор - ____________________________________________________

______________________________________________________________

3. Заполните таблицу, соотнеся русские фольклорные песни с работами художников. Для выполнения задания используйте текст и названия репродукций.

«Ночь на Ивана Купала» - Г. Семиградский, «Колядки в Малороссии» - К.А.Трутовский, «Хоровод» - А. Рябушкин, «Святочные гадания» - К. К. Пимоненко, «Колыбельная» - А. Бугро, «Праздничное гулянье» - К. А. Коровин, «Скоморохи» - А. П. Васнецов.

1. Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru 2. Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru 3. Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru

4. Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru 5. Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru

6. Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru 7. Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru

Название репродукции и автор Жанр русской песни
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    

Задание 2.

1. Прочитайте внимательно текст.

Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «...архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис». Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) — отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон».

С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья.

О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон — пропадай мой сон, другой звон — земной поклон, третий звон — из дому вон.
О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

Трудное дело — отливка колоколов. Колокол — это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола — свои переливы, у каждого звона — свое назначение.

2. Озаглавьте текст.

3. Допишите предложения, используя слова текста.

Колокола делали __________________________________________________

Борис, освоив новое мастерство, положил _____________________________

________________________________________________________________

Колокола звучали ________________________________________________

Колокола обычно изготовлялись ____________________________________

В колокольный сплав, состоявший из меди и олова _____________________

________________________________________________________________

4. Вспомните, в каких музыкальных произведениях звучат колокольные звоны.

5.Напойте музыкальную мелодию. Назовите её композитора. Как звучит в ней колокольный звон?

Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru

6.Составьте по тексту кластер, где ключевое слово - колокол.

Задание 3.

1. Прочитайте внимательно текст.

Каждая страна гордится своими музыкальными традициями. Не исключение и Австрия - маленькое государство в центре Европы. Именно здесь снежным январским вечером в 1756 году родился гениальный композитор - Вольфганг Амадей Моцарт. Его музыка настолько же бесценна для человечества, как и труды Пифагора, сонеты Шекспира, открытия Эйнштейна. Она покоряет, завораживает, овладевает памятью.

Цена за талант оказалась слишком высокой. В жизни Моцарта было все - ошеломительный успех в детстве, блеск лучших концертных залов в зрелые годы, тщетные ожидания влиятельного покровительства и забвение. Гений умер в нищете, но его музыка стала бесценным достоянием, которое спустя столетия будет волновать, радовать, вызывать слезы и легкую грусть.

2. Среди портретов найдите портрет Моцарта.

Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru

3. В какой стране родился Моцарт?

· Англия

· Австрия

· Германия

4. На каком инструменте играл Моцарт?

· скрипка

· флейта

· фортепиано

Задание 4.

1. Прочитайте внимательно текст.

«...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...».

2. Допишите предложение:

Качают Кикимору _________________________________________________

Голова у неё ______________________________________________________

Со полуночи ______________________________________________________

3. Сочините свою музыку к данному сюжету.

4. Дайте характеристику действующим лицам сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору.

5. Нарисуйте иллюстрацию к данному отрывку текста.

Задание 5.

1. Прочитайте внимательно текст.

От древнейшего барабанного боя и дудочек до новейшего симфонического оркестра с органом и синтезатором – всё входит в понятие «инструментальная музыка». Всё, что не поётся, а играется, - музыка инструментальная: старая, новая, народная, профессиональная, серьёзная, развлекательная, программная, не программная и т.д. По сравнению с вокальной музыкой у инструментальной есть потери и преимущества. Она уступает вокальной в непосредственности и теплоте человеческого голоса, но превосходит её в разнообразии и богатстве тембров, регистров, диапазона, скорости смены звуков, долготе тянущегося звука, комбинациях тембров и т.п., всего не перечислишь. Именно поэтому выразительные возможности инструментальной музыки неисчерпаемы, и ей подвластны самые разнообразные эмоции и образы. Недаром древние греки считали инструментальную музыку высшим, божественным искусством.

Немецкий композитор 19 в. Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием « Песни без слов». Песни в жанре инструментальной музыки – песни на воде.

2. Допишите предложение:

Все, что поет ______________________________________________________

Выразительные возможности ________________________________________

3. Какие из этих строк больше всего созвучны с «Вокализом» Рахманинова?

· Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Б. Пастернак

· Сыплются с дерева листья поблекшие,

В поле, желтея, поникли кусты;

По небу тучи плывут бесконечные...

Осень докучная!.. Да, это ты!

А. Плещеев

· Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь.

Ф. Тютчев

· Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

А. С. Пушкин

4. Нарисуйте пейзаж к понравившимся Вам строкам.

Задание 6.

1. Прочитайте внимательно текст.

Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины— «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.

2. Допишите предложения:

Былины написаны _________________________________________________

Былины связаны __________________________________________________

3. Напишите имена русских былинных богатырей.

4. Напишите названия музыкальных инструментов.

  Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru
         

5. Нарисуйте иллюстрацию на тему: «Былинный богатырь».

Задание 7.

1. Прочитайте внимательно текст.

Опера – это сложное музыкально- театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Поэтому у оперы пять создателей: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер, художник и режиссёр.

Композитор пишет музыку на литературный текст-либретто (текст оперы, написанный на сюжет уже существующего литературного произведения). Режиссёр сочиняет спектакль. Художник создаёт костюмы действующих лиц и декорации. Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: “хорео” - пляска, “графо” - пишу).

2. Ответьте на вопросы:

1. Музыкально-театральное представление, в котором, соединились виды искусства: музыка, хореография, литература, изобразительное искусство:

а) симфония б) опера в) балет

2. Вступление к опере:

а) увертюра б) финал в) кульминация

3. Книжечка с кратким содержанием оперы или балета:

а) роман б) повесть в) либретто

4. Большой коллектив музыкантов:

а) оркестр б) трио в) хор

5. Вершина развития:

а) завязка б) кульминация в) финал

6. Выражение лица:

а) движение б) мимика в) пантомима

7. Постановщик балетного представления:

а) дирижер б) хормейстер в) балетмейстер

8. Четкая декламация слегка нараспев:

а) песня б) речитатив в) романс9. Песня в опере:

а) ария б) вокализ в) романс

10. Вид оркестра в опере или балете:

а) народный б) симфонический в) духовой

11. Движения и жесты в балете:

а) пантомима б) финал в) увертюра

12. Большой коллектив танцоров:

а) кордебалет б) хор в) оркестр

13. Медный духовой инструмент:

а) флейта б) дудочка в) труба

14. Струнно-смычковый инструмент:

а) балалайка б) литавры в) виолончель

3. Посмотрите на канале «Культура» оперу.

4. Нарисуйте иллюстрацию к любой опере.

Задание 8.

1.Прочитайте внимательно текст.

Корни балета в народном творчестве. Разнообразные и богатые по содержанию народные танцы разных стран Европы стали источником этого сложного вида музыкально-театрального искусства, прошедшего долгий и сложный путь развития. Но большую роль в возникновении балета сыграли не только народные пляски, которые в далеком прошлом сопровождались пением, возгласами, выразительными жестами, изображая сцены из народной жизни. Оказали влияние на зарождение балета и маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, торжественные процессии, балы – придворные развлекательные представления (особенно в Италии и Франции XVI-XVII веков), в которых танцам было отведено почетное место.

Итальянское слово balletto, означающее одновременно танец, бал и балет, утвердилось в Италии и Франции в конце XVI века. В блестящую эпоху Возрождения (XVI век) стремление воскресить грандиозные зрелища древнегреческого театра привело к рождению нового жанра. Со временем постепенно танцы освободились от диалогов и пения. Появился новый вид самостоятельного театрального представления – балет.

2. Допишите предложения.

Народные танцы ____________________________________________________

Сопровождались __________________________________________________

Итальянское слово __________________________________________________

Новый вид _______________________________________________________

3. Используя предложенные слова, заполните таблицу.

Опера Балет
   

Слова для справок: мюзикл, пуанты, хор, пантомима, вокализ, ария, либретто, пачка, кордебалет.

4.Подберите из журналов по искусству иллюстрации к данному тексту.

5. Составь коллаж на тему: «Балет».

Задание 9.

1.Прочитайте внимательно текст.

Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты - красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам. Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

2. Подберите слова, наиболее подходящие к музыке.

Утончённая, слезливо, поэтичная, с огнем, изысканная, с грацией, звуки словно повисают в воздухе, оригинальные созвучия, повелительно, торжественно, величаво, горячо, пылко, меланхолично

3. Внимательно рассмотрите репродукцию картины К. Моне «Впечатление».

Раздел «Музыка и изобразительное искусство» - student2.ru

Подберите из текста слова, которые смогли бы рассказать об этом поизведении.

4. Составьте синквейн, где ключевое слово – образ.

Задание 10.

1. Прочитайте внимательно текст.

«...Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашел ему имя, нашел название!»

2. На основе текста сформулируйте свои доказательства. Составьте два суждения «Верно ли, что…»

А) Верно ли, что одним из ярких событий «Русских сезонов» стал балет И. Стравинского «Петрушка»?

Б) Верно ли, что балет это яркое средство выражения образов, поэтому он никогда не вводится в действие опер?

В) Верно ли, что музыка в театре, кино и ТВ играет одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи?

Г) Верно ли, что для создания мультфильма и кинофильма не требуется сценарий?

3. Подчеркните в тексте предложения, в которых раскрывается образ Петрушки.

4. Допишите предложения:

Перед ________________________________________________________ игрушечного плясуна.

Завершается _______________________________________________________

_______________ плясуна.

Вечный________________________________________________________ всех стран!

5. Озаглавьте текст.

6. Продолжить рассказ, используя полученные знания на уроке.

На фоне праздника Масленицы развёртывается драма Петрушки, влюблённого в Балерину.Но красавица равнодушна к нему, предпочитая… .

7.Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту.

Заключение

Этот сборник адресован учителям предметов эстетического цикла и технологии. Педагоги могут использовать ее как пособие для более эффективного проведения уроков изобразительного искусства, музыки и технологии. В него включены тексты по разделам примерных образовательных программ. К текстам даются творческие задания, помогающие формировать у обучающихся навыки и умения смыслового чтения текстов. В него входят как художественные тексты, так и научно-популярные.

Предлагаемая работа с текстами призвана развить и самостоятельное творческое мышление, сформировать мировоззренческую позицию. Задания к текстам можно, на усмотрение учителя, варьировать. Предлагая тексты с творческими заданиями, можно вовлечь обучающихся в активное обсуждение предлагаемой учебным предметом темы, на уроках контроля и обобщения знаний. Такие задания дети могут выполнять как индивидуально, так и парой или небольшой группой. Кроме того, они могут быть использованы для повторения уже пройденного материала, а также в качестве домашнего задания.

По мнению авторов, такие творческие задания с тестами могут эффективно использоваться обучающимися для самоконтроля. Этот материал может использоваться и на уроках в классах с детьми ОВЗ. Такие задания позволяют осуществлять дифференцированный подход к оценке знаний, повышать мотивацию обучающихся.

Литература

1. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М.: Современник, 1999.- 192 с., ил.

2. Григорович В. Б. Великие музыканты Западной Европы. М.: Просвещение, 1982. - 224 с., ил.

3. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. – 128 с.

4. Изобразительное искусство. 5-9 кл./под ред. С.П.Ломова. М.: Просвещение, 2012.- 144 с., ил.

5. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989.- 191 с.

6. Кленов А. Там, где музыка живет. М.: Педагогика, 1986. – 191 с., ил.

7. Ломов С. П. Живопись: Учебное пособие – М.: Агар, 2008. – 348 с., ил.

8. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей. – Мн.: Беларусь. 2005.- 151 с., ил.

9. Неклюдова Н.Г., Ракова Н.М. История русского искусства., в двух томах, М,: Изобразительное искусство, 1980. – 1220 с., ил.

10. Очерки истории искусств / под ред. Н. Е. Григоровича, Г. Г. Поспелова. – М.: ВНИИ искусствознание. 1987. – 455 с.

11. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / под ред. В. М. Полевой., в двух томах. – М.: Советская энциклопедия. 1986.- 980 с, ил.

12. Самин Д. К. Сто великих композиторов. М.: Вече, 2004. – 383 с., ил.

13. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система знаний: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2013. – 117 с.

14. Энциклопедический словарь юного художника / сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М.: Педагогика, -1983.- 416 с., ил.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………… 3

Изобразительное искусство

Раздел «Перспектива» …………………………………………………… 6

Раздел «Натюрморт» …………………………………………………… 8

Раздел «Рисование по памяти и по представлению» …………………. 12

Раздел «Цветоведение» …………………………………………………. 16

Раздел «Декоративно- прикладное искусство» ………………………… 19

Технология (обслуживающий труд)

Раздел «Кулинария» ……………………………………………………… 31

Раздел «Машиноведение» ……………………………………………….. 33

Раздел «Материаловедение» …………………………………………….. 35

Раздел «Конструирование и моделирование» …………………………. 36

Музыка

Раздел «Музыка и литература» …………………………………………. 39

Раздел «Музыка и изобразительное искусство» ………………………. 42

Заключение ……………………………………………………………….. 53

Литература …………………………………………………………………54

Содержание ………………………………………………………………… 55

Наши рекомендации