Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и

различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Урок 18.Что роднит музыку с изобразительным искусством.(1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19.Небесное и земное в звуках и красках.(1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20-21.Звать через прошлое к настоящему.(2ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 22-23.Музыкальная живопись и живописная музыка(2ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души

человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 24.Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25.Портрет в музыке и изобразительном искусстве.(1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26.Волшебная палочка дирижера.(1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27.Образы борьбы и победы в искусстве.(1ч)

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28.Застывшая музыка.(1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29.Полифония в музыке и живописи.(1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30.Импрессионизм в музыке и живописи(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 31.О подвигах,о доблести и славе...(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 32.В каждой мимолетности вижу я миры…(1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 33.Музыкальная живопись Мусоргского(1ч)

Урок 34.Мир композитора.С веком наравне.(1ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Урок 35.Заключительный урок–обобщение.(1ч)

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» основными формами организации учебных занятий являются индивидуальные,

групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные, а также следующие виды организации учебной деятельности:

экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие, исследовательский проект, работа по карточкам, самопроверка, взаимопроверка.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока Разделы и темы Кол-
    во
    часов
  Раздел I. Музыка и литература
     
Характеристика Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки  
основных видов и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость,  
деятельности личностное отношение к музыкальным произведениям.  
ученика Исполнять народные песни,песни современных композиторов,  
(на уровне учебных понимать особенности музыкального воплощения  
действий) стихотворных текстов. Находить ассоциативные связи между  
  художественными образами музыки и других видов искусства.  
  Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах  
  изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном  
  произведении, высказывать суждение об основной идее.  
  Находить жанровые параллели между музыкой и другими  
  видами искусства. Рассуждать об общности и различии  
  выразительных средств музыки и литературы. Определять  
  характерные признаки музыки и литературы. Самостоятельно  
  подбирать сходные и(или)контрастные литературные  
  произведения к изучаемой музыке. Определять характерные  
  черты музыкального творчества народов России и других  
  стран. Участвовать в коллективной исполнительской  
  деятельности. Передавать свои музыкальные впечатления в  
  устной и письменной форме. Использовать образовательные  
  ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и  
  литературы.  
Что роднит музыку с литературой
Вокальная музыка
Фольклор в музыке русских композиторов
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни
Всю жизнь мою несу родину в душе…
7-8 Писатели и поэты о музыке и музыкантах
9-10 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
11-12 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Музыка в театре, кино, на телевидении
14-15 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
16-17 Мир композитора
  Раздел II. Музыка и изобразительное искусство
     

Характеристика Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки  
основных видов с литературой и изобразительным искусством. Находить  
деятельности ассоциативные связи между художественными образами  
ученика музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за  
(на уровне учебных процессом и результатом музыкального развития, выявляя  
действий) сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях.  
  Участвовать в совместной деятельности при воплощении  
  различных музыкальных образов. Самостоятельно подбирать  
  сходные и (или) контрастные произведения изобразительного  
  искусства к изучаемой музыке. Владеть музыкальными  
  терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.  
  Проявлять эмоциональную отзывчивость,личностное  
  отношение к музыкальным произведениям при их восприятии  
  и исполнении. Использовать различные формы творческих  
  заданий в освоении содержания музыкальных произведений.  
  Исполнять песни отечественных композиторов. Различать  
  виды оркестра и группы музыкальных инструментов.  
  Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,  
  литературы и изо искусства. Импровизировать в пении, игре,  
  пластике. Формировать личную фонотеку, библиотеку,  
  видеотеку, коллекцию произведений изобразительного  
  искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной  
  информации в сети Интернет. Оценивать собственную  
  музыкально-творческую деятельность и деятельность своих  
  сверстников. Защищать творческие исследовательские  
  проекты.  
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и красках
20-21 Звать через прошлое к настоящему
22-23 Музыкальная живопись и живописная музыка
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижёра
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Импрессионизм в музыке и живописи
О подвигах, о доблести, о славе…
В каждой мимолётности вижу я миры…
Музыкальная живопись Мусоргского
Мир композитора. С веком наравне
Заключительный урок-обобщение
Итого  
     

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов) - student2.ru

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

• специфику музыки как вида искусства;

• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

• основные жанры народной и профессиональной музыки;

• основные формы музыки;

• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

• имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Наши рекомендации