Общая характеристика предмета

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (музыка)» для 1,2, 4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373), с учетом авторской программы по музыке – «Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы» авторов: Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С., М Просвещение, 2011.:опираясь на основные положения художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. При создании программы, авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новее технологии общего музыкального образования.

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МБОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа». Предмет «Музыка» изучается в 1,2,4 классах в объёме не менее 101 часа (33 часа в 1 классе, по 34 часа – во 2 ,4 классах).

Учебно-методический комплект по программе «Музыка» Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Шмагиной Т.С – рекомендован Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений разного типа. УМК по музыке для каждого класса включают в себя учебник, рабочую тетрадь для учащихся, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию (аудиокассеты и CD диски) для учителя.

Освоение содержания УМК является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, современного музыкального творчества. В центре УМК – различные явления русской музыкальной культуры. И это не случайно, так как комплекты предназначены для учащихся школ России. Музыкальное и общехудожественное развитие невозможно без воспитания у учащихся чувства стиля, формирования их «интонационного словаря». Поэтому отбор и организация музыкального материала УМК осуществляется в опоре на понимание интонационное в широком смысле слова, закономерности искусства, ярко выраженные в стиле каждого художника, что даёт возможность детям с первого класса войти в мир композитора, почувствовать своеобразие его музыки, характерные особенности его музыкального высказывания – его музыкальной речи.

Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерностями развития музыки, соотнесение практически каждого произведения с некоторым множеством произведений, специально подобранных в УМК по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль. А это является важнейшим качеством восприятия, определяет музыкальную грамотность учащихся.

Основное содержание программы реализуется с помощью использования следующих методов:

1) Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки

2) Метод эмоциональной драматургии

3) Метод перспективы и ретроспективы

4) Метод создания композиций (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)

5) Метод игры

6) Метод художественного контекста (выход за пределы музыки)

7) Метод проектов

8) Метод исследовательской деятельности

В учебном процессе эти методы применяются как при работе с конкретными музыкальными сочинениями, так и при изучении той или иной тематической линии, в связи с воплощением какой-либо художественно-педагогической идеи. Способы и приёмы подачи музыкального материала можно применять вариативно.

ЦЕЛЬмассового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

ЗАДАЧИмузыкального образования младших школьников:

- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МБОУ « Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа». Предмет «Музыка» изучается в 1,2,4 классах в объёме не менее 101 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа – во 2,4 классах).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация, и др.);

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)…

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор-исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира.Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD-DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс

№ п/п Дата Тема Решаемые проблемы (цель) Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)  
понятия Характеристика учебной деятельности универсальные учебные действия (УУД) личностные результаты Лабораторное оборудование
Музыка вокруг нас  
09.09.14   «И Муза вечная со мной!»   Как воспринимать музыку? Что такое музыка? Цели: дать понятие о звуке, о музыке как виде искусства; развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров Композитор, исполнитель, слушатель, звуки шумовые и музыкальные Научатся:слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принад-ей и правилами их исполь-я Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале урока. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель Магнитофон, синтезатор, мультимедиа проектор, ноутбук, учебник  
16.09.13 Хоровод муз   Что такое хоровод муз? Цель: раскрыть характерные особенности песен и танцев народов мира Хор, хоровод; «Хора», «Сиртаки» Научатся: исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой Регулятивные: преобразовывать познават. задачу в практическую. Познавательные: ориент-ся в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея- Чувство гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов Синтезатор, магнитофон, мультимедиа проектор, ноутбук

Продолжение табл.

№ П/п Дата Тема Решение проблемы (цель) Понятия Характеристика учебной деятельности УУД Личностные результаты Лабораторное оборудование
            тельности; работать в паре, группе    
23.09.13 Повсюду музыка слышна   Как различать многообразие детских песен-попевок? Цель: показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня, песня-закличка Научатся:сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллек-ной работе Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии Синтезатор, магнитофон
03.10.13 Душа музы- ки – мелодия     Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш). Цель: дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произведения Мелодия, песня, танец, марш Научатся:определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач Магнитофон, Синтезатор
04.10.13 Музыка осени   Как определить характер осенней музыки? Цели: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами Музыка, живопись, литература, характер настроения, динамика, напевность Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия – главная мысль музыкального произведения Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание Магнитофон, синтезатор, мультимедиа проектор, ноутбук

Продолжение табл.

№ п/п Дата Тема Решение проблемы (цель) Понятия Характеристика учебной деятельности УУД Личностные результаты Лабораторное оборудование
14.10.13 Сочини мелодию Как сочинить музыку? Цель: познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии Мелодия, аккомпанемент, ритм Научатся:находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека Синтезатор, магнитофон, шумовые инструменты
17.10.13 «Азбука, азбука каждому нужна…»   Как песня помогает человеку? Цель: учить слушать песни; установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой Песня, ноты Научатся:слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности Магнитофон, Синтезатор  
25.10.13 Музыкальная азбука     Как ты понимаешь словосочетание «музыкальная азбука»? Цель:учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; познакомить с элементами нотного письма Мелодия, аккомпанемент, ритм, нотная запись, звук, нота (различие) Научатся:различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизировать в пении, игре, пластике Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни Синтезатор, магнитофон, нотный стан, ноты

Продолжение табл.

№ п/п Дата Тема Решение проблемы (цель) Понятия Характеристика учебной деятельности УУД Личностные результаты Лабораторное оборудование
  Музыкальные инструменты. Народные инструменты Какие бывают музыкальные инструменты? Как звучат народные инструменты? Цель: учить различать разные виды инструментов; познакомить с тембрами русских народных инструментов Свирель, дудочка, рожок, гусли Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;находить сходства и различия в инструментах разных народов Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности Синтезатор, магнитофон, свирели, шумовые инструменты
  «Садко». Из русского былинного сказа Что такое опера? О чем поют гусли? Цель: учить определять звучание гуслей; познакомить с оперой-былиной «Садко» Гусли, опера, былина. Жанры музыки: песни-пляски, песни-колыбельные Научатся: определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко») Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности Синтезатор, магнитофон, мультимедиа проектор, ноутбук
  Музыкальные инструменты   Какой инструмент изображает птичку? На каком инструменте играл гусляр Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента – флейты? Цель: сопоставить звучание народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов Свирель, гусли, рожок, арфа, флейта, фортепиано, музыкант-исполнитель, оркестр Научатся:определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Локшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха) Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа Синтезатор, магнитофон, шумовые инструменты, плакат с музыкальными инструментами

Продолжение табл.

№ п/п Дата Тема Решение проблемы (цель) Понятия Характеристика учебной деятельности УУД Личностные результаты Лабораторное оборудование
  Звучащие картины   Можно ли услышать музыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка, а в каких – профессиональная, сочиненная композиторами? Цель: расширять художественные впечатления, развивать ассоциативно-образное мышление Песня, опера, пьеса, флейта, арфа Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало – кульминация – концовка; составлять графическое изображение мелодии Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: читать простое схематическое изображение. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления Магнитофон, Синтезатор, мультимедиа проектор, ноутбук
  Разыграй песню В каких фразах песни одинаковая мелодия? С каким настроением нужно петь каждую из этих мелодий? Цель: познакомить с приемами исполнительского развития в музыке; выявить этапы развития сюжета Песня, куплет, мелодия Научатся:выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой) Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость Синтезатор, магнитофон,
  Пришло Рождество, начинается торжество Что общего в рождественских песнях разных народов? Какие ты знаешь рождественские сказки, песни, стихи? Цель: познакомить с на- Народные праздники, рождественские песни Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впе- Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа Магнитофон, синтезатор

Продолжение табл.

№ п/п Дата Тема Решение проблемы (цель) Понятия Характеристика учебной деятельности УУД Личностные результаты Лабораторное оборудование
      родными праздниками, рождественскими песнями, духовной жизнью людей     чатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника    
  Родной обычай старины   Сочини музыкальные пожелания тем людям, к которым ты идешь в гости. Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества Праздник Рождества Христова; колядки Научатся:выразительно исполнять рождественские колядки. Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа Магнитофон, синтезатор
  Добрый праздник среди зимы Какому из фрагментов созвучны слова свет, радость, добро, любовь? На каких инструментах можно сыграть сопровождение к маршу у новогодней елки? Изобрази движениями рук «Вальс снежных хлопьев». Цель: выявить степень понимания роли музыки в жизни человека; познакомить с балетом «Щелкунчик» П. И. Чайковского Балет-сказка, марш, вальс, «Па-де-де» Научатся:определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать. «Марш», «Вальс снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. «В лесу родилась ёлочка» Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач Синтезатор, магнитофон, мультимедиа проектор, ноутбук

Продолжение табл.

№ п/п Дата Тема Решение проблемы (цель) Понятия Характеристика учебной деятельности УУД Личностные результаты Лабораторное оборудование
Музыка и ты  
  Край, в котором ты живешь С каким настр. нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувства возникают у тебя, когда ты поешь об Отчизне? Цель:познакомить с песней, выявить этапы развития сюжета; показать красоту родной земли в музыке, поэзии, живописи Двухчастная форма, мажорный лад, мажор, повторяющиеся интонации Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне Регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные:строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг Синтезатор, магнитофон, мультимедиа проектор, ноутбук
  Поэт, художник, композитор Какое время суток изобразил художник на своей картине? Какие краски он использовал для этого? Какое настр-е передал поэт словами? Какими звуками нарис. композиторы пробуждение нового дня? Какое из произв-ний искусства – картина или стих-е – созвучны этой музыке? Цель: закрепить и обобщить знания по теме Картина – художник, стихи – поэт, музыка – композитор Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности (на примере «Пастораль» А. Шнитке, «Пастораль» Г. Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева) Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения Синтезатор, магнитофон, мультимедиа проектор, ноутбук, учебник
                   

Продолжение табл.

№ п/п Дата Тема Решение проблемы (цель) Понятия Характеристика учебной деятельности УУД Личностные результаты Лабораторное оборудование
29.01.14 Музыка утра   Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах? Цель: выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес; дать понятие термина контраст Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация Научатся:проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение (на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро») Регулятивные:использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи Магнитофон, синтезатор, мультимедиа проектор
05.02.14 Музыка вечера Какие слова наиболее точно выражают настроение вечернего пейзажа? Передай красками настроение вечера.О чем рассказала тебе музыка? Цель: познакомить с понятием контраст, расширять художественные представления о жанре вечернего пейзажа в искусстве Картина вечера, музыкальные краски, настроение в музыке, поэзии, живописи Научатся:проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (на примере музыки В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», В. Салманова «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная Регулятивные:использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека Синтезатор, магнитофон, мультимедиа проектор

Продолжение табл.

№ п/п Дата Тема Решение проблемы (цель) Понятия Характеристика учебной деятельности УУД Личностные результаты Лабораторное оборудование
12.02.14 Музыкальные портреты   Как музыка помогла тебе определить характер героя, его настроение? Какие слова помогут разгадать тайну незнакомца? Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений Мелодия, разговор-диалог, персонажи, портрет, музыкальный портрет Научатся:проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес Регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные:узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные:задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности Синтезатор, магнитофон, мультимедиа проектор
26.02.14 Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка   Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить сказку и игру? Цель: познакомить с образами русского народного фольклора и народной игрой «Баба Яга»; находить характерные интонации героев Игра-драматизация. Образы русского фольклора Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные) Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные:выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования Магнитофон, синтезатор, иллюстрации, учебник.  
05.03.14 У каждого свой музыкальный инструмент   Какие инструменты ты услышал? Цель: учить исполнять песню по ролям, сопровождая пение игрой на импровизированных музыкальных инструментах Волынка, дудка, рожок, фортепиано, солист, оркестр Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностью Регулятивные:применять установленные правила. Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач Синтезатор, шумовые инструменты, магнитофон, свирели  

Продолжение табл.

№ п/п Дата Тема Решение проблемы Понятия Характеристика учебной деятельности УУД Личностные результаты Лабораторное оборудование
12.03.14 Музы не молчали. Мамин праздник   Как ты понимаешь слова подвиг, патриот, герой? Цель: вызвать чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны; сформировать понятия солист, хор, оркестр Родина, герой войны, патриот, солдатская песня, богатырь Научатся:объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни Бородин «Богатырская симфония», «Солдатушки, бравы ребятушки…», «Спасибо» И.Арсеев. Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:ставить и формулировать проблемы. Коммуникативн

Наши рекомендации